Право и иудаизм

Правовое регулирование жизни общества является органичной частью иудаизма. Основные иудейские законы, носящие как религиозный, так и государственный характер, прописаны в Торе (Пятикнижии). Само слово тора традиционно переводится как закон, или божественное наставление. Такой перевод указывает не только на правовую силу этих предписаний, но и на их божественность; а игнорирование законов Торы обозначает как злодеяние против людей, так и преступный акт против Бога. Законы Торы примечательны тем, что в них выражаются такие принципы человеческого общежития, которые в той или иной форме существуют в любых обществах, включая и языческие. Однако в Торе ясно осмыслены и прописаны не только сами законы, но и мера ответственности за их нарушение. Столь глубокое осознание правового аспекта жизни общества позволило иудейской мысли проанализировать многие стороны природы человека, выделить те черты, которые для него естественны, и те, кои являются для людей противоестественными.

Прежде всего, надо отметить, что вопреки расхожему мнению, будто евреи считают, что нормы морали применимы лишь к евреям и могут игнорироваться в отношении к гоям (к людям, не исповедующим иудаизм), в Торе указывается на то, что к любому человеку надо относиться справедливо. Об этом пишется так: «Если найдёшь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, – приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним» (Исход 23 : 4-5). Не менее примечательны следующие слова: «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца» (Левит 24 : 22). В Торе запрещено притеснять иноземца (Исход 22 : 21). Вместе с тем в Торе весьма часто употребляется слово рабыня или раб, что указывает на то, что рабство в иудаизме воспринимается как норма. Более того, если за убийство свободного человека полагается смертная казнь, то за убийство раба полагается наказание, но какое именно, не указывается (Исход 21 : 20). Рабское состояние предполагает и невысокую меру ответственности за преступления (Левит 19 : 20). Положение дочери в семье является подчинённым, и отец может её продать на оговорённых условиях в рабыни (Исход 21 : 7-11). В Торе также даются предписания касательно отношений со своим административным руководством, например, пишется так: «… начальника в народе твоём не поноси» (Исход 22 : 28).

Существенным аспектом правовой культуры иудаизма является постулирование принципа самостоятельности человека в деле борьбы за правду. Человеку важно защищать справедливость независимо от мнения большинства, независимо от каких-либо внешних факторов (Исход 23 : 1-3).

Существенную роль Тора играет в организации трудовой деятельности людей, предписывая рабочие дни и нерабочие. Нерабочим днём в иудаизме является суббота, несоблюдение которой жёстко наказывается (Исход 20 : 10-11, 34 : 21, 35 : 2). В Новом Завете обращается внимание на приоритет духовно-нравственных убеждений над прописанным законом (Евангелие от Марка 3 : 1-5), а день, посвящённый Богу, переносится с субботы на воскресенье, что связано с воскрешением Христа из мертвых. Однако в иудаизме по-прежнему почитается суббота. Её называют шаббатом (от корня швт – покоиться, прекращать работу). В этот день следует избегать работы, даже вождение автомобиля понимается как работа; и любой, кто направится на автомобиле в иудейский квартал, увидит светофоры, завязанные чёрным полиэтиленом, к тому же, водитель рискует сохранностью своей машины. Власти современного Израиля также вынуждены считаться с шаббатом, как с религиозной нормой, а её игнорирование может повлечь массовые беспорядки. Так, в июне 2009 года руководство города Иерусалима открыло в субботу платную автостоянку, после чего иудеи массово выступили с протестом и устроили столкновения с полицией.

Говоря о смертной казни, допустимой законами иудаизма, следует учесть то, что предполагается значительный список преступлений, за которые виновного казнят. Назовём эти преступления: 1) за богохульство (Левит 24 : 16); 2) за убийство (Исход 21 : 12, 21 : 14, Левит 24 : 17); 3) за опосредованное убийство (Исход 21 : 29); 4) за колдовство (Исход 22 : 18, Левит 20 : 27); 5) за блудодеяние и прелюбодеяния (Левит 20 : 10, 21 : 9, Второзаконие 22 : 14-24); 6) за половые извращения (Исход 22 : 19, Левит 20 : 11-18); 7) за злословие на своих родителей (Исход 21 : 17; Левит 20 : 9); 8) за грубое отношение к родителям (Исход 21 : 15); 9) за похищение и продажу человека (Исход 21 : 16); 10) за приношение жертвы языческим богам (Исход 22 : 20; Второзаконие 17 : 3-5). За особенно тяжкие преступления, обычно связанные с богохульством и блудом, полагается казнь в виде сожжения или побития камнями. Гораздо менее строгие наказания предусмотрены за воровство. Многие положения Торы носят предписательный характер, имеющий целью минимизацию возможности совершения преступного деяния или предотвращение складывания таких условий, при которых человек уязвим к греху. Так, несмотря на то, что в иудаизме разрешается развод, на практике он трудноосуществим, поскольку мужчине предписывается жениться на девушке, но не на женщине (Левит 21 : 7, 21 : 13-14). Таким образом, для разведённой выйти замуж во второй раз было почти невозможно. Между тем, если мужчина вне законного брака отобрал у необручённой девушки девственность, то он обязан на ней жениться и жить только с ней единственной без права на развод (Исход 22 : 16-17, Второзаконие 22 : 28-29).

Правовая жизнь, согласно Торе, включает в себя не только взаимоотношение с людьми, но и религиозные обряды, то есть отношение с Богом. Так, в Левите указывается на то, что иноверец не должен прикасаться к святыне, также к святыне не должен прикасаться нечистый человек (например, недавно коснувшийся к трупу) (Левит 22 : 3-10). К совершению религиозных обрядов также не допускаются больные и увечные (Левит 21 : 17-21).

Несмотря на духовный смысл всего Ветхого Завета, законы Торы, чаще всего, говорят о земном воздаянии за содеянное, как правило, лишь подразумевая загробное воздаяние или наказание. Так, о том, что ждёт человека, чтящего нормы Писания, и индивида, не живущего по закону Божьему, написано в 28 главе Второзакония. Тем не менее в Ветхом Завете существует принцип не возжелай (Притчи 6 : 25), а бережное отношение к своему духовному миру рассматривается в качестве первостепенной задачи (Притчи 4 : 23).

Наказание преступника может проводиться прилюдно; для признания вины необходимы очевидные доказательства (Второзаконие 22 : 13-18) или показания, как минимум, двух свидетелей (Числа 35 : 30; Второзаконие 17 : 6; 19 : 15). Самым позорным видом смертной казни считается побитие камнями (обычно так поступают со служителями дьявола), однако к осуществлению этого наказания приступают, прежде всего, свидетели, а потом вся община (Второзаконие 17 : 7). Свидетель, обвиняющий человека ложно, должен понести наказание, которое лжесвидетель умышлял сделать невиновному человеку (Второзаконие 19 : 16-19). Подчас для решения вопроса об обвинении без однозначных доказательств, уместно обращаться к обряду, который безвреден для чистого человека и губителен для опороченного (Числа 5 : 12-31).

В целом, законы, изложенные в Торе, признаются не только иудеями, но и христианами, ибо, прежде чем выполнить духовный закон, данный в Новом Завете, необходимо соблюдение естественных законов Ветхого Завета.

Читайте также:

Формирование представления о государстве

Империя и православие в России

Искусство в Древнем Шумере

Общие понятия культуры эпохи Средних веков

Мифологическая и религиозная культуры

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ


double arrow
Сейчас читают про: