Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации


Решение проблем управления рынком

Монополистических барьеров для проникновения фирм на рынок много. Самый большой барьер – это высокая стоимость производства в некоторых отраслях, например, в автомобильной промышленности надо иметь миллиарды долларов, чтобы начать дело. Барьером является также обладание монополией контролем над важными и редкими ресурсами через авторские права и патенты. Фирма, имеющая патент, то есть свидетельство о собственности на технологию, конструкцию прибора и т.д. Будучи собственником, она может продать лицензия на пользование знанием секрета фирмы. Такой тип монополии называется закрытой.  Патент в США обеспечивает монопольные права на 17 лет.

Фирма Ксерокс производит копировальную технику, обладая техническими секретами, защищенными патентами. То же самое компания Микрософт.    То же самое относится к редким способностям артистов и спортсменов.

И, наконец,   барьером служат  нелегальные методы борьбы с конкурентами со стороны мафиозных структур.

Положительное влияние монополий на общество: а) экономия на масштабе производства, так как на крупном предприятии издержки на единицу продукции меньше, поэтому некоторые монополии для общества  эффективны; б) упрощение  управления экономикой страны, так как правительство делегирует монополиям управляющие полномочия, с немногих легче спросить, поэтому они упорядочивают рынок, снижают риск в опасных отраслях, помогают распределять особо редкие и стратегические ресурсы, поэтому в США в годы Великой депрессии и в России после 1917 года шло принудительное картелирование; в) у монополий больше возможностей в НИР, т.к. они богаты. А от НИР зависит качество. Поэтому от монополий общество получает качественный продукт; г) от богатства монополий зависит социальный прогресс, урбанизация, развития сервиса; д) государственная монополия на особо доходные виды производства (производство алкоголя), пополняет казну, поэтому государство с нищей казной не должно выпускать из рук эту монополию. Но мафия иногда сильнее государства; е)государственная монополия безопаснее в авиации, атомной энергетике, где труднее появиться маньяку, которому придет в голову мысль поставить мир на колени.

Отрицательное влияние монополий на общество: завышение цен; неполное использование ресурсов; препятствие развитию других фирм; торможение НТП; увеличение неравенства доходов; политические  опасности.

На монопольном рынке своеобразное ценообразование. Экономисты вычислили, как устанавливается здесь цена. На совершенном рынке, где все цены на однородную продукцию одинаковые, и дополнительный доход от выпуска дополнительной продукции тоже одинаков.

Для монополистов ситуация иная. Для увеличения объема продаж, монополист снижает цену, поэтому предельный доход будет меньше цены. Цена, устанавливаемая монополистом, зависит от эластичности спроса на продукцию. При неэластичном спросе цены могут взвинчиваться и тогда фирмы получают монопольные доходы.

При росте налогов монополист сокращает производство и повышает цену. По расчетам  экономистов,  после введения налога цена увеличится на величину, в 3 раза превышающую размер налога.

Все это требует решения проблем управления рынком.

Проблемы управления рынком вызваны не только медленной перестройкой административно-командной экономики на рыночную, но и недостатками самого рыночного механизма. Будучи условием функционирования рынка, конкуренция изживает сама себя, потому что каждая фирма стремится к монополизму, чтобы получать больше прибыли. На примере развития ФПГ мы убедились в том, что к монополизации можно подойти двумя путями: путем концентрации, то есть укрупнения производства за счет его расширения и путем  централизации – за счет слияния капиталов. Таким образом,  рынок рождает монополию внутри себя. Поэтому процессом предотвращения монополизма государство управляет через антимонопольное законодательство.

Кроме опасности монополизма рынок имеет и другие внешние последствия (экстерналии), связанные с воздействием не на продавцов и покупателей на рынке, а на население, не участвующее в этом процессе. Как уже отмечалось, они могут быть как отрицательными, так и положительными. Положительное влияние фирмы на жизнь общества выражается в благоустройстве территории, строений, благотворительности  и меценатстве (меценат – это покровитель  наук и искусств. Лат.слово - происходит от имени римского вельможи, который славился покровительством поэтов и художников). Государство поощряет положительное влияние фирм на общество бюджетно-налоговой политикой.

Отрицательное влияние рынка связано с некомпенсируемыми издержками третьей стороны, то есть не участников рынка, а просто населения. Например, если фирма сбрасывает грязную воду в реку, а дым в атмосферу, то страдает население.
Но рынок автоматически не улавливает этого, прибыли бывает больше у 55 тех, кто не тратится на охрану среды. В связи с этим английский экономист А. Пигу (1877-1959), представитель Кембриджской школы, описал провал рынка, который он назвал «фиаско», то есть провал  рынка. Он предложил, чтобы государство брало налог с тех, кто загрязняет окружающую среду. В теории этот налог получил название «Налога Пигу». В ряде стран государство продает лицензии на ограниченное право фирм загрязнять часть среды.

Но вот другой экономист Рональд Коуз в 1960 году показал, что никакого фиаско рынка нет. Он сформулировал теорему, которая была признана на Западе наиболее важным достижением экономической мысли послевоенного периода.

Смысл теоремы Коуза в том, что если права собственности ясно определены и люди придерживаются добровольного обмена, то никаких внешних эффектов не возникает. Провала рынка нет, и государственное вмешательство не требуется.

Теорема звучит так: «В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны», то есть если субъект рынка навредил обществу, то он должен возместить потери.  Например, если корова скотовода съела посевы у соседа-фермера, то они подсчитали убытки , потом скотовод возместил их и оба остались довольны.  Но все это возможно, если оформлены права собственности. Р.Коуз  называет  11 прав собственности  (права: владения, использования, управления, право на доход, распоряжения, на безопасность, наследование, бессрочность обладания, запрет использования во вред окружающей среде, привлечение к ответственности за неуплату долга и восстановление нарушенных правомочий).

В результате четкого распределения прав собственности внешние эффекты превращаются во внутренние (суд не нужен, если люди могут договориться). Внешние эффекты появляются там, где размыты права собственности.

В связи с этим, проблема управления рынком со стороны государства заключается в законодательном определении прав собственности.

Таким образом, в порядке управления рынком должно осуществляться следующее: обеспечение государством абсолютной мобильности всех видов ресурсов, как материальных, денежных, так и трудовых;   развитие инфраструктуры рынка;  обеспечение свободного ценообразования; совершенствование  антимонопольного законодательства, поощрение положительного влияния фирм на общество бюджетно-налоговой политикой, управление охраной окружающей среды, законодательное определение прав собственности, регулирование административных, естественных и искусственных  монополий, предотвращение политических опасностей, создаваемых олигархическими ФПГ.





 

Читайте также:

Монополия как форма несовершенного рынка

Формы и методы регулирования экономики на макроуровне

Происхождение денег, их сущность

Планирование и прогнозирование развития образования

Условия перехода России к рыночному хозяйству

Вернуться в оглавление: Экономическая теория

Просмотров: 3545

 
 

54.162.47.106 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.