Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Психоанализ и направления, с ним связанные

Одним из наиболее важных для развития современной психологии направлений явился психоанализ.В первую очередь он связан с именем австрийского психолога и пси­хиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939).

Возникнув как метод лечения неврозов, психоанализ затем превратился в психологическую теорию, а впослед­ствии — водно из важных направлений философии XX в. Отметим еще раз:

• психоаналитическая теория складывалась не на базе проверки предварительно выдвинутых гипотез, как происходит в академи­ческой науке;

Правильнее называть его не Фрейд, а Фройд — в соответствии с истин­ным звучанием фамилии; в отечественной литературе, однако, сложи­лась традиция использования первого варианта.

она возникала из необходимости практической помощи страдаю­щему человеку, и психоаналитические представления формирова­лись как попытка объяснения того, что открывалось в терапевтиче­ской практике иногда неожиданно для самого психоаналитика.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведе­ние человека определяется не только и не столько его со­знанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допус­каются до сознания, либо вытесняются из него, как бы ис­чезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде.

Например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и др.

Почему же возникает эта своеобразная цензура, запре­щающая непосредственно осознаваться определенным желаниям и переживаниям? Прежде всего в силу того, что они не соответствуют тем правилам, запретам, идеалам, которые вырабатываются у человека под влиянием взаи­модействия с окружением — в первую очередь взаимоот­ношений с родителями в детстве. Эти желания, пережива­ния как бы аморальны, но, по 3. Фрейду, они естественны для человека. Подавленные в прошлом и подавляемые ныне нереализованные желания, конфликт влечения и за­прета (внутренний конфликт)—причина тех сложностей, страданий, которые испытывает человек в психологиче­ском плане, вплоть до невротических заболеваний. Если человек сможет осознать эти, скрытые в прошлом, желания и переживания, он в настоящем сможет хот# бы отчасти зрело управлять своим поведением. Но как же возможно это осознание, если их скрывает бессознательное? Дело в том, что бессознательные желания высокоэнергетичны. Они стремятся к реализации, отчего повышается энергети­ческое напряжение; стремясь к реализации, бессозна­тельное как бы находит способы обойти цензуру. Снови­дения, фантазии, оговорки и пр. — все это своеобразный язык символов, который может быть прочитан и расшиф­рован при помощи психоаналитика. Терапевтическая за­дача психоаналитика — помочь страдающему человеку по­нять истинную причину его страданий, скрытую в бессоз­нательном, вспомнить те травматические переживания, которые забылись (то есть были вытеснены из сознания),

перевести их в сознание при помощи интерпретации, тол­кования, что и делает терапевт.

Что же это за переживания, какова их природа? 3. Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений — стремления к жизни и стремления к смерти и разрушению. Основное место в исходной концепции Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой либидо. Она, собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью.

Сложившуюся картину Фрейд описывает следующим образом.

В начале жизни ребенком руководит особая психиче­ская инстанция, называемая «Оно» — его желания и вле­чения; «Оно» руководствуется «принципом удовольствия» и не взаимодействует с реальностью. В каком-то смысле «Оно» можно уподобить живущему внутри человека кап­ризному ребенку, которому дела нет до того, может ли взрослый исполнить его желания. «Оно» целиком бессоз­нательно. Однако желания должны найти себе реалисти­ческие формы удовлетворения; для этого из «Оно» (и это происходит достаточно быстро в детском развитии) выде­ляется структура, называемая «Я», задача которого — най­ти такие пути, то есть, по словам Фрейда, «Я» выступает как служанка «Оно». «Я» ориентировано на принцип реа­льности. Продолжая нашу метафору, «Я» можно уподо­бить живущему в нашей психике относительно зрелому человеку, который в той или иной степени знает мир и мо­жет в нем ориентироваться, помогая «Оно» удовлетворить свои желания; при этом, однако, часть желаний не может быть исполнена непосредственно, и «Я» — как положено взрослому — накладывает запреты или отсрочки на эти желания. Иными словами, отношения между «Оно» и «Я» двойственны: с одной стороны, «Я» помогает «Оно», с дру­гой — оказывается инстанцией, частично подавляющей Оно, то есть человек оказывается внутренне конфликтен. Однако конфликтность еще более усугубляется, когда в период формирования нравственных чувств ребенка фор­мируется еще одна инстанция, называемая «Сверх-Я» вы­ступающая как система нравственных запретов и идеалов, в частности, как голос совести, подавляя влечения. («Я» и «Сверх-Я» частично бессознательны.) «Сверх-Я» — это как бы внутренний родитель (собственно, «Сверх-Я» и возникает в результате частичного неосознаваемого отож­дествления себя с родителями). С этого момента основной внутренний конфликт ребенка — а в дальнейшем и взрос­лого—это конфликт между желаниями и внутренними нравственными запретами, то есть между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» становится своеобразным полем битвы между ними, его задача — помочь реализоваться желани­ям, не обижая при этом запреты. В травматической ситуа­ции внутреннего конфликта «Я» вырабатывает психологи­ческие защиты, особые формы бессознательной психиче­ской активности, которые позволили бы хотя бы временно облегчить конфликт, снять напряжение, а в конкретных жизненных ситуациях так исказить смысл событий и пере­живаний, чтобы не нанести ущерб представлениям оса­мом себе как соответствующем некоторому •идеалу.

