Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Загрузка...

Психические состояния в чрезвычайных ситуациях

Очень часто в предшествующие несчастному случаю мгновения у его виновника возникает своеобразное замешательство, паника, вызванная тем, что человек неожиданно для себя замечает  возникшую опасность. Эмоционально это сопровождается взволнованностью,  испугом, которые в свою очередь нарушают согласованность действий, затормаживают мышление и вызывают дефекты мышления, что препятствует сознательному управлению деятельностью и вызывает неточные, необдуманные движения, протекающие по типу безусловного рефлекса. Такие движения чаще всего являются лишними именно для данной трудовой деятельности, в связи с чем они приводят к совершенно противоположному результату: не служат защите человека, а наоборот, вызывают вредное воздействие. Бывают, конечно, случаи, когда подобные движения достигают желаемой цели. Это происходит, когда для предотвращения опасности требуется не заученное рабочее  движение (например, остановка станка), а просто инстинктивное защитное движение (отпрыгнуть в сторону, отбросить горячую вещь и т. п.). Таким образом, состояние паники  характеризуется дефектами мышления, потерей сознательного контроля и осмысления происходящих событий, переходом на инстинктивные защитные движения, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации ("человек мечется, не соображая, что он делает", либо человек "оцепенел, остолбенел"), что вызывает и усугубляет тяжесть последствий несчастного случая.
Психические состояния людей в экстремальных ситуациях разнообразны. В начальный момент возникновения экстремальной ситуации поведенческие реакции людей имеют преимущественно витальную направленность, обусловленную инстинктом самосохранения, но целесообразность таких реакций различна: от панических бессмысленных действий до сознательно целенаправленных. Исследование людей, спасшихся в Уфимской катастрофе (взрыв газа и гибель двух пассажирских поездов) показало, что для них характерной была психогенная анестезия (не чувствовали боли) в течение первых 5-10 минут после взрыва, получения травм и ожогов, при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности (поэтому они и смогли спастись). У лиц с повышенным чувством ответственности (у должностных лиц поездной бригады) длительность психогенной  анестезии в отдельных случаях достигла 15 минут, даже при общей площади ожоговых поражений до 40% поверхности тела. Одновременно отмечалась значительная мобилизация (сверхмобилизация) психофизиологических резервов и физический сил: некоторые пострадавшие выбирались из  перевернутых вагонов с заклинившимися выходами из купе, в прямом смысле раздирая руками перегородки крыши. Сразу после того как пострадавшие покинули вагоны, они организовывались в небольшие (10-15 чел.) группы, где стихийно выделялся свой лидер, который придавал целенаправленность действиям остальных людей для спасения своих жизней и взаимной помощи.

Гипермобилизация в начальный период присуща практически всем людям, однако, если она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению человека,  т.к. происходит потеря ориентации, нарушение соотношения  между основными и второстепенными действиями, обострение оборонительной реакции, отказ от деятельности или гибель.
Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испытывают те или иные патологические изменения в психической сфере (посттравматический синдром). Среди  психопатологических изменений после травм, аварий у людей чаще всего встречаются депрессивные состояния  -  56%, психогенный ступор - 23%, общее психомоторное возбуждение - 11%, бредо-галлюционарные состояния - 5%, неадекватность, эйфория - 3%, ночные кошмары во сне - 90%, раздражительность, чувство вины, потеря желания жить. Для снятия указанных психологических нарушений требуется специальная психотерапевтическая помощь психологов и психотерапевтов.  Обследование членов аварийно-спасательных команд показало, что они также испытывают существенные изменения в психическом состоянии после работы в зоне бедствий. 98% испытывают страх и ужас от увиденного, в 20% случаев собственное состояние (по прибытии на место Уфимской катастрофы) характеризовалось как предобморочное, головные боли, тошнота, рвота. У 50%  спасателей в последующие дни после прекращения спасательных работ сохранялись психические нарушения: кошмарные сновидения, бессонница, сонливость днем, подавленное настроение, повышенная раздражительность.

Для спасательных работ необходимо отбирать людей с высокой эмоциональной устойчивостью. В противном случае 20-30% спасателей сами попадают в  психологически шоковое состояние и не могут выполнять спасательные работы.

Подводя итог вышеизложенному, отметим следующие общие методы снижения опасности нежелательных следствий, обусловленных психологическими факторами риска:
1)проведение профилактических и охранных мероприятий;
2)эргономическая оптимизация оборудования, рабочего места, информационной нагрузки;
3)профотбор и отсев профессионально непригодных лиц;
4)устранение несоответствия структуры деятельности психофизиологическому состоянию человека за счет профилактики зрительных и психоэмоциональных перенапряжений, переутомлений, монотонии;
5)совершенствование структуры личности работников за счет повышение профессиональной компетентности и опыта, эмоциональной устойчивости и способности самоуправлению и саморегуляции, ответственности, дисциплинированности,  готовности  выполнять  требования  безопасности труда, тренировки внимания, памяти, мышления и пр.





 

Читайте также:

Бихевиоризм в психологии

Психология личности введение

Работоспособность человека

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

Профориентация и профотбор

Вернуться в оглавление: Психология

Просмотров: 8356

 
 

54.166.157.192 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.