Ощущения. Восприятие. Представление. Исторические сведения

В истории понимания отражения объективной реальности мозгом человека философам, физиологам и психологам пришлось встретиться с представителями нескольких направлений.

Создатель теории специфической энергии органов чувств И. Мюллер (1801-1858) брал за основу положение, что образ, полученный в ощущении, его свойства, зависят не от характера внешнего раздражителя, а от специфических особенностей соответствующего органа чувств. Особенности эти выступают в качестве "специфической энергии", которой, по И. Мюллеру, обладают органы слуха, зрения, обоняния и др. Следовательно, содержание ощущений связано лишь с состоянием самих воспринимающих аппаратов, зависит от самого субъекта, но не от объекта. Ощущение, по И. Мюллеру, не более, чем "передача в сознание качеств и свойств нервной системы" того или иного рецептора и его центростремительных путей.

Взгляды Мюллера были поддержаны и развиты его учеником Г. Гельмгольцем (1821-1894), создавшим в свою очередь теорию "периферических рецепторных раздражений", сводившую ощущения к "условным знакам". Эти символы не имеют, по мнению Г. Гельмгольца, никакой "аналогии с вещами, которые они представляют". Полагая, что в ощущениях нет ничего достоверного, Г. Гельмгольц уверял, что они в дальнейшем подвергаются "окончательной обработке со стороны нашего духа". Заключительный вывод делается на основе "бессознательных умозаключений", характер которых ставится в зависимость "от прирожденной формы мышления, его законов", не связанных с человеческим опытом, практикой.

Основу другого направления - гештальтпсихологии - составляет представление "о целостности всех психических актов" - восприятия, памяти, мышления и др. (от нем. Gestalt - образ, структура). В соответствии с взглядами М. Верггеймера, К. Каффки и В. Келера, возникающие в момент восприятия в сознании человека образы представляют собой следствие "целеустремленной" спонтанной психической деятельности. Это ее качественное своебразие зависит от упомянутого "гештальта" - целостной структуры поведения, возникновение которой объясняется особой "целе-157

направдяющей" силой. Появившееся "целеустремление" приводит к образованию и целостной структуры. Поэтому рождающиеся образы не являются отражением реальности. Это - продукты спонтанной деятельности мозга.

В настоящее время оба направления - Мюллера-Гельмголы]а и геш-^альтпеихология, - подвертнутые некоторым изменениям, имеют определенное теоретическое и практическое значение в психологии.

Читайте также:

Патологический характер

Расстройства внимания

Физиологические механизмы эмоций

Теории памяти в психологии

Восприятие человека

Вернуться в оглавление: Медицинская психология


double arrow
Сейчас читают про: