Что означает понятие Конкуренция

Несмотря на то, что для выполнения регулирующей функции в рыночном механизме используется множество рычагов и инструментов, основой основ является здесь конкуренция. Конкуренция (лат. «конкурро» - сталкиваюсь) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров (услуг).  Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание – экономический закон товарного производства. Причем эта борьба ведется на три фронта. Первый фронт мы обнаруживаем среди продавцов (производителей) продукции. Стратегия производителя основывается на знании потребностей своих покупателей и стремлении наиболее качественно их удовлетворить. Все они хотят продать свой товар подороже. Однако, когда соперничество между ними обостряется, побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы тем самым стимулировать покупательский спрос. Иногда в таком соперничестве применяется даже демпинг – продажа товара по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. Повышение конкурентоспособности фирмы требует от производителя постоянного обновления своих преимуществ. Фирма не может рассчитывать на успех, удовлетворяя только стандартные запросы потребителей, при условии, что конкуренты могут сделать то же самое и не хуже. Поэтому производитель должен наделить свой товар свойством, которое делает его более привлекательным для потребителя, чем схожий товар у конкурента.
Второй фронт развертывается среди покупателей (потребителей), которые стремятся приобрести товары по наименьшей цене. Когда между ними разгорается острое соперничество, то побеждает тот, кто предложит более высокую цену (аукцион). Потребители выбирают те товары или услуги, которые способны максимально удовлетворить их потребности при существующих ценах. Степень удовлетворенности покупателя зависит от его представления о том, насколько свойства товара соответствуют его запросам. Здесь возможны три варианта: достоинства товара или услуги окажутся ниже его ожиданий, совпадают с его ожиданиями и превосходят его ожидания. Удовлетворенный потребитель будет постоянно пользоваться товарами той фирмы, которая лучше всего удовлетворяет его потребности. Он будет также делиться своим мнением с друзьями и знакомыми.

Наконец, главный фронт конкурентной борьбы проходит между продавцами и покупателями, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цен. Сражение здесь выигрывают те, кто больше сплочен и может навязать противнику свою цену.

В исходе всей этой многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные товары, обладающие одинаковым качеством. Конкуренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены. Конкуренция несет в себе множество положительных аспектов. Так, при наличии конкуренции производители постоянно стремятся снизить свои затраты на производство товаров, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность труда, и соответствующие фирмы в острой конкурентной борьбе с другими фирмами получают возможность уменьшить розничные цены. А это выгодно всем, и в том числе неимущим слоям населения. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Межотраслевая конкуренция путем перелива капитала из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей народного хозяйства.

Конкурентная борьба способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителей применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Конкуренция создает своеобразное экономическое принуждение, заставляет поддерживать высокую деловую активность, постоянно искать новые возможности экономического роста. В противном случае необходимо уходить из сферы предпринимательства, смирившись с потерей высоких доходов.

Конечно, единой для всех конкурентной стратегии не существует. Однако можно выработать общие принципы поведения фирмы, которые определяются структурой рынка.

Под структурой конкретного рынка понимают его внутреннее строение, наличие устойчивой связи между его элементами, каждый из которых имеет свою специфику. Существует множество критериев для характеристики структуры рынка, но наиболее распространенным является состояние конкурентной среды: численность продавцов и покупателей, степень дифференциации (схожести) продаваемых товаров, уровень барьеров для проникновения новых конкурентов, способность партнеров и покупателей воздействовать на цены, величина издержек и структура затрат на производство товаров, глубина горизонтальной и вертикальной интеграции компаний. Когда речь идет о структуре рынка, то имеется в виду не столько о количестве компаний и фирм, действующих на рынке, сколько об остроте конкуренции между ними. Исходя из этой предпосылки, различают следующие рыночные структуры, которые определяют характер поведения производителя:

  1. совершенной конкуренции;
  2. чистой монополии;
  3. монополистической конкуренции;
  4. олигополии.

Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание выступает как закон, ибо в нем выражаются существенные, повторяющиеся, причинно-следственные связи между рыночными явлениями.

Роль конкуренции в функционировании рыночного механизма исключительно велика.

  1. Конкуренция через действие закона стоимости и закона спроса и предложения сопоставляет индивидуальные затраты товаропроизводителей с рыночными.
  2. Конкуренция побуждает к учету потребностей рынка как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.
  3. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка через механизм колебаний цен, через воздействие и на спрос и на предложение.
  4. Конкуренция выполняет функцию рыночного размещения ресурсов, которые непрерывно мигрируют туда, где отдача выше.
  5. Конкуренция порождает среди товаропроизводителей или приспособленческое поведение, связанное с модернизацией производства только потому, что этим занимается конкурент, или обеспечивающее поведение, которое стабилизирует его прочные позиции на рынке в длительной перспективе, или новаторское поведение, которое обусловливает экономическую победу товаропроизводителя над конкурентами за счет новаций.
  6. Конкуренция выполняет контролирующую функцию: все следят за тем, чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет другого, хотя и не всегда это удается в реальной жизни.
  7. Конкуренция, в конечном счете, разоряет одних и обогащает других, она выступает как своеобразный двигатель экономического прогресса.
  8. Не менее важны и социальные последствия конкурентной борьбы: она обеспечивает экономическую свободу каждому агенту рынка, воспитывает в нем предприимчивость и в то же время других участников рынка ломает, разоряет, бросает на дно жизни.

Важнейшим является вопрос о видах конкурентной борьбы. Существуют два основных критерия, по которым устанавливаются виды конкуренции: это сфера и характер конкурентной борьбы.

С точки зрения сферы конкурентной борьбы различают конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция формирует единую по отрасли рыночную цену. Тем самым при различных  индивидуальных издержках и, соответственно, индивидуальной цене этот вид конкуренции обеспечивает различия в прибылях, а в конечном счете побуждает повышать эффективность производства. Межотраслевая конкуренция формирует единую равновесную цену производства на макроэкономическом уровне и тем самым выполняет регулирующую функцию, обеспечивая равную прибыль на равный капитал и макроэкономическое рыночное равновесие.

С точки зрения характера конкурентной борьбы различают конкуренцию совершенную (свободную) и несовершенную.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке.

При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно- технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему фирме-новатору больший доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширения ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

Несовершенная конкуренция складывается на рынке, где нет полной монополии одного из продавцов, но нет и совершенной конкуренции, поскольку один или несколько продавцов либо покупателей способны заметно влиять на размеры спроса и предложения, а значит, и на уровень цены. Несовершенную конкуренцию можно подразделить на три типа рыночных структур: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии со спросом, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. Итак, какие же черты отличают монополию от совершенной конкуренции?

Читайте также:

Понятие об ограниченности ресурсов и границе производственных возможностей

Основная проблема экономики. Рыночная экономика – закономерность истории

Международное перемещение рабочей силы

Понятие об экономике

Идеальная модель рыночной экономики

Вернуться в оглавление: Основы экономики


double arrow
Сейчас читают про: