double arrow

Зороастризм в повседневной культуре персов

Культовая сторона зороастризма направлена на то, чтобы из самой жизни человека сделать постоянный культ, славящий Ахура-Мазду. Вся жизнь человека должна была соответствовать такой триаде: добрая мысль, доброе слово, доброе дело. Обряд принятия зороастризма называется сэдрэ пуши, что на персидском языке означает одевание рубахи или навджотновое рождение. Обряд проводится мобедом (духовным лицом, отвечающим за сохранность огня). Во время обряда человек, принимающий веру, произносит зороастрийский Символ веры, молитву Фраваран, надевает священную рубаху сэдрэ (судрэ) и повязывает священный пояс кушти. Обычно обряд проводится по достижении ребёнком совершеннолетия (15 лет), но может проходить в более раннем возрасте, но лишь не раньше, чем ребёнок сможет сам произнести Символ веры и повязать пояс. При принятии зороастризма необходимо, чтобы человек находился в здравом уме, не был наркозависим и не совершал неискупимых грехов. Будущий прозелит должен тесно контактировать с наставником не менее одного года до прохождения сэдрэ пуши.

Однажды одев кушти, зороастриец обязан постоянно его обновлять – развязывать и повязывать его заново. Это делается перед чтением молитв, важными делами, а также после осквернения, в случае совершения греха.

Среди обрядов зороастризма особое место занимают молитвы и обряды очищения. Особенно строгие и сложные обряды очищения. В зороастризме существует перечень основных видов «чистых» и «грязных» растений и животных. Прикосновение к «грязным» животным или растениям считается грехом. Особенно почитают в зороастризме воду, огонь и землю, и зороастрийцы очень боятся осквернить их нечистым помыслом или делом. Так, чтобы налить воды, необходимо вымыть руки. Во время дождя нельзя выходить на улицу, дабы не смешать воду с грязью. Для разведения огня в домашнем очаге используют только тщательно очищенные сухие дрова. Сами дома зороастрийцев отличаются удивительной чистотой. Очищение происходит не только при помощи специальных религиозных практик, но и посредством созидательного труда, а некоторые грехи выбиваются ударами палок. Очищение регулярно проходит через ритуальное омовение – падъяб. Длительный ритуал очищения называется барашнум, который проводится мобедом в присутствии собаки – животного, которое считается невосприимчивым к скверне. Каждому зороастрийцу рекомендуется хотя бы раз в жизни пройти этот обряд.

Очищению души также содействует труд и обустройство дикой природы. Так, в 3-й главе Вендидада сохранился фрагмент, в котором написано следующее: «Там, где праведный человек воздвигает дом, наделённый огнём и молоком, женой, детьми и хорошими стадами; в этом доме благоденствуют скот и собака, и жена, и ребёнок, и всякое житейское добро... Кто сеет хлеб, тот сеет праведность. Когда хлеб готовят для обмолота, то дэвов прошибает пот. Когда подготавливают мельницу для помола, дэвы теряют голову. Когда муку подготавливают для квашни, то дэвы стонут. Когда тесто подготавливают для выпечки, то дэвы ревут от ужаса» (Вендидат, фрагад 3, стихи 31-32). Если же земля не обрабатывается здоровым человеком, то это рассматривается как его грех. В Вендидате (Вендидат, фрагад 3, стихи 24) написано:

Несчастлива та Земля,

которая лежала незасеянной,

которая сеятелем должна засеваться,

желающая благого поселенца –

к тому же стремится добросложенная девушка,

что долго бездетная ходит,

желая благого мужа.

Здесь мы видим обращение к древнему (даже относительно начальнего периода создания Авесты) принципу, чётко сформированному ещё в культуре Древнего Шумера. Согласно этому принципу, девушка отождествлялась с земным началом и понималась в значении чистоты, ибо как чистая земля может принести хорошие плоды, так и целомудренная невеста может родить добрых детей.

