Из истории становления психологической профессии

Итак, с какого же момента мы можем говорить о воз­никновении профессии психолога? Выше Вы познакоми­лись с различными подходами к тому, что такое профессия. Попробуем, опираясь на этот материал, а также на то, что успели обсудить относительно различных сфер деятельно­сти психолога, ответить на-поставленный вопрос.

Как минимум необходимо следующее:

Во-первых, необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом осо­бой сферы человеческой деятельности,будь то отдельная наука или особая практика. Эта деятельность должна иметь свою выраженную специфику по предмету и мето­дам, то есть — в нашем случае — быть не философией, не педагогикой, не медициной, не физиологией и т. д., хотя и не терять с ними связи.

Во-вторых, необходимо существование сообщества людей,занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих.

В-третьих, необходима система подготовки специали­стовв данной области.

В этом плане возникновение психологической про­фессии следует, вероятно, связать с выделением психоло­гии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Виль­гельмом Вундтом(1832—1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лабора­тории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологиче­ского института, который может рассматриваться и как научно-исследовательское, и как своеобразное учебное заведение.

Появление специализированного психологического института — момент поистине знаменательный: психоло­гия отделилась от философии и, впитав, помимо философ­ских идей, достижения и некоторые методы эксперимента­льной физиологии, обрела самостоятельное бытие. В сущ­ности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники — психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев(1957—1927), создавший первую в России экспериментальную психологи­ческую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт-Петер­бурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов(1862—1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров эксперимента­льной психологии в России одесский психолог Нико­лай Николаевич Ланге(1858—1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе(1886— 1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии — американский психолог Джеймс Кетгелл(1860—1944).

Возникновение института — событие рубежное; одна­ко психология, как Вы помните, ныне представляет собой не только академическую научно-исследовательскую об­ласть (каковой она в названном институте выступала); она ориентирована и на запросы различных областей человечеловеку в самопознании, раскрытии своего потенци­ала и в личностном росте.

В России в силу различных причин, в том числе идео­логических и социально-политических в послереволюци­онные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее выделим те события, кото­рые стали принципиальными для становления россий­ской профессиональной психологии, в том числе некото­рые уже упоминавшиеся.

Читайте также:

Общее представление о групповой психотерапии

НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СЛОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ПСИХОЛОГИИ

Теория деятельности А. Н. Леонтьева

Общее представление о науке

Сферы, «малодоступные» для практического психолога

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»


double arrow
Сейчас читают про: