Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Проблема человека в истории философии

Один древний мудрец сказал: для человека нет более интерес­ного объекта, чем сам человек. Что же есть человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется до смешного простым — кто не зна­ет, что такое человек! Но это мнение глубоко ошибочно. Ведь че­ловек является сложнейшим созданием природы, общества и са­мого себя. Это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Вот почему его изучают такие науки, как генетика, фи­зиология, медицина, психология, социология, антропология и многие другие. Сегодня упомянутые науки объединены в систему комплексного обществоведения. Важное место в этой системе за­нимает и философия. Сформировалась даже специальная дисци­плина — философская антропология — философское учение о че­ловеке. Обсуждению проблемы философского понимания чело­века был посвящен XVIII Всемирный философский конгресс, состоявшийся в середине 1988 г. в городе Брайтоне (Англия) и собравший почти 2 тысячи ученых из 70 стран мира.

В комплексном обществоведении философия выполняет: во-первых, мировоззренческую функцию, т. е. обосновывает су­губо философские проблемы о природе (сущности) человека, его происхождении, о смысле жизни, судьбе и назначении, о воз­можностях и границах его свободы и творчества; во-вторых, ме­тодологическую функцию, т. е. создает оптимальную стратегию изучения и совершенствования человека.

История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская кон­цепция (несмотря на определенные недостатки и историческую ограниченность) добавляла новые черты, открывала новые грани в познании человека.

В философии Древней Греции господствовал космологизм в по­нимании человека. Философы Милетской школы утверждали: че­ловек содержит в себе все основные элементы стихии, космоса. Демокрит подчеркивал: в какой мере Вселенная является макро­космосом, в такой же мере и человек является микрокосмосом. Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились софисты. Они сохранили унаследованный от древней философии целост­ный взгляд на человека и видение его как части природы, но уже начали рассматривать его в условиях социокультурного бытия. Устами Протагора они провозгласили тезис: «Человек — мера всех вещей». Вслед за софистами проблему человека разрабаты­вал Сократ. Он поставил ее в центр своей философии. Девизом Сократа стал призыв, который был вычеканен на вратах храма Аполлона в Дельфах: «Человек, познай самого себя!»

Ученик Сократа Платон различал в человеке бессмертную ду­шу (проявление мира вечного и идеального) и тело (проявление всего временного и суетного).

Иначе понимал природу человека Аристотель, рассматривая его как «политическое животное», вершину мировой иерархии: с одной стороны, он внутренне связан с природой, а с другой — противостоит ей, поскольку в нем есть душа — причина и начало человеческого тела.

Европейская средневековая философия, опираясь на христиан­скую традицию, выдвигала на первый план религиозно-моральные проблемы человеческого существования, разрабатывала про­блему соотношения между Богом и человеком. Что же главное в этом соотношении? Важнейшим для человека является спасение, которое христианство понимает как восхождение несовершенной личности к совершенной — Богу. Понятие личности было введе­но Августином Блаженным. Он подчеркивал, что Бог есть сама личность, персона (от лат. — persona). А значит и человек, создан­ный по образу и подобию Творца, тоже является личностью. Правда, вследствие грехопадения она утратила совершенство и це­лостность. Существенными составными, или ипостасью, лично­сти являются воля, интеллект и память. Через них пролегают пу­ти совершенствования человеческой души и единения ее с Богом.

Оригинальность эпохи Возрождения состоит в отбрасывании каких-либо принципов ограничения земного развития человека. Бог сместился на периферию человеческой жизни. Человек ото­рвался от него и теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Федор Достоевский). Приобретая статус действи­тельно богоподобного существа, человек становится главным предметом духовных поисков. Он ищет опоры прежде всего в се­бе, в своей душе и своем теле. Превыше всего он ставит своеобра­зие и уникальность индивидуума. Оригинальность и отличие от других выступают важнейшими проявлениями личности. Поэто­му смысловым стержнем Ренессанса является преисполненная пафоса идея о самодостаточности и автономности личности, вера к ее безграничные творческие возможности. Ренессанс — это взятые теория и практика гуманизма.

Философия Нового времени считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сконцентрировала внимание на его всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т. п. Так, новоевропей­ская философия XVII в. особое внимание уделяла разуму как спе­цифической особенности человека. Например, Рене Декарт связывал сущность человека с его мышлением: «Мыслю — следовательно, существую». Рационалистический подход к человеку объединялся у Декарта с натуралистическим: он рассматривал че­ловека как реальную связь бездушного и мертвого телесного ме­ханизма с разумной душой, которая обладает волей и мыслит. Много внимания проблеме человека уделяли и такие философы Нового времени, как Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Жюльен Ламетри.

Для немецкой классической философии определяющим явля­лось представление о человеке как субъекте духовной деятельно­сти, который создает мир культуры и является носителем общего идеального начала, духа, разума. Иммануил Кант подчеркивал моральный характер природы человека, Иоганн Фихте — роль деятельности в жизни человека, Георг Гегель — духовность, Люд­виг Фейербах — любовь к ближнему. Людвиг Фейербах рассмат­ривал человека как природное существо, высшую ступень при­родного саморазвития. Чувства и сознание человека являются также природными явлениями. Поэтому он говорил о человеке как о чем-то неизменном, абсолютном, а не как о конкретном историческом человеке.

Исходным пунктом марксистского понимания человека явля­ется трактовка его как производной от общества, он — продукт и субъект общественно-практической деятельности. Сущностью человека Карл Маркс считал именно совокупность всех общест­венных отношений. Марксизм обосновал принципиальную не­завершенность человека, его открытость миру, «незапрограмми­рованность» раз и навсегда его сущности. Человек самосоздает и саморазвивает себя в процессе исторической и культурной жиз­ни. Марксизму принадлежит трудовая теория происхождения человека, которая анализирует механизм трансформации биоло­гического в социальное.

В начале XX в. в философии осуществился своеобразный ан­тропологический поворот — проблема человека стала неотъемле­мой частью исследований практически всех философских на­правлений, в частности и тех, которые раньше выводили ее за свои пределы. Появилось множество концепций человека. В за­висимости от того, что следует считать сугубо человеческим в че­ловеке (природное, социальное или духовное), их условно объе­динили в три группы.

Первая группа – биологизаторские концепции. Доминирующей чертой этих концепций является представление о преимущественно природном существе, жизнь и поведение, ин­дивидуальные и общественные качества, духовные качества кото­рого обусловлены природными (биологическими) факторами. К таким концепциям относятся: психологизм, натурализм, во­люнтаризм, натуралистический дуализм.

Психологизм. Здесь преувеличивается психологическая при­рода человека. Она рассматривается вне связи с конкретно-исторической системой общественных отношений. Например, сто­ронник этого направления австрийский философ Альфред Щюц утверждал, что люди по своей природе разные. Их необходимо рассматривать такими, какие они есть, не навязывая им один, об­щий для всех идеал.

Натурализм пытался объяснить сущность человека законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями). Преувеличение роли природных факторов характерно для современного социо- биологизма. Его исповедовали такие известные ученые, как но­белевский лауреат Жан Моно (Франция), профессор Гарвардского университета Беррес Скиннер, австрийский физиолог, лауреат Но­белевской премии Конрад Лоренц и др. Совершенствование человека, с их точки зрения, сводится к совершенствованию его гене­тических начал.

Волюнтаризм провозглашает первоосновой человеческого бы­тия волю. Как философская концепция волюнтаризм сформиро­вался в трудах Артура Шопенгауэра, который провозглашал осно­вой мира иррациональную свободу, недосягаемую для познания разумом. Его последователь Фридрих Ницше утверждал, что сущ­ность человека — в неудержимой «воле к власти». «Воля к вла­сти» — основа права сильного, наиболее значимый критерий лю­бого типа поведения. Именно ею должен руководствоваться на­стоящий человек. На этой основе Ницше провозгласил культ сверхчеловека.

Натуралистический дуализм. Сюда относятся религиозные учения, согласно которым человек состоит из двух уровней, обес­печивающих его существование в двух разных мирах — матери­альном и духовном. Например, в таком учении, как индуизм, ду­ши выступают самостоятельными сущностями по отношению к своим телесным оболочкам. Они способны после смерти перехо­дить из одной оболочки в другую. Этот переход (реинкарнация) связывается с общим законом (кармой), который по совокупности добрых и плохих поступков определяет будущую судьбу человека.

Вторая группа — социологизаторские концепции. Они игнори­руют природно-биологические факторы человеческого существо­вания, которым отводится роль только предпосылки социальной жизни и которые не оказывают никакого влияния на особенно­сти поведения, интеллект, творческие способности, социальные ориентации человека. К таким концепциям относятся:

Конвенционализм. Элементы конвенционализма свойственны философии науки, или позитивной философии. Ее сторонники Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пауль Фейерабенд и дру­гие считают, что вся наука имеет определенный конвенциональ­ный характер, т. е. характер определенного согласования, договора между учеными. Это относится и к науке о человеке. Жизнь чело­века и его поведение обусловлены нормами, которые являются следствием конвенций (соглашений) между учеными, произволь­но принятыми в обществах различного типа. Такие нормы можно описывать и конструировать, но вряд ли стоит давать им сравни­тельную оценку.

Социологизм. Это вульгарно-материалистическая концепция. Она, как и предыдущая, игнорирует природную основу человека. Представители этой концепции не замечают его «надсоциальной», духовной сущности. Отсюда берет свое начало известный тезис о формировании «нового человека», согласно которому при определенных социальных обстоятельствах из человека можно «вылепить» все что угодно, а совершенствование человека зави­сит только от совершенствования общества.

Панлогизм. Сторонники этой концепции считают, что суще­ствует мировая логика, или мировой разум. Законы логики (мышления) являются универсальными закономерностями ста­новления мира. Человек — это средство воплощения в жизнь за­мыслов мирового разума. Высшая честь для человека — быть соз­нательным орудием в реализации этой цели.

Социологический дуализм. В современной антропологии ва­риантом социологического дуализма является учение Зигмунда Фрейда. Человеческую психику он рассматривал как сложное яв­ление, в содержание которого входят бессознательное (сфера вы­тесненных аффективных взглядов), подсознательное (выполняет функции «цензуры», которая выборочно пропускает в сознание то, что для нее приемлемо) и сознательное (сфера знаний о себе самом и о внешней среде). Основную же ее «массу» составляют заряженные огромной энергией бессознательные психические импульсы активности людей. Эти динамичные источники ин­стинктивного заряда мотивационной энергии несдерживаемы и аморальны, а также полностью иррациональны по своей приро­де. Именно они, а не разум, не сознание являются главными сти­мулами поведения и деятельности человека — вот главный вывод З.Фрейда.

Третья группа современных концепций человека — спиритуа­лизм (от лат. spiritualis — духовный). Она объединяет в себе взгля­ды, согласно которым в основе сущности человека лежит его внутренний духовный мир (бескорыстный поиск истины, спо­собность к моральному выбору, к переживанию прекрасного, к творчеству; наличие свободы воли и глубинного самосознания), и провозглашает первичность индивидуального «Я» как духовно­го стержня личности. К этой группе принадлежат такие течения.

Субъективный антропологизм. Его формы очень личны. Наи­более влиятельной является экзистенциализм (Карл Ясперс, Мар­тин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Габриэль Мар­сель). Представители экзистенциализма считали, что нет задан­ной человеческой природы, никакая внешняя сила, кроме данного индивида, не может за него осуществить превращение в человека. И именно он несет ответственность, если превращение это так и не произошло. Человек является своего рода «проек­том», который живет, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности продолжается всю жизнь, не теряя остроты, напряжения, драматизма. Свободный выбор ин­дивида — его судьба, ответственность и его трагедия.

