Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Исторические сведения о мышлении и речи

Одним из первых ученых, которые подвергли вопрос о мышлении пристальному рассмотрению, был Аристотель. Его заслуга состоит главным образом в том, что он достаточно подробно проанализировал различные формы мышления, обосновал и вывел законы ясного, последовательно доказательного мышления. Многие его положения, выводы не устарели до сих пор, другие лежат в основе проводимых и сейчас исследований. Аристотель, однако, не раскрыл связи между процессом мышления и объективными условиями окружающего мира. Мышление для него было одним из проявлений деятельности "разумной души". Вообще, в своих работах Аристотель ограничился разработкой правил о необходимом порядке в человеческом мышлении, лишенном несогласованности и противоречий, т.е. исследованием законов формальной логики.

Работы в направлении изучения мышления в дальнейшем носили чисто эмпирический характер, вплоть до эпохи Ренессанса, когда наконец философы вновь вернулись к взглядам материалистов древности о том, что психическая деятельность - следствие работы головного мозга.

Отсутствие естественнонаучной основы при изучении процесса мышления явилось причиной того, что в течение сравнительно большого периода существовало противопоставление ощущений и восприятий явлению абстрактного мышления. Если при этом имелись различные точки зрения, то расхождения были лишь в отношении того, которому из двух процессов - восприятию или мышлению - следует придавать решающее значение. Французские материалисты, например, учили, что основа познания мира лежит в ощущении, что "мыслить" - это значит "чувствовать", так как разум якобы представляет собой "усложненные ощущения". Это направление получило название сенсуализма (от лат. sensus - ощущение). Ученые, отстаивавшие противоположную точку зрения, полагали, что, наоборот, органы чувств человека дают весьма приблизительные представления о реальном мире. Поэтому лишь благодаря вмешательству своего разума мы имеем возможность познать окружающую нас действительность. Представители рационализма (от лат. ratio - разум) рассматривали мышление как автономную ассоциацию представлений, как чисто рациональный акт, свободные от непосредственного чувствования. Так, Дидро писал, что ощущения - это как бы "свидетели в судебном заседании, а разум, мышление - это судья, который сопоставляет показания свидетелей и выносит окончательное решение".

С выходом книги В. Джемса "Принципы психологии" (1890) начинает получать распространение прагматизм (от греч. pragma - дело), виднейшими представителями которого были Ф. Шиллер, Дж. Дьюи и А. Майер. Согласно прагматизму, наши понятия, идеи, теории не представляют собой в какой-то степени адекватное отражение явлений и процессов объективного мира. Они являются лишь орудиями, используемыми человеком в процессе творческой познавательной деятельности и в процессе применения опыта. Идеи - это всего лишь планы действия, но отнюдь не отражение реальной действительности. Вместе с тем наиболее истинными будут те идеи, которые максимально полезны.

С точки зрения прагматиков мысль истинна не потому, что она - результат отражения материального мира, проявления законов необходимости, а единственно вследствие оценки ее как нужной и полезной для человека.





 

Читайте также:

Физиологические механизмы сознания

Нарушение сознания

Методы исследования мышления

Cпособности человека

Интеллект человека

Вернуться в оглавление: Медицинская психология

Просмотров: 3260

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 23.20.157.174