По Фрейду, отголоски детских переживаний можно видеть на протяжении всей жизни человека, и за огром­ным числом страданий и невротических проявлений взрослого можно увидеть нереализованные сексуальные устремления. Идея бессознательной сексуальности, лежа­щей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (творчество, рели­гия) — центральная идея Фрейда, на которой он настаивал и по поводу которой подвергался жестокой критике, в том числе со стороны собственных учеников, многие из кото­рых ушли от него, не разделяя «пансексуализма», то есть стремления объяснять все через сексуальную проблемати­ку.

Мы уже говорили, что психоанализ рождался как ме­тод психотерапии неврозов, в частности, истерии — забо­левания, при котором, как было показано, именно психо­логические причины, внутренний конфликт вызывают симптомы физических нарушений (параличи, слепота, боли и др.). Как Вы поняли, все люди, согласно Фрейду, неизбежно внутренне конфликтны. За многими проявле­ниями фантазии, творчества и др. лежит, согласно идеям психоанализа, прежде всего скрытая сексуальная пробле­матика, все это — как бы символическое воплощение не­реализованных желаний. (Вопреки распространенному среди непсихологов мнению, Фрейд не предлагал ожидать за каждым образом непременно сексуальную подоплеку — ее может и не быть — но в общем случае она для него несо­мненна.) Выявить скрытое, сделать бессознательное со-

держание осознаваемым — а значит, доступным осмысле­нию и отчасти контролю — задача психоанализа как тера­певтического метода, с чем вы познакомитесь в дальней­шем.

Учение Фрейда, которое мы изложили крайне неполно и схематично, а оно к тому же трансформировалось в про­цессе своего развития — всегда вызывало самые противо­положные мнения, от восторгов до абсолютного неприя­тия. Вместе с тем относительно ряда открытий Фрейда ему воздает должное подавляющее большинство современных психологов.

Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием.Само по себе существование бессознательного признава­лось рядом авторов и до Фрейда; однако динамика влия­ния бессознательного на сознание, взаимодвижение со­держаний, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало измене­ние предмета психологии: сознание перестало быть зам­кнутым в себе когнитивным пространством (то есть сфе­рой преимущественно познавательной), но стало частью живой, эмоциональной, мотивированной человеческой жизни, во многом детерминированной бессознательным.

Сексуальная сфера человеческой жизни, значение кото­рой сейчас отрицать было бы странно, вошла в круг психоло­гического изучения также благодаря Фрейду (кстати, далеко не сразу пришедшему к идее сексуальной обусловленности неврозов и долго ей сопротивлявшемуся. Вопреки мнениям и слухам, сам Фрейд был очень строг в сексуальной жизни). Другой вопрос, какое значение придавать сексуально­сти—например, сводить ли к ней любовь или нет, соотно­сить ли с ней высшие этические проблемы человека и т. д. Так называемый пансексуализм Фрейда — то есть стремле­ние объяснять основные переживания человека пробле­мами, связанными с сексуальностью — неоднократно критиковался в том числе и учениками венского врача, ко­торый, будучи человеком очень непростым в общении, ча­сто в этих случаях прерывал с ними отношения.

Далее, Фрейд привлек особое внимание к роли детско­го, прежде всего — семейного опыта в развитии личности; значительное число психотерапевтов, в том числе и непси­хоаналитиков, включает его проработку в процесс помо­щи тем, с кем работают.

Наконец, идея психологической защиты — одна из центральных в современной психотерапии. Не всеми раз­деляются теоретические объяснения, предложенные Фрейдом, но, как правило, признается, что именно его идеи повлияли на большинство терапевтических систем, в том числе далеко от него ушедших; лидеры значительного числа крупных психотерапевтических направлений про­шли школу психоанализа.

Фрейдовский психоанализ действительно представлял абсолютно новую психологическую систему: в литературе можно встретить термин «психоаналитическая револю­ция». Он оказал грандиозное влияние на искусство: оно проявляется — иногда вполне непосредственно, через пе­ренос символов — вфильмах Ф. Феллини и И. Бергма­на, п р о з е А. Мердок, живописи С. Дали и др.

Отметим, однако, что Фрейд распространил на всех людей те закономерности, которые он увидел при работе с невротиками, то есть людьми нездоровыми; правомер­ность этого спорна, и, как мы увидим вскоре, многие со­временники и авторы, творившие позже, будут подчерки­вать необходимость рассмотрения прежде всего здоровой психики, высших тенденций человека.

Так, Л. С. Выготский, превосходно знавший психо­анализ, говорил о необходи­мости вершинной психоло­гии — в противовес психоа­налитической глубинной; в гуманистической психоло­гии центральным станет представление об исходной доброте (а не агрессивности,

как в психоанализе) человека и личностном росте; ряд пси­хологических направлений будет обсуждать проблемы, близкие к проблемам духовности, от которых Фрейд, по сути, уходил, представляя человека прежде всего с пози­ций естественнонаучных.

Фрейд — как и другие крупнейшие представители пси­хоанализа и близких к нему направлений — не пользовал­ся в работе экспериментальным методом; психоанализ, под которым его создатель понимал не только метод лече­ния и не только теорию, но и метод исследования психи­ки, предполагал работу преимущественно на основе по

Выготский Лев Семенович — (1896—1934) — выдающийся отечественный психолог, созда­тель культурно-исторической концепции развития психики, основатель научной школы, к которой принадлежат многие классики отечественной психо­логии. -

специальным правилам построенной беседы психоанали­тика и пациента. Основные психоаналитические положе­ния вообще очень трудно поддаются экспериментальной проверке, что вызывает нарекания со стороны академиче­ски ориентированных психологов.

Еще один вопрос, который у Вас, быть может, возник: если психоанализ возник как метод лечения, то почему он рассматривается в русле психологии, а не медицины?

Во-первых, медики (психиатры) рассматривают его и как часть медицины. Во-вторых, сам Фрейд настаивал на том, что психоанализ — прежде всего часть психологии, так как представляет картину психической жизни челове­ка в целом, и часто подчеркивал, что он не столько врач, сколько исследователь. Более того, он полагал, что специ­алист в области психоанализа не должен непременно об­ладать медицинским образованием, и говорил о так назы­ваемом неклиническом анализе и его возможностях. От­метим, что, хотя среди психоаналитиков значительное число составляли медики, ряд выдающихся представите­лей этого направления таковыми не являлись — напри­мер, один из величайших психологов и философов XX в. Эрих Фромм.

Разумеется, психоанализ как направление не соотно­сится только с именем своего основателя. Многие ученики Фрейда (или те, кого он считал учениками), в большинст­ве не разделяя пансексуализма своего учителя, развивали собственные учения о содержании и роли бессознательно­го в психической жизни, разрабатывали собственные под­ходы к психотерапии.

Среди ближайших учеников Фрейда наиболее извест­ны А. Адлер и К. Г. Юнг. Строго говоря, их теории трудно назвать психоанализом во фрейдовском смысле — в связи с чем основатель психоанализа в определенный момент порвал с ними отношения. Соотносясь с психоанализом в некоторых аспектах — в частности, в признании бессозна­тельного — эти теории стали оригинальными направлени­ями психологической мысли, серьезно повлиявшими на современную психологию.

