double arrow

Потребности общества и виды благ

В основе жизнедеятельности человека лежит удовлетворение его потребностей. Потребности – это объективно обусловленные позывы, импульсы людей к присвоению противостоящих им форм окружающей естественно-натуральной и социальной природы. Без их удовлетворения невозможно существование ни индивида, ни общества в целом. Чем более развито общество, тем богаче и разносторонне потребности его членов. Вещи и услуги, посредством которых удовлетворяются потребности людей, являются для них благом. Блага – это полезные вещи, обеспечивающие жизнь человека (пища, одежда, жилище и т.д.). Некоторые из них имеются от природы в достатке (например, воздух), но подавляющая их часть обладает свойством редкости. Редкость благ выражает их нехватку в данный момент для удовлетворения постоянно растущих потребностей.

Поскольку блага включаются людьми в особую сферу их активной деятельности – экономику, то они называются экономическими. Потребности человека многообразны. В связи с этим их можно классифицировать, разделив на первичные, вторичные и т.д. Первые относятся к самым насущным нуждам человеческой жизни: питание, одежда. Первичные потребности не могут быть заменены одна другой. Так, потребность в еде и потребность в питье должны быть удовлетворены каждая в отдельности. Вторичные потребности (такие как культура, развлечения) удовлетворяются после того, как удовлетворены первичные потребности. Они  могут быть заменены одна другой в более или менее широких пределах: индивид может удовлетворить свою потребность в развлечении, сходив на дискотеку, а не в театр, и наоборот.

Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и нерациональных, осознанных и неосознанных:

  1. физиологические потребности – еда, жилище;
  2. потребности в безопасности, то есть в защите от боли, гнева, страха, опасности;
  3. потребности в социальных связях и отношениях – любовь, уважение, причастность  к тому или иному обществу, группе;
  4. потребности в самоуважении, то есть признании и одобрении действий при достижении целей;
  5. потребности в осмыслении целей жизни, в реализации своих способностей, в признании своих дел и мыслей актуальными, нужными.

Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей. Все люди способны сравнивать удовлетворения, получаемые от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Данные предпочтения являются «чистыми», так как не зависят от доходов и цен. «Чистые» предпочтения не представляют еще действительного покупательского выбора. Желание становится выбором, а индивидуум – покупателем, когда его предпочтения ведут к реальным покупкам на рынке. Однако выбор в отличие от желаний ограничен ценами и доходом. Любой потребитель имеет свои предпочтения, меняющиеся со временем в зависимости от уровней образования и общественного развития, появления новых продуктов. Потребительские предпочтения покупателей одной страны могут значительно отличаться от предпочтений другой (например,  США и России).

В связи с вышеизложенным можно выделить основные предпосылки потребительского предпочтения.

Во-первых. При выборе товаров для покупки потребитель ограничен количеством денег, которое он может заплатить. Конечно, на определенном участке времени расходы потребителя могут отличаться от его доходов, поскольку существуют кредит и сбережения. Кроме того, уровень цен на один товар влияет на то, сколько других товаров покупатель может приобрести.

Во-вторых. Процесс потребления не совершается мгновенно, поэтому в анализе потребления фактор времени играет важную роль. Связанные с потреблением расходы складываются из двух компонентов: из денежных затрат на продукт или услугу и затрат времени на собственно потребление. Потребитель нуждается, например, ни в стиральных машинах как таковых, а в их услугах. Поэтому при прочих равных условиях более предпочтительными будут те товары, которые оказывают аналогичные услуги за более короткое время.

Денежные цены тех или иных одинаковых товаров и услуг бывают обычно равными для всех потребителей. А вот оценка времени потребления одинаковых продуктов для любого из них будет далеко не одинаковой, так как альтернативная стоимость времени для каждого будет различной. Подобные различия в оценках времени объясняют многие феномены потребления. Например, способ перелета из Америки в Европу. Существуют два варианта для перелета: сверхзвуковой «Конкорд» и обычный авиарейс. Выбор между вариантами будет диктоваться альтернативной стоимостью времени потребителя. Потребитель с высокой альтернативной стоимостью времени выберет дорогостоящий, но экономящий время вариант, (время – деньги), то есть «Конкорд». Потребитель с низкой альтернативной стоимостью времени предпочтет обычный рейс.

Различия в оценках альтернативных стоимостей времени составляют важную часть анализа проблемы спроса.

Потребителю следует строго распределять свой бюджет времени потребления. В реальной жизни бюджет времени ограничен гораздо жестче бюджета дохода, поскольку потребитель располагает всего 24 часами в сутки независимо от того, велик или мал его денежный доход.

Теория потребительского поведения исходит также из того, что имеющие выбор покупатели ведут себя рационально. Покупатели всегда выбирают набор, максимально удовлетворяющий их предпочтения при данных ограничениях на доходы и розничные цены. Рациональность означает, что они никогда не откажутся от набора товаров, которые могут приобрести, если эти наборы принесут наибольшее удовлетворение по сравнению с другими наборами. Именно данная тенденция и позволяет анализировать поведение потребителей на рынке с учетом предположения о рациональности их поведения.
Последняя предпосылка потребительского предпочтения предполагает, что все покупатели имеют необходимую информацию. Они знают цены всех товаров, количество и качество покупаемых товаров, уровень своих доходов.

Вывод. В конечном счете, предпосылки потребительского предпочтения можно сформулировать следующим образом:

  1. потребители обладают четким представлением о своих предпочтениях и всегда большее предпочитают меньшему;
  2. потребители действуют рационально;
  3. потребители совершенно точно знают об уровнях своих доходов и ценах всех товаров;
  4. выбор потребителей ограничен их бюджетами дохода и времени.

На первый взгляд, поведение потребителя не может иметь серьезного значения для экономики, где действуют громадные предприятия, грандиозные энергетические системы. Даже на рынке потребительских товаров «голос» отдельного потребителя почти не слышен. Однако силу потребителя и его влияние на производителей не следует недооценивать:

  1. во-первых, общество состоит из потребителей;
  2. во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок.

Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда предприятия, в свою очередь решают три главных для себя вопроса: что производить, как производить и для кого производить. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, сто с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет – фирма разориться. Этот простой и понятный механизм взаимоотношений между производителями и потребителями действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.

Потребность мотивирует потребительское поведение, но непосредственно не определяет ни спроса, ни цен. Чтобы аналитически исследовать природу спроса и цен,  экономисты XIX века, пытались дать количественную трактовку понятиям удовлетворения и предпочтения посредством разработки концепции полезности. Полезность  - это показатель степени удовлетворения, вызванного потреблением какого-либо набора товаров и услуг или каким-либо отдельным товаром.

Сам термин «полезность» впервые был введен в научный обиход английским философом И.Бентамом (1748 – 1832). Однако ни он, ни экономисты его времени не поняли связи между ценностью товара и полезностью, получаемой от его потребления. А.Смит впервые провел различие между «ценностью в потреблении» (полезностью) и «ценностью в обмене». Но проблему цены он решил в пользу издержек производства, проявляющихся в цене при обмене. Впервые на связь между полезностью и ценой указал английский ученый-экономист У.Джевонс (1835 – 1882). В 1862 году он выдвинул концепцию предельной полезности и доказал, что именно предельная полезность, а не общая полезность, имеет отношение к рыночной цене.

Экономическая теория знает два варианта теории полезности, то есть два подхода к ее измерению: кардиналистский и ординалистский.
Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное количественное определение величины полезности. В качестве меры полезности кардиналисты использовали условно-субъективную единицу, получившую название «ютиль». Например, плитка шоколада приносит полезность в 4 ютиля, а килограмм мяса – 6 ютилей. Таким образом, выведено точное соотношение между полезностями различных товаров, что предполагает объективную основу для подобного сопоставления. Однако экономисты убедились, что этот подход не отражает реальности, поскольку в жизни так и не удалось найти универсальную и точную единицу полезности.

