Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Из истории становления психологической профессии

Итак, с какого же момента мы можем говорить о воз­никновении профессии психолога? Выше Вы познакоми­лись с различными подходами к тому, что такое профессия. Попробуем, опираясь на этот материал, а также на то, что успели обсудить относительно различных сфер деятельно­сти психолога, ответить на-поставленный вопрос.

Как минимум необходимо следующее:

Во-первых, необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом осо­бой сферы человеческой деятельности,будь то отдельная наука или особая практика. Эта деятельность должна иметь свою выраженную специфику по предмету и мето­дам, то есть — в нашем случае — быть не философией, не педагогикой, не медициной, не физиологией и т. д., хотя и не терять с ними связи.

Во-вторых, необходимо существование сообщества людей,занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих.

В-третьих, необходима система подготовки специали­стовв данной области.

В этом плане возникновение психологической про­фессии следует, вероятно, связать с выделением психоло­гии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Виль­гельмом Вундтом(1832—1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лабора­тории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологиче­ского института, который может рассматриваться и как научно-исследовательское, и как своеобразное учебное заведение.

Появление специализированного психологического института — момент поистине знаменательный: психоло­гия отделилась от философии и, впитав, помимо философ­ских идей, достижения и некоторые методы эксперимента­льной физиологии, обрела самостоятельное бытие. В сущ­ности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники — психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев(1957—1927), создавший первую в России экспериментальную психологи­ческую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт-Петер­бурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов(1862—1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров эксперимента­льной психологии в России одесский психолог Нико­лай Николаевич Ланге(1858—1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе(1886— 1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии — американский психолог Джеймс Кетгелл(1860—1944).

Возникновение института — событие рубежное; одна­ко психология, как Вы помните, ныне представляет собой не только академическую научно-исследовательскую об­ласть (каковой она в названном институте выступала); она ориентирована и на запросы различных областей человечеловеку в самопознании, раскрытии своего потенци­ала и в личностном росте.

В России в силу различных причин, в том числе идео­логических и социально-политических в послереволюци­онные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее выделим те события, кото­рые стали принципиальными для становления россий­ской профессиональной психологии, в том числе некото­рые уже упоминавшиеся.





 

Читайте также:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Важнейшие требования к личности практического психолога

При работе с таким заказом

Основные задачи немедицинской психотерапии

Трансперсональная психология

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 1641

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 107.22.114.194