Отношение же к женщине в зороастризме весьма почтительное. Женщина, хотя и не имеет права проводить религиозные обряды, в обычное время играет важную роль в религиозных, обрядовых и семейных вопросах. Однако на женщину в послеродовой период (40 дней) налагается ряд ограничений в силу того, что при родах она теряет много влаги. Так, в первые дни после родов мать не должна пить чистой воды, сидеть около очага. Неудивительно, что у зороастрийцев смертность среди рожениц была очень велика. При рождении ребёнка родственники роженицы внимательно следили за пламенем огня, которое должно быть ровным, дабы уберечь новорождённого от всего дурного. Если же у женщины был выкидыш, то она в течение трёх дней жила в крайне сложных условиях и даже не могла пить чистую воду.

Продолжая тему роли женщины в культуре зороастризма, надо подчеркнуть, что персы всегда с особым почтением относились к целомудренным девушкам и благочестивым женщиным. При этом персы крайне ревностно оберегали честь своих дочерей и жён, ибо это, действительно, есть самое святое в человеке. В практической жизни эта забота о чести женщин оборачивалась ярко выраженной ревностью. Любой перс старался свести к минимуму возможность появления своей жены, а подчас и рабыни, перед другими мужчинами, а вельможи устраивали специальные закрытые носилки для жены, дабы и на улице никто не увидел её красоты. Краса девушки должна быть полностью скрыта для всякого юноши или мужчины, а краса жены – открыта лишь для мужа. Идея чистого образа мыслей и целомудренной жизни лежит в основе воспитания персидских девушек, которые по причине скромности, стыдливости пренебрегали подчас даже статусом жены царя. В искусстве персов нельзя увидеть ни одного изображения женского образа, ибо и семья девушки не позволит ей быть, говоря современным языком, моделью для скульптора или художника, и сама девушка в силу самоуважения не унизится до работы моделью. Кроме того, художник-перс не возьмётся изображать или ваять женский образ по причине почтения к человеческому достоинству. Среди многочисленных рельефов в Персеполе встречаются настоящие произведения искусства, полные религиозного и государственного пафоса, но среди них нет ни одного женского изображения. Даже в период исламизации Ирана, когда зороастризм изживался, а ислам в сознании персов полностью не утвердился, в рукописных книгах появившиеся миниатюрные изображения женского образа носили таинственно-благочестивый характер. Ранние сохранившиеся миниатюры, в которых есть изображения женского образа, датируются концом XII – началом XIII века.

Надо отметить то, что в зороастризме существует свадебный обряд и свадебная гата. В ней (Ясна 53) подчёркивается святость брака, а в окончании гаты запрещается развод. Сохранилось (Видевдат XIV, 15) предписание относительно брака: «Должно выдавать замуж девушку здоровую и девственную – сестру или дочь – украшенную серьгами, по достижении 15 лет, за правоверного». Половые отношения вне законного брака в зороастризме преследуются, а обоим провинившимся полагается 800 ударов кнутом, что равнозначно смертной казни и для мужчины, и для женщины. В зороастризме строго запрещено выдавать девушку замуж за того, кто почитает дэвов – такой брак приводит к смешению добра и зла. Поэтому браки должны заключаться между духовно родственными людьми.

Идея целомудрия и материнства выражалась в облике богини Анахиты, или, как её величают в Авесте, Ардви-Суры. В Авесте отмечается тварность её природы, то есть она была создана, сотворена. В гимне Ардви-Суре Ахура-Мазда об этот говорит следующее (Гимн Ардви-Суре, 6):

Создал её я, Мазда,

Для процветанья дома,

Селенья и округи,

Создал для их защиты,

Опоры и охраны,

Создал я для спасенья

Округи и страны.

Всё же, несмотря на тварность Анахиты, подчёркивается то, что она родственна Ахура-Мазде и является свидетельством о Его бытии (Гимн Ардви-Суре, 64).

Явилась Ардви-Сура

Прекрасной юной девой,

Могучею и стройной,

Высокой и прямой,

Блестящей, родовитой…

Слово родовитой указывает на то, что Ардви-Сура имеет происхождение, а эпитеты, контекст употребления этого слова свидетельствуют о том, что её происхождение божественно.

Несмотря на то, что в современном Иране господствует ислам, а об Анахите уже мало кто из персов вспоминает, вопрос благочестия девушек по-прежнему строго рассматривается и жителями деревень, и высшими государственными чиновниками. Всякий человек, сказавший пошлость при девушке, может быть убитым либо по суду, либо толпой без суда. Лишь в браке с чистой девушкой мужчина может надеяться на полноценное потомство и достойную жизнь. Такое суждение нашло своё отражение в Авесте в гимне Ардви-Суре (Гимн Ардви-Суре, 2):

Благая, освящает

Она мужское семя

И матерей утробу,

Чтоб легки были роды,

Обильно молоко.

Присутствие и благоволение Ардви-Суры есть важная предпосылка для победы над злом и всеми врагами Ахура-Мазды. В этом же авестийском гимне Ардви-Суре пишется (Гимн Ардви-Суре, 34):

«Такую дай удачу,

Благая Ардви-Сура,

Чтоб одолел я Змея

Трёхглавого Дахаку –

Трёхпастый, шестиглазый,

Коварный, криводушный,

Исчадье дэвов, злой…»

Говоря о роли зороастризма в повседневной жизни персов, нельзя не сказать о молитвах. Молитвы (гаты) относят к ежедневным обрядам, которые зороастрийцы должны выполнять при совершении обрядов не реже пяти раз в день. Перед молитвой верующий должен совершить омовение и, держа в руках перед собой развязанный священный пояс-шнур кушти, обратясь лицом к северу (гебры Ирана – к югу), произнести дошедшие из глубокой древности молитвословия. Образцом их можно считать молитву Ахунвар, обращённую к Ахура-Мазде: «Наилучший Владыка, Судия истинно избираемый! Утверждай силу действия — результат жизни с Благим помыслом – ради Мазды – владыки, пастыря смиренных!». Собственно молитвами являются и гимны Заратуштры, как, например, гаты 1 и 2 из Ясны: «С упоением молюсь, простираю к Мазде руки я, чтобы добрый дух сперва принял всё, что приготовил я… Мазда, Мудрый Властелин, дай мне оба мира в дар — мир вещей и мир души!». Разновидностью молитвы можно считать специфическое для парсов «взятие ваджа»: священные заклинания-мантры, которыми сопровождаются все важные дела и предваряются поступки.

Весьма строго соблюдались обряды, связанные со смертью. Следует отметить, что в Авесте подробно описываются обрядовые предписания в случае похорон человека. Здесь надо учесть, что персы боялись не столько самой смерти, сколько власти над ними Анхры-Майньи (Ахримана). Поэтому перс скорее предпочтёт умереть, нежели совершить поступок, который сделал бы его беззащитным перед силой Анхра-Майньи. Самыми тяжкими, несмываемыми поступками считались сожжение трупов, поедание падали и особенно половые извращения. Смерть и болезни рассматривались как проявление силы зла. Религиозные жертвы, ритуалы не допускались в присутствии покойника и не могли совершаться больным человеком. В гимне Ардви-Суре об этом пишется так (Гимн Ардви-Суре, 91-93):

Провозгласила Ардви…

«…Не должен возлиянья

Мне совершать увечный,

Горячечный, побитый,

Ни хворый, ни больной,

Ни женщина, ни верящий,

Но не поющий Гат,

А также прокажённый,

Чья выброшена плоть.

Не прикоснусь к тем жертвам,

Которые приносят

Глухие и слепые,

Калеки и глупцы…,

… Припадочные — все,

Отмеченные знаком

Заметным слабоумья.

Пусть жертв мне не приносят

Ни тот, кто горб имеет

Иль спереди, иль сзади,

Ни карлик без зубов».

Именно Анхра-Майнья насылает болезни, смерть и прочие беды на людей, поэтому тот, кто испытывает на себе прямое воздействие Анхра-Майньи, не может приносить жертвы богу.

