Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


ТРАНСПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

Административное право - отрасль права, рассматривающая отношения, связанные с государственным управлением, касающиеся организации и функционирования системы исполнительной власти. Поэтому хотя бы один из участников таких отношений является орган исполнительной власти (рис.2.5). Административное право тесно связано, прежде всего, с государственным правом, устанавливающим: институты исполнительной власти, порядок формирования и работы органов исполнительной власти (статьи 77,110 - 117 Конституции); разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами (рассмотренные ранее), что определяет полномочия органов исполнительной власти; основные права и свободы граждан в области государственного управления (статьи 22,24 -25,27, 30 - 35 Конституции).

К источникам административного права относятся: Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов федерации, федеральные законы, нормативные указы Президента, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти. С вводом в 1993 г. в действие Конституции к источникам административного права добавились акты законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации. Многие нормы административного права установлены в законодательных актах, относящихся к различному законодательству. Например, нормы административного права можно обнаружить в Воздушном кодексе, Водном кодексе, таможенном кодексе, в Федеральном законе «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и большинстве других законов.

Административное право - одна из самых несистематизированных отраслей права. Кодифицирована лишь одна часть административного права, а именно Кодексом Российской


Федерации об административных правонарушениях (30 декабря 2001 года № 195-ФЗ) (КоАП) урегулирована административная ответственность за правонарушения, отнесенные к административным правонарушениям (проступкам). Из-за отсутствия современных актов продолжается практика использования актов бывшего СССР, часто безнадежно устаревших. Необходимо, чтобы акты органов исполнительной власти выпускались только в развитие и во исполнение положений законов (а не по инициативе чиновников) и обязательно имели регистрационные реквизиты Минюста России в соответствии с Разъяснениями о применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов (письмо Минюста России от 03.06.93 № 08-09/307). Минюст и Прокуратура Российской Федерации периодически проводят проверки нормотворчества различных органов исполнительной власти и постоянно обнаруживают документы, выдаваемые за правовые акты, но не имеющие правового значения.

В ответ на справедливые замечания о сомнительности возможности использования многих актов исполнительной власти чиновников постоянно ссылаются на указания своих начальников, как на истину в последней инстанции. При этом и чиновники и их начальники лукаво «забывают», что Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» определил в статьях 5 и 10, что «государственная служба основана на принципах: верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Государственный служащий обязан: обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных». Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанавливает общие правила деятельности органов исполнительной власти и государственных служащих.

Субъекты Российской Федерации также издают законы, регламентирующие порядок государственной службы в органах власти соответствующего субъекта и законы о муниципальной службе. Эти законы при перечислении обязанностей служащего (соответственно, государственного и муниципального) содержат требования, текстуально аналогичные цитате, приведенной в предыдущем абзаце.

Связь административного права с транспортным правом проявляется в нормах права, определяющих организацию и порядок деятельности государственных органов управления транспортным комплексом.

Управление федеральным транспортом и федеральными путями сообщения осуществляют органы исполнительной власти, организованные в соответствии с Конституцией, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации. Имеются следующие государственные федеральные органы управления транспортной деятельностью:

Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России), в сферу ответственности которого входят различные виды транспорта за исключением железнодорожного. Минтранс России действует на основании положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 № 1038 (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 560 от 25.07.2000 (с последующими изменениями и дополнениями), в составе Минтранса России образованы отраслевые блоки для управления отдельными составляющими транспортного комплекса: государственная служба дорожного хозяйства, государственная служба гражданской авиации, государственная служба морского флота, государственная служба речного флота, службы автомобильного и городского пассажирского транспорта;




Министерство путей сообщения Российской Федерации - МПС (железнодорожный транспорт). МПС действует на основании Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» и положения об этом министерстве.

Минтранс и МПС обладают правом выпуска делегированных нормативных правовых актов в пределах установленной компетенции. Эти министерства выпускают подзаконные акты.

В составе Минтранса России функционирует Российская транспортная инспекция (РТИ), образованная Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 25.09.90 № 378 и действующая на основании Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утверждаемого Правительством Российской Федерации (последнее Положение утверждено Постановлением Правительства РФ № 515 от 11.07.2002). РТИ состоит из подразделения центрального аппарата Минтранса

- Департамента Российской транспортной инспекции и территориальных органов Минтранса

- отделений Российской транспортной инспекции (в субъектах Российской Федерации).

РТИ возглавляет заместитель Министра - главный государственный транспортный инспектор Российской Федерации.

РТИ осуществляет в установленном порядке специальные разрешительные, контрольные и отдельные надзорные функции в транспортном комплексе Российской Федерации, а также другие функции, возложенные на нее федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основными задачами РТИ являются:

осуществление в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее именуются - субъекты транспортного комплекса) нормативных правовых и нормативных технических актов, регламентирующих деятельность транспортного комплекса;

осуществление государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами транспортного комплекса, осуществляющими деятельность, лицензирование которой возложено на Минтранс России;

лицензирование отдельных видов деятельности в транспортном комплексе Российской Федерации;

осуществление транспортного контроля за выполнением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска автотранспортных средств через государственную границу Российской Федерации и в контрольных пунктах, создаваемых в установленном порядке на территории Российской Федерации.

