Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации


Мыслительные операции

Из совокупности простейших мыслительных процессов слагается сложная мыслительная деятельность. Она, как и всякая деятельность, может быть расчленена на отдельные мыслительные действия. В процессе одного мыслительного действия решается простейшая мыслительная задача. Но, как ни просто одно мыслительное действие, оно в свою очередь может быть разложено на ряд этапов, которые (конечно, условно) представлены на схеме.

Процесс мышления, будь то мыслительная деятельность или мыслительное действие, в своей основе имеет процессы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстракции и конкретизации, с последующим переходом к образованию понятий.

Мыслительные операции едины, парны и обратимы: сравнение и противопоставление, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, обобщение и систематизация (классификация).

Сначала у детей формируется сравнение и противопоставление - это элементарные операции, протекающие на уровне представлений. Они лежат в основе других мыслительных операций, а также могут определять целые системы наук (например - сравнительная анатомия).

Схема этапов мыслительного действия

ЗАДАЧА -"

Осознание вопроса (1) и Появление ассоциаций (2) (это два равнозначных "подэтапа") -"

Отсев ассоциаций. Появление предположения -"

Проверка предположения (не подтвердилось) -"

Появление нового предположения -"

Проверка (подтвердилось) -"

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ -"

ДЕЙСТВИЕ.

Сравнение - установление сходства и (или) различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов или явлений. Некоторые исследователи видят в сравнении самую существенную сторону работы мышления, ибо, рассматривая предметы с различных точек зрения, включая вещи в разнообразные комбинации, мы тем самым получаем возможность сопоставлять и сравнивать их и их отдельные качества в новых, необычных обстоятельствах.

Анализ - процесс "расчленения" предмета или явления на составные части. В основе анализа лежит наше стремление познать предмет глубже посредством изучения каиздой его части в отдельности. Если конкретный анализ обычно преследует цель фактического разделения частей, то отвлеченный анализ - это уже стремление выявить сущность предмета или явления. Особенно характерна познавательная направленность анализа у взрослого человека. Под отвлеченным анализом понимается мысленное разобщение объекта на отдельные части. При этом безусловно обязательным является участие речи, внутренней или внешней.

Как конкретный, так и отвлеченный анализ присущ человеку. Оба процесса совершаются в тесном взаимодействии, как бы дополняя друг друга. Так, врач, изучающий данные лабораторных исследований, прежде всего производит конкретный анализ. Однако параллельное осознание сущности соответствующих показателей, рассмотрение их с различных точек зрения - лечения, возможных осложнений и пр. - это уже элементы отвлеченного анализа.

Синтез - получение единого целого из отдельных составных частей. Не всегда сразу можно сказать,что подлежит объединению. Таким образом, уже хотя бы в этом видна самая тесная связь синтеза с анализом: прежде чем осуществить синтез чего-либо, требуется иногда предварительно определить, что же должно быть соединено. Эти взаимоотношения анализа и синтеза обычно лежат в основе процесса диагностики, когда налицо достаточно разнородные симптомы болезни, чаще - нескольких болезней. Вторая черта, которая роднит обе начальные операции процесса мышления, - разделение синтеза на конкретный (фактическое объединение частей) и отвлеченный. Далее, обе формы синтеза, как и в случае анализа, не противопоставляются, а обусловдивают одна другую. Подобно другим мыслительным операциям, анализ и синтез возникли в процессе трудовой деятельности. При этом их отвлеченным формам предшествовали конкретные. Анализ и синтез протекают целостно.

Обобщеиме - сведение частного к общему - имеет место вслед за тем, как человек, проанализировав материал и путем сравнения изолировав отдельные детали, свойства, из числа этих последних начинает выделять то общее и главное, что может быть характерным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Обобщение имеет место и при самых простых мыслительных актах, а по мере развития ребенка приобретает все более и более содержательный характер, так как со временем начинает опираться на анализ, синтез и сравнение. Чем теснее связь обобщения и этих трех предварительных операций, чем меньше эмпиризма, тем глубже сами обобщения.

Абстракция - отвлечение от отдельных конкретно чувственно-образных свойств объекта. Возможность ее возникает лишь после того, как человек найдет и исключит все случайное, частное и несущественное в предмете, явлении. Следует подчеркнуть, что в процессе абстракции (лбра-сывается лишь сугубо частное. Многие индивидуальные особенности остаются и играют роль в дальнейшем акте мышления.

Например, предполагая у больной возможность внутреннего кровотечения, мы при оценке анализа мочи не принимаем во внимание ее высокого удельного веса, что может быть связано с наличием менструаций, а эозинофилию склонны приписывать гельминтозу. Абстрагируясь в связи с нашим предположением о внутреннем кровотечении от этих двух показателей, мы сосредоточиваем свое мышление на оценке иных проявлений, как раз свойственных данной патологии. - артериальной гипотонии, похолоданию конечностей, слабому пульсу, картине анемии (уменьшение содержания гемоглобина, эритроцитов), учитываем оглу-шенность сознания больной, периодически наступающую тошноту, головокружение и пр.

Необходимость конхретизации появляется иногда в том случае, если нужно какое-либо положение показать, раскрыть на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления. Конкретизации принадлежит немалая роль в познавательной деятельности человека, в том числе в педагогическом процессе. Применение принципа конкретизации помогает связать в сознании учащихся теорию и практику.

Так, рассказывая студентам об общих закономерностях развития водянки головного мозга, преподаватель подчеркивает при этом диагностическое значение повышенного внутричерепного давления и указывает на возможность изменения вещества костей черепа. С целью большей наглядности преподаватель демонстрирует соответствующего больного, его краниограмму (рентгенограмму костей черепа), данные исследования глазного дна.





 

Читайте также:

Исторические сведения о памяти

Нарушение эмоций и чувств

Патологический характер

Исторические сведения о мышлении и речи

Виды внимания

Вернуться в оглавление: Медицинская психология

Просмотров: 8270

 
 

54.198.147.79 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.