Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РСЧС

Основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Во исполнение его и с учетом предложений МЧС России Правительством РФ принято постановление от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик, краев, областей, городов, организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации ЧС.
РСЧС базируется на нескольких постулатах:

  1. признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
  2. соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС, отдание приоритета профилактической работе;
  3. комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
  4. построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей состава участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней (рис. 2.1):

  1. федеральный (вся территория РФ);
  2. региональный (несколько субъектов РФ);
  3. территориальный (территория субъекта РФ);
  4. местный (регион, город);
  5. объектовый.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС), органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:

1. на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

Рис. 2.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

2. на региональном — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);

3. на территориальном — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);

4. на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);

5. на объектовом, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС (КЧС).

 

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС):

  1. на федеральном уровне — МЧС России;
  2. на региональном — 9 региональных центров (в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите, Хабаровске);
  3. на территориальном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);
  4. на местном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);
  5. на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

  1. пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях МЧС России);
  2. оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС) всех уровней;
  3. дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
  4. дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Территориальные подсистемы РСЧС (рис. 2.2) создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС (рис. 2.3) создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики

Рис.2.2. Территориальные подсистемы РСЧС

 

Рис. 2.3. Функциональные подсистемы РСЧС

 

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Например, экологическая безопасность возложена на силы и средства МПР России, наблюдение и контроль за стихийными (природными) явлениями — на Росгидромет, контроль обстановки на потенциально опасных объектах — на Госатом и Гостехнадзор России, экстренная медицинская помощь — на Минздравсоцразвития России, пожарная безопасность — на МЧС России.

Руководство всей системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства: наблюдения и контроля силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС включают:

Читайте также:

Электричество. Действие на человека. Защита и правила поведения

Сильные ветры. Поражающие факторы и правила поведения

Основные источники опасности

Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности

Введение в БЖД. Безопасность жизнедеятельности

Вернуться в оглавление: Безопасность жизнедеятельности


double arrow
Сейчас читают про: