Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Представление о человеке в психологии

Образы, создавшиеся в результате восприятий с определенной избирательностью, с большей или меньшей тонкостью и эмоциональной окраской, в дальнейшем в соответствии с нашими желаниями могут быть оживлены в сознании. Результат оживления образов, воспринятых когда-то в прошлом, называется представлением. По сравнению с тем, что происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия - далеко не копия его.

Во-первых, представления носят более обобщенный характер, так как отдельные конкретные черты предмета, некоторые малозначащие детали воспроизводятся неотчетливо или совсем исчезают. Во-вторых, представления могут иметь у разных людей неодинаковую степень яркости, тогда как реальные предметы воспринимаются примерно одинаково. В третьих, представления отличаются от восприятия еще и тем, что при них имеет место определенная фрагментарность, т.е. при оживлении представлений наш "мысленный взор" как бы скользит по объекту, в большей или меньшей степени периодически оживляя его отдельные детали, части. Четвертое представление разнится с восприятием еще и тем, что, однаж-164

ды активно вызванное усилием води, оно неустойчиво и способно исчезнуть. Новые усилия в этом направлении, разумеется, будут способствовать воссозданию образа вновь. Однако при вторичном вызывании он может уже несколько отличаться от первого представления: кое-что упускается, некоторые черты обобщены и т.п.

Представления всегда в достаточной степени индивидуальны и, как и восприятия, во многом зависят от особенностей личности, се установок и прошлого опыта человека, степени развитости его интеллектуально-мнестических способностей. Представление способно уходить из сознания также в соответствии с нашим желанием.

В познавательной деятельности представление занимает положение, промежуточное между восприятием и мышлением. В сявзи с тем, что представления воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают предстаялеиня помят" и представления воображения.

В некоторых случаях представления бывают особенно яркими, и несмотря на большой срок, истекший со времени контакта с объектом, они до мельчайших подробностей соответствуют образу бывшего восприятия. Такая способность зеркально точного воспроизведения в представлениях бывшего ранее восприятия называется эйдетизмам (от греч. eidos - образ). Эйдетики встречаются редко и чаще в детском возрасте. Это явление еще недостаточно изучено. Элементы эйдетизма, например зрительного, но выраженные в незначительной степени, имеются у каждого человека. Различают эйдетизм зрительный, слуховой, тактильный и др.

Примером зрительного эйдетизма может служить следующий факт. Один из художников, живший в XVIII веке, работая с натурщицами, поступал следующим образом. Первый сеанс протекал, как обычно: натурщица садилась в кресло, художник в течение 30-40 минут набрасывал ее портрет. Для второго и всех последующих сеансов натурщица не требовалась. Зная о своих необычных качествах воображения, художник ставил кресло на прежнее место, располагался около мольберта и усилием воли вызывал образ натурщицы так, как будто она действительно сидела в кресле. Работа над портретом подвигалась так же успешно, как и в течение первого сеанса. Образ натурщицы в течение всего времени был столь же четким. Если кто-либо из посетителей студии случайно останавливался между пустым креслом и работающим художником, то он обращался с просьбой "отойти в сторону, чтобы не заслонять" эйдетический образ, помещенный воображением в кресло.

Следовательно, необычно выраженное эйдетическое качество состоит, во-первых, в особой четкости образа, во-вторых, в способности его произвольно вызывать.

Следовательно, рассмотренные нами выше ощущения, восприятия и представления - это последовательные стадии чувственного познания.





 

Читайте также:

Исторические сведения о сознании

Исторические сведения о памяти

Темперамент

Этапы волевого процесса

Виды внимания

Вернуться в оглавление: Медицинская психология

Просмотров: 3236

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.161.114.92