Зороастрийские врачи свою профессиональную деятельность рассматривали как участие в борьбе со злом, а за своего пациента отвечали своей жизнью, однако при этом они экспериментировали на представителях других религий, за которых существенной ответственности не несли.

В случае смерти человека проводились особые обряды. У постели умирающего находились два служителя культа: один читал молитвы, а другой готовил для умирающего священную жидкость (как правило, из гранатового сока). Также рядом находилась собака – священное животное, способное почувствовать последний вздох человека. Если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь усопшего, то родственникам объявляли о смерти их близкого.

Если человек умер зимой, то его тело помещалось в отдельную комнату, где оно находилось до наступления весны и прилёта хищных птиц. Тела умерших считались грязными, ибо смерть выражает злое начало, поэтому к телу усопшего могли прикасаться только насассалары – мойщики трупов. Насукаша (с авест. имеющий дело с трупом, занимающийся трупом), а на новоперсидском насассалар – это особая замкнутая группа внутри зороастрийской общины, «каста» (единственная в структуре общества). В ведении насассаларов находится исполнение похоронных обрядов, в том числе тех ритуалов, на совершение которых для остальных членов общины наложен запрет. Согласно авестийским правилам, погребение проходило при восходе солнца. Хоронили труп в специальной башне, высота которой составляла 4,5 метра. Такая башня называется астодан (также их называют дахмы, от индоевропейского дхмбххоронить). Внутри башни был колодец. Изначально труп оставляли на специальном месте, в котором его поедали птицы и звери. Когда же кости под влиянием солнца очищались, их сбрасывали в колодец. У парсов астоданы действуют до сих пор. В Иране же под давлением исламских властей эти башни замуровали. Те зороастрийцы, которые ещё остались в Иране, хоронят умерших в земле, а могилу предварительно заливают бетоном, дабы не осквернить землю. Надо признать, что традиция захоронения усопших в астодантах изначально соблюдалась магами и некоторыми жрецами, однако в начале нашей эры она стала обязательной и для мирян.

Церемония поминок у зороастрийцев является обязательной, поскольку указывает на уважение к предкам. Поминки устраиваются на десятый и на тридцатый день после смерти человека, а затем – через год. При поминках обязательно читаются молитвы с поклонами, но в данных обстоятельствах при поклонах зороастрийцы никогда не касаются земли или пола. Также зороастрийцы часто совершают обряд афринаган, суть и действо которого заключены в почитании предков и поднесении их душам освящённых плодов, хлеба и вина. Во время этого обряда люди обращаются и к богам, призывая их разделить трапезу с душою предка. Похожее явление есть и в жизни христиан, которые перед Пасхой и в родительский день после Пасхи оставляют на могилах своих умерших родственников еду. Такие обряды ни в зороастризме, ни в христианстве не имеют какого-либо религиозно-догматического значения и являются проявлением культа предков, языческим пережитком или детской наивностью. Разумеется, человеческая душа, представившаяся на Суд Божий, не нуждается в материальной пище. В послесасанидском и современном зороастризме культ предков получил особенно сильное значение. При Сасанидах миряне помнили, что над покойником нельзя читать определённые Гаты, ибо священные тексты несовместимы со следствием действий Анхра-Майньи – со смертью. Однако, когда жреческая элита зороастризма была уничтожена мусульманами, рядовые миряне, так и не освободившиеся от оков родоплеменного мышления, массово обратились к культу предков.

В вопросах наследования зороастрийцы стараются передать наследство младшему сыну, который наиболее длительное время остаётся дома. Браки с иноверцами в зороастризме не поощряются. В целом же, культура зороастризма в современном мире играет минимальную роль и обращена уже не столько к сложным религиозных текстам, сколько к повседневной бытовой ритуалистике. Серьёзной проблемой современной религиозной жизни гебров стало усиление культа Митры. Безусловно, Заратуштра призывал следовать принципам справедливости и указывал на то, что дух обожествлённой земли наиболее счастлив там, где почитают Митру, то есть следуют справедливости. Однако ныне эти слова понимают как призыв не столько к справедливости, сколько к почитанию культа Митры как персонифицированного бога.

Сейчас время от времени отмечают, что в самой среде зороастризма заметен духовный кризис, и молодёжь уже не столь ревностно чтит традиции. Например, некоторые молодые люди иногда поддаются пагубной привычке – курению, что в зороастризме строго запрещено. Очень часто зороастрийцы обращаются к покаянию, считая, что этим можно полностью очиститься от последствий грехов, хотя, согласно догматике, грех искупается трудом и страданиями, но при условии обязательного покаяния. В зороастризме существует понятие покаяния и такой покаянный текст: «Царь Ахура-Мазда, я раскаиваюсь во всех моих грехах, я от них отрекаюсь. Я отрекаюсь от всякой дурной мысли, от всякого дурного слова, от всякого дурного действия. Я отрекаюсь от того, что я мыслил или говорил, или делал дурного, или пытался делать, или начинал делать. Относительно этих грехов мысли, слова и действия помилуй, Боже, тело и мою душу в этом мире и в будущем». Покаяние должно сопровождаться не просто теоретическим признанием неправедности злых дел, но и реальным положительным изменением образа жизни человека.

Впрочем, надо признать, что серьёзного нравственного кризиса в современном зороастризме ещё нет, да и сама среда жизни гебров, определённая правилами исламского шариата, предполагает строгое следование нормам морали, если не в рамках почитания Ахура-Мазды, то, по крайней мере, из-за страха перед исламским судом.

В России о зороастризме знают немногие, однако некоторые последователи этой религии весьма популярны, например П. П. Глоба, стремящийся детально изучить весьма развитую зороастрийскую астрологию. Тем не менее такое занятие является весьма сложным, трудноосуществимым делом, поскольку большинство авестийских текстов, посвящённых астрологии, полностью утрачены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.: Наука, 1985.

2. Дандамаев М. Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н. э.). – М.: Изд-во восточной литературы, 1963.

3. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс; пер. с англ. и примеч. И. М. Стеблина-Каменского. – СПб.: Петерб. востоковедение, 1994.

4. Дорошенко Е. А. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). – М., Наука, 1982. http://www. rodon. org/dea/zvi. htm

5. Маковельский А.О. Авеста. Баку: Издательство Академия Наук Азербайджанской ССР, 1960. [Электронный ресурс] http://suraman2.narod.ru/zaratushtra2.html

6. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). – М.: «Советская Энциклопедия». 1987.

7. Рак И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). – СПб., М.: Нева, Летний Сад, 1998.

8. Поликарпов В. С. История религий. Лекции и хрестоматия. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.

9. http://avesta. isatr. org/

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. С какой священной книгой особенно много общего имеет Авеста?

2. Каких богов почитали в Иране до утверждения зороастризма? Как культы этих богов повлияли на развитие зороастризма?

3. В чём вы видите причины веротерпимости зороастрийцев?

4. Были ли периоды агрессивного навязывания зороастризма? С чем это могло быть связано?

5. Как зороастризм мог повлиять на государственность и правовую культуру персов?

6. Почему борьбу с грехом зороастрийцы считают священным долгом каждого человека?

7. Почему персы особенно жёстко наказывали за несправедливость и ложь?

8. Почему в искусстве Древнего Ирана особенно распространено изображение колесницы?

9. Допускается ли в зороастризме сожжение трупов?

10. Почему зороастрийцы стараются не касаться тел умерших?

11. Почему в зороастризме религиозные обряды и жертвоприношения не может совершать больной или увечный человек?

12. Какие качества в человеке особенно ценятся в зороастризме?

13. Чем зороастризм отличается от христианства?

Тема 12: Культура иудаизма

Читайте также:

Империя и православие в России

Традиции и новации в культуре

Общие понятия культуры эпохи Средних веков

Общие черты эпохи Возрождения

Римское право

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Сейчас читают про: