Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Виды и методы психологического консультирования

Как и другие направления деятельности практическо­го психолога, консультирование может быть классифици­ровано по разным основаниям:

1. По теоретической ориентации (психоаналитиче­ское, поведенческое, гуманистическое, геш-тальт-консультирование и т. д.);

2. По возрасту клиента (детское, подростковое, кон­сультирование взрослых и т. д.);

3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистант­ное, или заочное, которое, в свою очередь, подраз­деляется на телефонное, письменное, электрон­ное — через Интернет);

4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое);

5. По психологической проблематике (консультирова­ние по проблемам общения, по проблемам в эмоци­ональной сфере, по личностным проблемам и др.);

6. По сфере приложения (школьное, профессио­нальное, семейное и супружеское, бизнес-консу­льтирование и тг д.).

Г. А. Абрамова (1994) в качестве основного метода кон­сультирования называет интервью.Ею выделяются следу­ющие методы воздействия в процессе интервью:

1. Интерпретация;

2. Директива;

3. Информация;

4. Самораскрытие;

5. Обратная связь;

6. Логическая последовательность;

7. Резюме;

8. Открытые вопросы;

9. Закрытые вопросы;

10. Поощрение;

11. Пересказ;

12. Отражение чувств.

По мнению В. Ю. Меновщикова (1998), особое значение в консультировании имеют техники нерефлексивного (уме­ние молчать)и рефлексивного (умения давать обратную связь) слушания.К приемам рефлексивного слушания относятся:

1. Выяснение;

2. Перефразирование;

3. Отражение чувств;

4. Резюмирование;

5. Уточнение;

6. Пересказ;

7. Дальнейшее развитие мыслей собеседника;

8. Сообщение о восприятии партнера;

9. Сообщение о восприятии самого себя; 10. Замечания о ходе беседы.

Легко заметить сходство многих пунктов из приведен­ных списков. Приведем таблицу из работы В. Ю. Менов­щикова (1998), иллюстрирующую употребление разных приемов на разных стадиях консультативного процесса.

Стадии и приемыконсультирования

Таблица 2

Стадия Консультативные приемы
1. Установление контакта Уточнение, перефразирование (пересказ)
2. Сбор информации и осозна­ние желаемого результата (поиск «задачи») Выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразиро­вание (пересказ), отражение чувств, резюмирование
3. Перебор гипотез, решающих «задачу», и выработка альтерна­тивных решений Дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование
4. Обобщение результатов взаи­модействия с клиентом (решение «задачи») и выход из контакта Резюмирование




 

Читайте также:

Научные организации

Проблема профессиональных деструкции в развитии психолога

Основные виды тренинговых групп в западной и отечественной практической психологии

Важнейшие требования к личности практического психолога

Из истории становления психологической профессии

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 1139

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.167.157.241