Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Функции рынка в экономике

Рынок связывает в единое целое всех производителей и потребителей и позволяет всем находить нужный товар; автоматически регулирует производство и приспосабливает объемы и структуру производства к объему и структуре общественных потребностей за счет свободного перелива капиталов из менее доходной отрасли в более доходную (путем покупки акций, предприятий, открытия новых фирм и т.д.), поэтому в рыночной экономике нет устойчивого дефицита или перепроизводства. Все производство ориентируется только на потребление и не работает вхолостую. Рынок не терпит производства ради производства, как это было в административно-командной системе СССР.

Рынок за счет свободного перелива капитала оптимально распределяет ресурсы между отраслями и таким образом повышает эффективность производства,  через мотив прибыли стимулирует активизацию производства и использует новаторство предпринимателей в выпуске новых товаров, в использовании НТП, новых форм организации производства.

Рынок активизирует не только предпринимателей, но и наемных работников, заставляет учиться, повышать квалификацию, приобретать профессии, нужные обществу, санирует – очищает производство от ленивых, неумелых, нечестных хозяев.

Таким образом, рынок, родившись 6 тысяч лет тому назад, из простого случайного бартера превратился в достижение цивилизации – автоматический механизм регулирования, стимулирования и санирования экономики.

Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение. Рассмотрим их.

Из определения товара: «товар – это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность и поступающий к потребителю через куплю-продажу» следует, что он обладает двумя свойствами. Первое свойство – полезность, в теории называется потребительной стоимостью, поскольку полезность рассматривается в экономическом смысле – как способность удовлетворять потребности покупателя. Второе свойство – стоимость, ценность товара.

Эту категорию трактуют по-разному, как уже указывалось в вопросе об истории экономических знаний. В данном случае мы  рассматриваем трудовую теорию стоимости, которая трактует ценность товара издержками производства. Такое толкование ценности выражает количественное свойство товара. Каким бы ни был спрос на рынке, обычная авторучка не будет стоить дороже обычного пианино.

К.Маркс использует в качестве измерителя стоимости трудовые затраты в виде рабочего времени, причем не индивидуального, а общественно необходимого. Таковым он считает труд большинства производителей (при общественно нормальных условиях и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда).

Дальнейшее изучение проблем рынка покажет, что каждое из этих двух свойств товара определяет конъюнктуру (в пер. с лат. «предположение») рынка, то есть положение о спросе и предложении товара.   На этом построил теорию взаимодействия спроса и предложения Альфред Маршалл, 
показав, что полезность товара создает спрос на него,  издержки производства определяют предложение, а взаимодействие того и другого – цену.

После этого открытия А.Маршалла наука отошла от монизма – попыток найти единый источник стоимости и перешла к функциональному  анализу влияния разных факторов на производство.





 

Читайте также:

Содержание, формы и методы регулированияэкономики на макроуровне

Регулирование отношений на рынке труда

Оплата труда работников образования

Экономическое равновесие на макроуровне: сущность и условия

Происхождение денег, их сущность

Вернуться в оглавление: Экономическая теория

Просмотров: 2815

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.157.200.1