Направление, основанное австрийским (с угрозой прихода к власти фашизма эмигрировавшим в США) пси­хологом Альфредом Адлером (1870—1937) называется «Ин­дивидуальная психология»; название подчеркивает отношение к каждому человеку как к неповторимой индивиду­альности; человек движим своими целями в присущем именно этому человеку «жизненном стиле».

Центральной идеей Адлера является идея о бессозна­тельном стремлении человека к совершенству; стремле­ние это определяется, по Адлеру, исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать.

Переживание неполноценности (помимо возможного переживания реальных физических или интеллектуаль­ных дефектов — точнее, отношения к себе окружающих в связи с дефектом) естественно в силу того, что каждый ре­бенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными; эти переживания могут усугубля­ться недемократическими отношениями ребенка с роди­телями (основная задача которых, полагал Адлер, — обес­печение ребенку чувства безопасности; особенно велика в этом роль матери) и сиблингами, то есть братьями и сест­рами (Адлер полагал при этом очень важным порядок рождения и предлагал различные модели развития для единственного ребенка, старшего ребенка, одного из «средних» детей, младшего ребенка). Опыт отношений, получаемый ребенком до 5-летнего возраста, является ре­шающим для развития детского характера и более того — именно этот период, по Адлеру, определяет характер чело­века вообще (отметим сразу спорность этого положения).

Итак, исходным является чувство неполноценности. Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, следования зову «воли к власти»; впоследствии, однако, он стал говорить о самоут­верждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существуют два пути — конструктивный и деструк­тивный (формирование характера, собственно, и связыва­ется с формируемой стратегией самоутверждения).

Конструктивный, здоровый путь означает самоутвер­ждение в деятельности во благо другим и в сотрудничестве с ними; деструктивный, нездоровый — за счет унижения других и эксплуатации.

Выбор пути самоутверждения зависит от развития и «сохранности» социального интереса — под ним Адлер по­нимал чувство сопричастности человечеству, готовности к сотрудничеству; оно, по-видимому, врожденно, но само

по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается — в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, либо, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды забо­титься о сотрудничестве.

В первом случае человек в будущем будет как бы мстить человечеству, во втором — требовать привычного отношения, и в обоих случаях оказывается в позиции не дающего, а берущего. Именно это — ключевой момент те­рапии: человек с «ошибочным жизненным стилем» как бы существует в условном мире, мире, в котором он не обна­руживает собственной неполноценности, замаскирован­ной позицией «берущего», псевдосильного; это, однако, не снижает тревоги, ибо переживание неполноценности сохраняется — хотя и не осознается. Задача терапевта — восстановить реалистические отношения пациента с ми­ром, раскрыть его навстречу другим.

Согласитесь, если это и психоанализ, то совсем другой, где место сексуальной проблематики — отнюдь не на пер­вом плане. Идея Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка — одна из главных идей ряда психоте­рапевтических направлений, базирующихся на психоана­лизе и гуманистической психологии.

Совершенно особую мировоззренческую систему предложил швейцарский психолог, врач и философ Карл Густав Юнг (1875—1961) — автор, влияние которого на мировую культуру сопоставимо по масштабам с влиянием Фрейда (а в настоящее время его идеи обретают еще боль­шую популярность). Сам Фрейд в недолгую пору их друж­бы считал его наиболее талантливым из своих учеников и полагал своим преемником; однако их теоретические рас­хождения были очень велики, прежде всего потому, что для атеиста и материалиста Фрейда были неприемлемы взгляды Юнга, непосредственно связанные с религией и мистическими учениями.

Основы теории Юнга, называемой «Аналитическая психология» — учение о коллективном бессознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бес­сознательным и сознанием (и во взаимодействии с ними). Если личное бессознательное формируется в развитии ин­дивидуального опыта человека и представляет содержа­ния, им вытесняемые (речь идет примерно о том же, что ющую в патриархальном обществе, что в особенности проявляется в традициях семейного воспитания. Знаме­нитый термин «сексуальная революция» был введен имен­но В. Райхом, подразумевавшим под ним, однако, не сек­суальную вседозволенность (как это часто трактуется сей­час), но создание таких условий, при которых возможна естественная реализация оргонной энергии, — если это будет так, то, по Райху, не будет половых извращений, проституции и т. п., которые суть проявления именно по­давленной, деформированной оргонной энергии.