Антропологический материализм апеллирует к чувственности. Человек — универсальное существо, которому свойственны чув­ства, разум и воля. И этой универсальностью он отличается от других живых существ. Важным для данного учения является так называемый «туизм», т. е. понимание человека как существа, свя­занного с другим, себе подобным существом. Человеческая сущ­ность выражается только в общении, единении человека с чело­веком, в единстве, которое лишь опирается на реальность отли­чия между «Я» и «Ты». Антропологизму недостает исторического взгляда на человека, поэтому он имеет абстрактный характер.

Религиозный антропологизм. Его содержание раскрывается в следующих положениях. Человек есть существо-двойник: он со­держит в себе и божественное начало, и природное бытие, но ни тем, ни другим не определяется полностью. Божественное начало освобождает человека от природной зависимости, а природа, в свою очередь, делает человека свободным относительно божест­ва. Человек получает свободу только ценой полного покорения Богу. Счастье человека невозможно без веры в Бога. А его назна­чение — свободное совершенствование мира на пути к идеалу, данному Богом.

Спиритуалистический дуализм. Эта концепция трактует чело­века в космическом понимании. Человек — средство космиче­ской эволюции, точка пересечения мировых потоков. Только че­рез космическую эволюцию, благодаря ряду космических пре­вращений человеческая личность приобщается к абсолютному бытию. Приобщение, по мнению сторонников этой концепции, наблюдается благодаря наличию у человека особых, сверхъесте­ственных свойств, с их помощью становится реальностью обще­ние с якобы существующим миром духов. Космическая эволю­ция, в свою очередь, функционирует только благодаря деянию Бога, и в то же время Бог является всего лишь моментом косми­ческой эволюции. Таково краткое содержание современных концепций челове­ка. Они содержат в себе как позитивные, так и негативные мо­менты. К позитивным следует отнести:

а) конкретно-научное направление исследования человека;

б) объективность научных исследований;

в) утверждение принципиального значения основных факто­ров существования человека.

Но негативные моменты односторонних подходов, особенно на современном этапе научного познания человека, причиняют больший вред его объективно-научному изучению. К таковым можно отнести прежде всего односторонность биологизаторского, социологизаторского и спиритуалистического подходов, раз­рывающих целостность изучения человека, что приводит к абсо­лютизации одной из сторон из составных частей человеческой сущности.

Известно, что человека невозможно познать, если подходить к нему как к автономному организму, существующему независи­мо от природы и общества. Он является природным и социаль­ным, потому что одновременно — продукт природы и общества и их главное действующее лицо. Задача состоит в том, чтобы синте­зировать позитивный философский опыт исследования человека.

Как же возник человек? Откуда он берет свое начало? Эти во­просы чрезвычайно сложны. Несмотря на достаточно широкую систему исследований, проблему происхождения человека, впро­чем, как и возникновения жизни на Земле, нельзя считать разре­шенной. Собственно говоря, сегодня не существует убедительной теории, которая была бы подкреплена бесспорными фактами и могла объяснить предысторию человечества. Размышления по этому поводу можно классифицировать как гипотезы. Чаще всего выделяют три гипотезы: религиозную, космическую, эволюцион­ную.

Религиозная (теологическая) гипотеза происхождения челове­ка основана на библейских историях о создании Богом мира и че­ловека, о грехопадении Адама и Евы, о Всемирном потопе, о том, что завещал Бог людям, и регламентации жизнедеятельности че­ловека, изложенной в его заповедях. Обратим внимание на то, что в Библии сказано: человек создан «из праха земного»; ведь того можно прочесть и так: он имеет земную природу, а не занесен на Землю из Космоса.

Космическая гипотеза происхождения человека основана на предположении о том, что жизнь привнесена на Землю из Кос­моса, в том числе в ее цивилизованных проявлениях. Под Космо­сом здесь имеется в виду Вселенная, находящаяся за пределами нашей планетарной среды. Разновидностью космической гипоте­зы является предположение о том, что жизнь на Землю могла быть занесена космической пылью через атмосферу, которая бла­годаря благоприятным условиям географии и биологии планеты превратилась в современные формы живого. Еще есть предполо­жение о существовании внеземных цивилизаций, уровень разви­тия которых позволяет преодолевать космическое пространство и время. Они были на Земле, оставили своих представителей, кото­рые со временем превратились в землян и достигли нынешнего цивилизованного развития. Однако все эти предположения оста­ются гипотезами, так как не имеют экспериментально-практиче­ского подтверждения.

Эволюционная гипотеза происхождения жизни и человека появилась во второй половине XIX в. Сначала Чарльз Дарвин (1809—1882) предложил описание биологической предыстории человека, создав теорию естественного отбора. В соответствии с этой теорией, под воздействием естественных факторов отбора, вследствие потребности адаптации к среде Homo sapiens возник как прямое следствие эволюционного совершенствования живых существ. Затем Льюис Морган (1818—1881) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как обществен­ного существа. Он дал такую картину поэтапного становления человечества:

1.стадия австралопитеков (обезьянолюдей), способных к деятельности с помощью орудий (3—2 млн. лет до н. э.);

2.стадия питекантропов — период начальных производствен­ных отношений (2 млн. — 200 тыс. лет до н. э.);

3.стадия неандертальцев, которым присущи развитие языка как средства обмена информацией, формирование логико-поня- тийной формы отражения действительности (от 200 тыс. до 40 тыс. лет до н. э.);

4.начало стадии человека современного типа (кроманьонца), связанной с развитием предметного сознания, родовой

На основе этих исследований Фридрих Энгельс (1820—1895) выдвинул теорию происхождения человека и общества. Он утверждал, что решающую роль в этом процессе сыграл труд как целе­направленная деятельность. Начальный труд привел к тому, что: а) организм предков человека начал приспосабливаться не только к условиям среды, но и к трудовой деятельности. В процессе про­должительного освоения трудовых операций у человеческого су­щества появилась прямая походка, произошла дифференциация функций передних и задних конечностей, развились руки, голов­ной мозг; б) труд, который был совместной деятельностью, обу­словил появление и развитие различных видов общения, члено­раздельного языка как средства общения и передачи трудового и социального опыта; в) благодаря трудовой деятельности сложи­лись производственные отношения. Люди не могут производить материальные блага, не объединившись. На основе производст­венных отношений появились разнообразные идеологические отношения, формы общественного сознания и соответствующие учреждения и организации. Это означало, что сформировалось человеческое общество. Эта схема в определенной мере удовле­творяет научную любознательность, хотя, без сомнения, требует уточнений и является открытой для новых выводов антрополо­гов, археологов, историков и других специалистов.

Таким образом, человек – это биосоциальное единство, в котором через социальное, биологическое и духовное реализуется человеческое, находящее свое проявление в психологическом, моральном, религиозном, политическом. Все эти формы проявления человеческого естества сосуществуют в органическом единстве, взаимодействии, взаимопроникновении.

Человек – это существо, способное своей деятельностью создавать собственную историю, в процессе которой формируется, изменяется и развивается его сущность. То есть сущность человека не является исторически неизменной. Она развивается вместе с развитием человека, человечества, аккумулируя в себе содержание человеческого, содержание культуры, социальных ценностей.





 

Читайте также:

Проблема истины

Чувственное и рациональное познание

Раздел 6. Человек как предмет философского анализа

Происхождение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вернуться в оглавление: Социально-философская проблематика

Просмотров: 3349

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.145.223.197