Лидерство и руководство рассматриваются в социальной
психологии как групповые процессы, связанные с социальной
властью в группе. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство — это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку
руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной
деятельности, а лидер — на групповые интересы.
Выделяют два аспекта власти — формальный и психологиче- Различия между лидером и руководителем: Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем — опосредованно. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. Некоторые социально психологические закономерности влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства. В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство — это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут
за собой группу. Теория получила достаточно много опровержений в связи
с тем, что разные виды жизнедеятельности социальной группы
требуют разных качеств лидера. Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов: Такие ситуации обычно не предполагают наличия лидера.
Люди, склонные к доминированию в общении, часто здесь
выступают в роли лидера; Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последователей. Лидерство — функция от ожиданий (экспектаций) последователей. Лидер не может существовать без социальной группы. Если группа не поддерживает лидера, то он утрачивает возможность влиять на ее деятельность, в связи с этим необходимо
изучать требования и интересы группы. В концепциях психоаналитического направления лидерство
рассматривалось как эффект нереализованных в социальной
жизни некоторых влечений человека (З. Фрейд).
А. Адлер считал, что стремление к власти порождается страхом.
Кто боится людей, видит необходимость властвовать над ними. К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский
(анархический). Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании. Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы. Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки.При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности
правильно ее интерпретировать.
Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между
ним и его группой существует большая социальная дистанция. Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками. При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации. Однако само принятие осуществляется медленнее в связи с демократическими процедурами. Руководитель должен обладать особыми качествами: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности. Данный стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности. Попустительский стиль встречается реже. При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности. Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается. В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута. Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении. Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются
на все три стиля в зависимости от условий деятельности.
Основные факторы изменения стиля руководства: степень
срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, умственные способности подчиненных или уровень их профессионализма. |