Другие крупные представители неофрейдизма (этим термином обозначают те теории и практики, которые, родившись в русле психоанализа, в той или иной степени пе­ресмотрели его положения), не отрицая значение сексуаль­ности, не придавали ей первостепенного значения, в боль­шей степени обсуждая проблемы личностного роста и воз­никновения невротических тенденций с точки зрения взаи­моотношений человека и социального окружения, фор­мирования восприятия мира и самовосприятия, ценност­ных аспектов становления личности.

Так, КаренХорни (1885—1952), создатель теории, иногда называемой «Культурно-философская психопатология», полагала исходным моментом в развитии личности так на­зываемую «базальную тревогу» переживание враждебности мира по отношению к человеку. С точки зрения влияния культуры, она определяется предлагаемыми ею противоре­чивыми ценностями, что особенно характерно для интен­сивно развивающихся культур; это приводит к патологиче­ским внутренним конфликтам и воплощается в том, что че­ловек не может выбрать что-то определенное и, более того, оказывается не в состоянии желать чего-либо определенно­го. В результате человек «убегает» от реальности в услов­ные, иллюзорные представления, которыми и руководству­ется в жизни. В процессе развития конкретного человека основная тревога определяется первоначально отношения­ми ребенка и родителей, определенные типы которых Хор-ни обозначает как «базальное зло» (агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и др.). В результате ребенок оказывается во внутренне про­тиворечивой ситуации: он любит родителей, привязан к ним, но, с другой стороны, переживает их враждебность и собственную бессознательную ответную агрессивность;

не в состоянии осознать истинный источник угрозы конф­ликта, ребенок переживает его как неопределенную опас­ность, исходящую от мира, что и означает тревогу. Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабаты­вает защитные формы поведения, при которых вероят­ность угрозы субъективно уменьшается. Невротические тенденции соотносятся с тем фактом, что личность начи­нает вести себя однопланово, реализуя лишь ту тенден­цию, которая бессознательно избрана как уменьшающая потенциальную опасность и соответствует желаемому идеальному образу самого себя (так называемое «идеаль­ное Я»), в то время как другие остаются нереализованны­ми.

Хорни обсуждает три основные тенденции личности: стремление (направленность) к людям, стремление (направленность) против людей и стремление (направленность) от людей. Эти тенденции характерны и для здоровой личности — все люди в различные моменты жизни могут стремиться к взаимодействию, бывают агрес­сивны или стремятся к одиночеству; но если у здоровой личности эти тенденции уравновешивают друг друга, то невротическая личность ведет себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит в реальности не к уменьше­нию тревоги, но, напротив, к нарастанию—в силу того, что потребности, соответствующие остальным тенденциям, не удовлетворяются; в результате невротик попадает в си­туацию «невротического круга», так как, стараясь умень­шить нарастающую тревожность, использует тот самый способ, который привел к ее увеличению.

Моделью может служить фрагмент из «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери: на вопрос, почему он пьет, Пьяница отвечает: «Пото­му что мне совестно!»; на вопрос, отчего ему совестно, следует ответ: «Совестно, что я пью».

Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего «реального Я», в пользу иррационального «идеального Я», позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезопасности в силу соответствия некоему нереа­листическому идеалу.

Если бы невротик мог сформулировать, почему он ве­дет себя так, как ведет, он ответил бы:

«Если я буду всем помогать, никто меня не обидит» (тенденция «к людям»),

или «Если я буду сильнее всех, никто не посмеет меня обидеть» (тен­денция «против людей»),

или «Если я от всех спрячусь, никто не сможет меня обидеть» (стремление «от людей»).

Эти тенденции, закладываясь в детстве, остаются с че­ловеком в дальнейшем, определяя его психологические и социальные трудности. Фокус терапии, предлагаемой Хорни, — восстановление утраченных реалистических от­ношений к жизни на основе анализа жизненного пути (ибо невротические тенденции могут возникать на разных этапах жизни), причем Хорни, в отличие от Фрейда, не практиковала проникновение глубокие эмоциональные проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугубле­нию переживаний. Она была и более оптимистична в том отношении, что не полагала детство, фатально определя­ющим психическую жизнь человека.