На смену кардинализму пришел ординалистский подход к измерению полезности. Термин «ординарный» означает – выстроенный в определенном порядке, то есть построение ряда товаров и услуг по принципу предпочтения. Потребитель может лишь сказать нечто о степени их важности относительно друг друга. Такой подход не требует какой-либо психологической интерпретации подобных выборов. То, что называется полезностью, сегодня отражает только определенный порядок предпочтений.

С точки зрения экономической теории потребителя интересуют две оценки полезности – общая полезность и предельная полезность. Общая полезность является мерой общего удовлетворения, получаемого от потребления всех наборов или отдельного товара. Предельная полезность товара или услуги оценивает изменение в удовлетворении, вызванное потреблением большего или меньшего количества того или иного товара или услуги. Рассмотрим это на примере:

Количество потребленного товара (посещений в месяц кинотеатра)

Общая полезность от посещений кинотеатра (ютилей за месяц)

Предельная полезность (ютилей за месяц)

0

0

-

1

10

10

2

16

6

3

19

3

4

20

1

5

20

0

6

18

-2

По мере того, как количество посещений кино растет от 1 до 2, общая полезность увеличивается от 10 до 16. предельная полезность посещения кино увеличивает общую полезность, если количество посещений растет на одну единицу. Следовательно, если потребитель увеличивает количество посещений кино от 0 до 1, то общая полезность растет от 0 до 10, а предельная полезность равняется 10 (10 – 0). Если же он увеличивает посещения от 1 до 2 , то общая полезность увеличивается с 10 до 16, а предельная равняется 6 (16-10).

Из таблицы видно, что хотя общая полезность увеличивается, темпы этого увеличения все время снижаются. Это означает, что предельная полезность будет сокращаться и ее снижение связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара, когда возрастает количество приобретенных единиц этого блага. Каждая последующая партия блага удовлетворяет все менее насущную потребность людей, поэтому ее оценка все меньше. Если блага не хватает на менее насущные потребности, а хватает только на более насущные потребности, то оценка этого блага выше и определяется оценкой последней его партии. Величина ценности  материальных благ определяется величиной пользы, которую приносит человеку та или иная вещь. Но при этом речь идет не о величине пользы вообще, а о предельной полезности вещи.

В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность TU. Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товара X. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара X будет выглядеть следующим образом:

где, - приращение общей полезности;
   - малое (единое) приращение количества товара Х.

Действительно таблица  подтверждает тенденцию к постепенному уменьшению предельной полезности. Таким образом, увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности. Данное явление получило название уменьшающейся предельной полезности. Экономисты назвали падение предельной полезности законом уменьшающейся предельной полезности, который можно сформулировать следующим образом: если потребление всех других товаров остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления в рамках определенного периода времени. Этот закон не говорит, что нам не нравится второе посещение кино. Он просто утверждает, что потребитель оценивает его не так высоко, как первое посещение. Вместе с тем время – важный фактор в процессе подобной оценки, если первое посещение имело место в прошлом году, то в новом году второе посещение будет цениться также высоко. Закон уменьшающейся предельной полезности в большинстве случаев имеет отношение к коротким временным периодам.

Устойчивая тенденция падения предельной полезности помогает более глубоко познать закон спроса. Поскольку предельная полезность падает, то следующий рост покупок приносит потребителю все меньше и меньше дополнительного удовлетворения, и потребитель будет желать платить все меньше и меньше последовательно за вторую, затем третью и т.д. единицы любого товара или услуги. Для реализации большого количества товара цены на них должны снижаться так, чтобы соответствовать падению прироста удовлетворения потребителя (можно привести примеры сезонных распродаж товаров).

Читайте также:

Основные элементы экономической деятельности

Стоимость и цена товара

Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о таковой деятельности

Денежные теории

Золотой запас, валюта, проблемы конвертируемости рубля?

Вернуться в оглавление: Основы экономики


Сейчас читают про: