Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Загрузка...

Общие черты и предпосылки формирования культуры Средних веков

Общие черты культуры Средних веков:

— Господство христианского мировоззрения.

— Догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость (например, в 1478 г. в Испании создана инквизиция, с 1492 г. началось массовое изгнание евреев из этой страны).

— Дуализм мировоззрения. Проявился в литературе, где главному герою, защищающему христианские ценности, противостоят злые силы. Например, в поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает тёмные силы. В поэме «Беовульф» воин Беовульф также борется со злом. Интересно, что дуализм мировоззрения средневекового человека влиял и на правовую область. Так, считалось, что всякое живое существо служит либо добру, то есть Богу, либо злу, то есть бесу. Человек, однако, в отличие от животных, делает выбор осознанно. Тем не менее даже животные за какие-либо действия могли быть наказаны или оправданы в судебном порядке, в зависимости от того, под влиянием каких сил находилось животное в момент совершения обсуждаемого действия. Суд как раз и должен был решить: действовало ли животное в интересах добра или в интересах зла.

Также в средневековом обществе дуализм системы взглядов на мир проявлялся в выделении двух органов власти: светской (императорской) и церковной (папской). Примечательно, что философское обоснование для разграничения этих двух властей и соответствующих форм общественного бытия можно найти в труде Августина Блаженного «О граде Божием». В этом трактате выделяются два града: Божий и земной. По мнению Августина, град земной находится в зависимости от страстей, а, следовательно, должен подчиняться граду Божьему.

— Символизм. Символ (от греч. symballoсоединяю) – это условный знак; образ, имеющий двойной смысл, значение которого ясно для знающих и скрыто для непосвящённых. Земля воспринимается как некий несовершенный порядок мира, подчинённый естественно-физическим законам. Соответственно, такой порядок необходимо было преодолеть. Цель преодоления земного несовершенства заключалась в устроении Царства Божьего. Образцом представлений о цели человечества является идея Божьего мира, элементы которого даются в виде символов. Конечно, нельзя утверждать, что христианство полностью отвергало предметный мир, наоборот, оно подчёркивало его значимость, ибо в нём происходит утверждение человеческой личности и спасение её души. Многие картины средневековых художников глубоко символичны, ибо главное внимание в них уделено потустороннему миру. Сам же художник рассматривается как средство в руках Божьих, поэтому художники, поэты-трубадуры, как правило, не подписывали свои творения. Поэтому-то не установлено авторство многих произведений культуры средних веков.

— Противостояние папской и светской властей. Философски идея противостояния церкви и государства была обоснована в вышеупомянутой работе Августина Блаженного «Сказание о двух градах». Противостояние папы и императора часто провоцировало войны. Причём светские правители, вступая в конфликт с папой, как правило, стремились заставить его дать религиозную санкцию на правление государством. Например, в 800 году Карл Великий вошёл в Рим и заставил понтифика короновать себя императорской короной. Этим Карл Великий стремился показать обществу, что он получили власть милостью Божией.

— С середины VIII в. начинается эпоха феодализма. В это время Карл Мартелл проводит бенифицианскую реформу, согласно которой дворянин за службу королю получает надел земли – бенифиций – вместе с крестьянами. От этой земли, а точнее сказать, от работы крестьян на этой земле сеньор получал прибыль.

— Традиционализм (исходит из принципа: чем древнее, тем подлиннее. Отсюда-то и анонимность многих произведений).

— Дидактизм (проявлялся в искусстве проповеди, преподавания).

— Рефлексивность. Эта черта связана с религиозностью общества. Само христианство обратило взор человека к познанию себя как тварного подобия Бога. Примером рефлексивности является «Исповедь» Августина Блаженного.

— Регламентация жизни.

— Иерархизм общества.

Термин «средневековье» был введён немецким историком Горном в 1667 г. Средневековье занимает длительный временной отрезок в истории Европы: от распада Римской империи (в 476 г.) до эпохи Возрождения (XIV–XV вв.). Фиксированную дату окончания периода средневековья назвать трудно. Некоторые историки в качестве такой даты называют май 1453 года, когда турки-османы взяли штурмом Константинополь. Чаще называется дата начала революции в Англии, то есть 1640 год. Однако в целом окончание периода средневековья знаменуется началом Ренессанса, хронологические рамки которого в различных странах отличаются друг от друга.

Культура, складывавшаяся в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них – древнегреческая философия; прежде всего, в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник – Священное Писание, повернувший развитие общественной мысли в эпоху Средних веков в русло христианства. Именно на античной и библейской традициях происходило развитие культуры Средних веков, выработка тех культурных ценностей, правил поведения, кои определяли стиль жизни общества того времени.

Зарождение христианства проходило на фоне духовного и нравственного кризиса в Римской империи, особенно в самом Риме. Пока Рим мог обеспечить сохранность связи поколений в пределах фамилии или рода, его государственность имела значение, когда же эта функция перестала выполняться, а семейные боги были преданы забвению, крах Римской империи стал неизбежным. Те правовые принципы, на основе которых происходило объединение разных народов в одно государство, оказались неэффективными. Результатом такого кризиса в Риме стало обесценивание в социуме культивируемых идеалов, связанных с гражданственностью и долгом перед обществом. Государство перестало быть ценностью для большинства римлян, которые культом императора заполнили свой душевный вакуум, что повлекло массовое обесчеловечивание людей. Справедливость при таких условиях стала весьма абстрактным понятием, которому в Риме чаще всего не придавали большого значения. В.С. Дуров пишет: «Культа исторической истины у римских историков никогда не было, когда фактов не хватало, они их просто домысливали, ведь в истории искали, как правило, исторические уроки, а от историков ждали яркого поучительного рассказа». Христианство же предлагало поставить справедливость, истину и честь отдельно взятого человека в качестве первостепенных ценностей бытия человека.

Многие древнеримские историки, например, Катон, полагали, что «упадок гражданского и политического сознания римлян, связанный с упадком нравственных устоев, приведёт к крушению Рима». Фактически переосмысление государства в качестве высшей ценности было связано с деградацией римской элиты и привело к падению Римской империи. Однако, как говорится, «свято место пусто не бывает»: крушение одних принципов образовало свободное место для других принципов, а самое главное, породило необходимость в новых основах человеческого единения. Последние были найдены наиболее одухотворённой и волевой частью общества в новой религии – христианстве.

В эпоху падения Рима в философско-религиозной мысли складывается принципиально новый подход к пониманию сущности человека. Весьма точно отмечает К.Г. Юнг: «Античный мир отличался… почти исключительно биологической оценкой человека… В средние же века… человеку давалась метафизическая оценка». В Христе, как замечает исследователь истории философии К. Фишер, «разрешается глубочайшая и самая трудная из всех мировых проблем, проблема освобождения человека от мира».

Вместе с тем до нашей эры зарождение таких антропологических идей было невозможным, ибо недостаточная развитость сознания античного человека не позволяла ему представить своё бытие за рамками предметного мира. К. Фишер отмечает: «Сначала должна была явиться личность, воплощающая божественную идею человека, восстанавливающая и открывающая через себя человеческий первообраз; затем человечество должно признать этот первообраз как свой собственный и уверовать в личность Иисуса как Спасителя мира».

Распространению христианства способствовало то, что огромное географическое пространство было объединено под властью Рима, на огромной территории действовали единые римские законы, успешно функционировали дороги, а языковая среда определялась только латинским и греческим языками.

Христианство было поразительно созвучно своему времени. Именно в то время, когда деградация общества, обесчеловечивание людей, кризис государственной системы Рима достигли своего апогея, зародилась религия страдающего Бога, отдавшего своего Сына возлюбленного на крестные муки. В начале новой эры фактически произошло переосмысление прежних ценностей и был сделан выбор новых оснований для единения, причём последние укоренялись в сакральных представлениях общностей и были обращены к духовности как отдельного человека, так и социума в целом. Следует заметить, что ещё в догосударственные периоды общности объединялись именно на основе религиозных воззрений, однако последние были локальны и по своей сущности могли воздействовать лишь на немногочисленную группу людей. Принципы христианства по своей сути являются обращёнными ко всему человечеству и претендуют на складывание такой основы, на которой могло бы произойти объединение значительных групп людей из разных этнических общностей, с разными социальными организациями и первоначальными религиозными системами и культами.





 

Читайте также:

Искусство в Древнем Шумере

Происхождение буддизма

Древнеегипетская цивилизация. Генезис культуры

Ведическая антропология

Северное Возрождение

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Просмотров: 2064

 
 

54.224.109.48 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.