Крупнейший специалист в области возрастного разви­тия Эрик Эриксон (1902—1990) главную роль в формирова­нии личности отвел человеческому «Я», которое не просто служит «Оно» (как утверждал Фрейд), но отвечает за глав­ное — психическое здоровье личности, ее «идентичность» (в представлении Эриксона это означает чувство самотож­дественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям). Развитие лично­сти Эриксон рассматривал с точки зрения усиления «Я» и продвижения к идентичности (его теория часто называет­ся «Эго-психология» или, что то же самое, «психология Я»). На пути «интеграции Я» личность проходит, по его представлениям, 8 стадий развития, охватывающих путь человека от рождения до смерти; каждая стадия представ­лена как кризис, ставящий человека перед условным (не обязательно осознаваемым) выбором в сторону усиления «Я» или его ослабления; наиболее принципиальным для становления идентичности является возраст отрочества. Сами стадии, по Эриксону, заданы генетически, но пози­тивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия с социумом.

Проблемы отношений человека с социумом и их влия­ния на развитие личности — в центре внимания и других психоаналитиков.

Так, Г. Саллшан (1892—1949), создатель теории «меж­личностной психиатрии», полагал, что межличностные отношения всегда представлены в человеке, и уже первое вхождение ребенка в мир есть вхождение его в более широ­кую сферу, чем просто отношения с матерью — уже в том,

как мать берет ребенка на руки, проявляются те отноше­ния, в которые вступала мать на протяжении своей жизни.

Для Эриха Фромма (1900—1980) главная проблема — проблема обретения личностью психологической свобо­ды, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, нивелировать человеческую лич­ность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свобо­ды»1 — ведь бытие самим собой означает возможность рис­ка, отказа от привычной стереотипной безопасности, — и становится конформистом, разрушителем или авторита­ристом, полагая, однако, что это и есть свобода. Тем са­мым человек лишает себя настоящей, полноценной жиз­ни, подлинной свободы, которая является свободой для мира (а не от мира), подменяя истинные ценности мни­мыми, из которых главной оказывается ценность облада­ния2. Концепция Фромма называется «Гуманистический психоанализ».

Таким образом, психоанализ весьма разнообразен, и часто при сравнении той или иной психоаналитической концепции с теорией 3. Фрейда обнаруживается больше различий, чем сходства. Вместе с тем те классические по­ложения, о которых речь шла выше — роль бессознатель­ных компонентов в психической жизни, роль детского опыта взаимоотношений со взрослыми, проблема внут­реннего конфликта, формирование психологических за­щит, — присутствуют практически в любой психоаналити­ческой концепции, что и дает возможность говорить о психоанализе как направлении.

В отношении же 3. Фрейда приведем слова В. Франкла (о котором речь ниже), сравнившего его роль с ролью фун­дамента'здания: фундамента не видно, он скрыт под землей, но здание без него не стояло бы, точно так же идеи 3. Фрей­да лежат в основе подавляющего большинства направле­ний современной психотерапии, в том числе далеко от Фрейда ушедших, но сумевших развиться благодаря тому, что было отчего отталкиваться (впрочем, достаточно мно­гочисленны психологи, работающие в рамках ортодокса­льного фрейдизма).

Мы уделили психоанализу достаточно много внима­ния в силу того, что это направление имело на психологию

Главная книга Фромма называется «Бегство от свободы».

Другая известная работа Фромма носит название «Иметь или быть?».

в целом, особенно западную, и психологическую практику в частности влияние, несоизмеримое с влиянием других направлений.

К нашей стране это относится в меньшей степени. В 20-е гг. психоанализ был популярен, но затем — в силу причин не только научных, но и политических — объявлен реакционным лжеучением. В последние годы, однако, от­ношение к нему стало более объективным и уважитель­ным, работы крупнейших психоаналитиков — в том числе всех упомянутых — широко издаются, организованы пси­хоаналитические сообщества и т. д.

Итак: в психоанализе и связанных с ним направлениях разрабатываются проблемы бессознательной детерминациичеловеческого поведения; области его приложения — прежде всего психотерапия (в том числе неврачебная) и воспитание, прежде всего — семейное.





 

Читайте также:

Философско-психологическая теория С. Л. Рубинштейна

Психологическая помощь семьям

Наука и другие способы познания

Из истории становления психологии как науки

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 2079

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.205.160.108