Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Исторические сведения о памяти

Такими психологическими категориями, как запоминание, ассоциация, память, пользовался еще Аристотель. В последующем функция памяти изучалась многими учеными, применявшими для этого преимущественно метод самонаблюдения, к которому впоследствии были присоединены различные экспериментальные методики для проверки типов и видов, свойств и качеств памяти. К тому времени, кота психология выделилась в качестве самостоятельной науки, накопилось значительное количество работ по изучению памяти. Однако в большинстве своем в исследованиях того времени сложные процессы памяти рассматривались механистически в отрыве от явления взаимодействия человека с окружающим его реальным миром (Д. Юм, Г. Спенсер, Дж. Миль и др.).

Другая группа ученых (Р. Декарт, Дж. Локк и др.) пытались дать памяти материалистическое обоснование, однако оно было весьма упрощено. Т. Рибо (1839-1916) полагал, например, что память бывает статическая и динамическая. Под статической памятью он понимал процесс запечатления нервными элементами только специфических для них раздражителей (зрительная, слуховая и другая память). У человека с динамической памятью в момент запоминания происходят распределение нервных клеток и организация их в группы в соответствии с запоминаемым объектом, подобно тому как те или иные буквы постоянного алфавита образуют при необходимости разные слова.

Р. Семон (1859-1918) считал, что внешний мир запечатлевается в клетках мозговой норы в виде особых гипотетических отпечатков - энграмм. Предполагалось, что нервные элементы при этом вибрируют значительно дольше, чем на них действовал раздражитель (Рише). Следы восприятий - эшраммы - могут быть и недеятельные и деятельные: при определенных условиях происходит формирование эгарамм. Способность мозга сохранять эти энграммы Семон называл мнемой (от Mnemosyne - Мнемозина, богиня памяти у древних греков).

Отечественная психология уже в двадцатые годы нашего столетия достигла значительных успехов в изучении памяти. Л.С. Выготский в своих работах подчеркнул значение в процессах памяти прошлого опыта и активную регулирующую роль сознания. П.П. Блонский писал, что следы впечатлений надо рассматривать не как застывший процесс (энт-раммы Семона), а как динамическое явление. А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко специально изучали отдельные мнестические процессы; были проведены работы по исследованию издивидуальных различий в области памяти, по развитию памяти и др.

Следы запоминания могут быть связаны с тремя различными видами изменений: структурных сдвигов в строении нервных клеток, изменений в сложной сети нервных волокон и синапсов, соединяющих между собой клетки, и, наконец, химических изменений внутри клеток. На правильности каждой из этих теорий памяти настаивали представители трех соответствующих направлений в науке.

В начале XX века наиболее распространенным было мнение о том, что во время тех или иных процессов памяти происходят механические изменения формы и размеров нервных клеток, протоплазмы и ядра, увеличение диаметра, длины, даже числа нервных волокон.

Однако открытие в 1920 году X. Бергером и его учениками электрической активности мозга переключило мысль ученых на другое направление. Появилась "простая электрическая теория запоминания", в соответствии с которой поступившая в мозт информация воплощается в индивидуальную систему электрических цепей. Каждому акту запоминания соответствует своя цепь, причем токи по этой цепи могут циркулировать годами и десятилетиями. Поскольку каждая клетка может служить частью неопределенно большого количества цепей, а число клеток огромно, то как клеток, так и цепей в головном мозгу вполне достаточно, чтобы их хватило на все акты запоминания, которые могут иметь место на протяжении всей долгой жизни.

Электрическая теория просуществовала до 1940 года, когда К. Лешли, удаляя большие участки коры головного мозга и рассекая всю поверхность его серией разрезов, т.е. уничтожая все "цепи запоминания", доказал ее несостоятельность. При морфологическом разделении элементов мозга функция ламяга сколько-нибудь существенно не страдала. Все это заставило отвергнуть электрическую теорию, на смену которой пришла теория, базирующаяся на химических изменениях внутри клеток. В соответствии с ней предполагается, что электрические импульсы, пришедшие в нору головного мозга с периферии, изменяют химический состав нервных клеток. В частности, играет определенную роль рибонуклеиновая кислота (РНК), которая как бы шифрует, кодирует информацию и в дальнейшем является "местом ее хранения". Во всяком случае, в настоящее время почт все исследователи согласны с тем, что РНК имеет прямое и непосредственное отношение к процессам запоминания - об этом говорят многочисленные опыты на животных (X. Хидеи, У. Дингман, Дж. Роуз, Е.М. Крепе, А.В. Палладии, В.М. Банщиков и др.).

Со времени появления трудов И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлекторной природа психической даятельности учение о памяти прошло интенсивный и содархягелшый пуп" развития, првдя, в конечном счете, к современным представлениям о роли в механизмах памяти непрерывно взаимодействующих биологических и социальных факторов.





 

Читайте также:

Методы исследования воли и психомоторики

Нарушение памяти

Психологическая структура личности

Методы исследования медицинской психологии

Возрастные особенности характера

Вернуться в оглавление: Медицинская психология

Просмотров: 2941

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 23.20.157.174