Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации


Сенсорная типология личности

Можно заметить, что люди думают по-разному, и различия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин,  зрительных образов, рассказывая что-то, эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы.  В разговоре часто пользуются фразами: "Вот, посмотрите...",  "Давайте представим...",  "Я ясно вижу, что...", "Решение уже вырисовывается..."  В момент вспоминания эти люди смотрят как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.

Аудиальный тип. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: "Я слышу, что вы говорите", "Тогда прозвучал звонок", "Мне созвучно это", "Вот послушайте...",  "Это звучит так..." и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При вспоминании взор обращен вправо, влево или влево вниз.

Кинестетический тип. Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические  слова: "взять, схватить, ощутить,  тяжелый", "Я чувствую, что...", "Мне тяжело", "Не могу ухватить мысль..." и т. п.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем представления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую,  ведущую. Если у вас, скажем, лучше работает зрительное (визуальное) представление, то звук шума моря вы сможете воссоздать у себя формированием зрительного образа морского берега, т.е. развитая система становится как бы поисковой. Запоминая важную информацию,  переведите ее вначале в ведущую  систему, а затем во все остальные, например тем, у кого визуальный тип, номер те-
лефона лучше представить написанным,  затем его проговорить и мысленно написать рукой.

Ведущая сенсорная система человека оказывает свое, влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Определить ведущую сенсорную систему другого человека можно обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт. Если вы хотите установить хороший контакт с человеком, вы можете использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если вы хотите установить дистанцию, то  можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника. Но в жизни мы часто плохо понимаем друг друга, в частности от того, что не совпадают наши ведущие сенсорные системы.

Например, в супружеской паре, муж приходит с работы очень усталым, хочет отдохнуть, он садится в кресло, скидывает обувь, берет сигарету, обкладывается газетами. И тут заходит жена, которая очень визуальна. Она весь день убирала в доме, чтобы все хорошо выглядело, и вдруг видит вещи, разбросанные по всей комнате, и взрывается. Его жалобы: "Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта". Она же ему отвечает: "Ты так неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, а когда все выглядит так, я знаю, что ты меня не уважаешь!" Им трудно понять друг друга: он - кинестетик, она - визуалист. Чтобы муж понял переживания жены,  было бы полезно перевести ее  жалобы  на  кинестетические представления: "Вы действительно не понимаете, что она переживает. Представьте себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена сидит в кровати, смотрит телевизор и ест печенье. Вы ложитесь, и чувствуете, что крошки въедаются вам в кожу. Знаете ли вы теперь, что она испытывает, заходя в гостиную и видя раскиданные вещи". Любопытно, что ярко выраженные визуалисты, кинестетики, аудиалисты имеют свои специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и пр. (Табл. 6.6). Полимодальный "компьютерный тип" может получиться  из  кинестетика  для  абстрагированим  от неприятных чувств.

 

Визуалист

Кинестетик

Аудиалист

"Компьютер"

1

2

3

4

5

Употребля-емые слова

смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь

чувствовать, ощущать, теплый, обожаю

звучать, слышать, тон, громкий

понимать, знать, представлять, интересно, логично

Поза

голова вверх, спина прямая

спина согнута, голова опущена

голова склонена набок

прямая поза, руки скрещены

Движения

напряженные

раскрепо-щенные

средние

ригидные

Губы

тонкие, напряженные

полные, расслабленные

варьируют

тонкие, напряженные

Дыхание

неглубокое, верхом легких

глубокое дыхание, низ живота

ровное дыхание всей грудью

неглубокое

Речь

быстрая, громкая речь, высокий тон

медленная, негромкая речь, низкий грудной голос

мелодичный голос, выразительная речь

монотонный голос

Взгляд

поверх других

вниз, ниже других

часто в одну сторону и вниз

через головы других

Правила слушания

"Я должен видеть для того, чтобы слышать" (на дистанции)

приблизиться поближе

"Не смотреть, чтобы слышать"

никакого контакта глаз

Движения глаз

вверх, влево, вверх вправо

вниз вправо, иногда вниз

влево, вправо, голова вниз наклонена

в сторону влево, голова вверх поднята





 

Читайте также:

Принятие управленческих решений

Реализация управленческих функций

Судьба человека | Адаптивность человека | Инстинкты человека

Ощущение Восприятие Внимание

Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров

Вернуться в оглавление: Психология

Просмотров: 8094

 
 

54.198.1.167 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.