В своей деятельности РТИ руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о РТИ и нормативными правовыми актами Минтранса России.

РТИ решает возложенные на нее задачи взаимодействуя в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, аппаратами полномочных представителей Президента Российской федерации в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями и объединениями.

Отделения Ространсинспекции в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют следующие функции:

ведут реестр лицензий, выданных в транспортном комплексе, а также формируют перечень субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и другую связанную с обеспечением транспортного процесса деятельность, с учетом места их регистрации в субъектах Российской Федерации;

оказывают содействие правоохранительным и другим уполномоченным органам в выявлении субъектов транспортного комплекса, осуществляющих без лицензии деятельность, подлежащую лицензированию, а также в проведении мероприятий по


выявлению противоправной деятельности субъектов транспортного комплекса, проводят профилактику административных правонарушений в этой области;

осуществляют контроль за исполнением субъектами транспортного комплекса, осуществляющими лицензируемую деятельность, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также лицензионных требований и условий;

осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных Минтрансом России к компетенции РТИ. Выдача лицензий на транспортную деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими федеральными законами и нормативными актами Правительства Российской Федерации;

участвует в разработке и контроле за реализацией субъектами транспортного комплекса мер по повышению безопасности движения и снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, по поддержанию находящихся в эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии;

содействует созданию условий для функционирования рынка транспортных услуг, а также защите прав потребителей и законных интересов производителей этих услуг;

обеспечивают взаимодействие Минтранса России с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;

осуществляют в установленном порядке мониторинг деятельности субъектов транспортного комплекса на рынке транспортных услуг;

проводят в установленном порядке контроль за соблюдением иностранными и российскими перевозчиками, осуществляющими международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов, международных договоров Российской Федерации, федеративных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области международных автомобильных перевозок;

оказывают содействие в организации перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;

обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за соблюдением субъектами транспортного комплекса требований об аттестации на право занятия соответствующих должностей лиц, замещающих должности руководителей и специалистов, на которых возложена ответственность за обеспечение безопасности движения, организуют и проводят такую аттестацию;

осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

ведут в установленном порядке государственное статистическое наблюдение, отнесенное к компетенции Российской транспортной инспекции;

участвуют в информационном обеспечении субъектов транспортного комплекса и заинтересованных органов государственной власти по вопросам, относящимся к ведению РТИ, дают по этим вопросам необходимые разъяснения;

участвуют по поручению Минтранса России в работе международных организаций по вопросам контроля за исполнением транспортного законодательства, разрабатывают в пределах своей компетенции и осуществляют мероприятия, обеспечивающие выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам в области транспорта;

выполняют иные функции, возложенные на них положениями об отделениях РТИ, утверждаемыми Минтрансом России.

Отделения РТИ вправе привлекать по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления и организациями специалистов этих органов и организаций к проверкам, осуществляемым РТИ, а также общественных транспортных инспекторов (на добровольной основе) для оказания помощи в выполнении возложенных на нее задач.

РТИ имеет право:

>


проводить проверки субъектов транспортного комплекса по вопросам, входящим в компетенцию Российской транспортной инспекции;

запрашивать у субъектов транспортного комплекса информацию по вопросам, относящимся к компетенции Российской транспортной инспекции;

выдавать руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную и другую деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений;

приглашать руководителей организаций и граждан для рассмотрения дел об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы;

осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка ведения субъектами транспортного комплекса, осуществляющими деятельность в сфере автомобильного транспорта, первичного учета и отчетности по лицензируемым видам деятельности;

осуществлять в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проверку транспортных средств, а также разрешений и других документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области международных автомобильных перевозок, и принимать по результатам проверки решение о пропуске (отказе в пропуске) на территорию (с территории) Российской Федерации автотранспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, при пересечении ими государственной границы Российской Федерации;

составлять протоколы об административных правонарушениях.

Органы РТИ проводят мероприятия по контролю (надзору) в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 август 2001 № 134-ФЗ и инструктивных указаний о порядке выполнения контрольных функций, возложенных на Российскую транспортную инспекцию, утверждаемых министром транспорта России.

В целях охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте созданы и действуют линейные подразделения (управления, отделы) органов внутренних дел на транспорте, входящие в состав милиции общественной безопасности. Также в состав милиции общественной безопасности входят территориальные подразделения ГИБДД. Особенностью ГИБДД является возложение на органы этой инспекции в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О милиции» помимо выполнения общих с другими органами милиции задач по обеспечению правопорядка, обязанностей «регулировать дорожное движение; контролировать соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; производить регистрацию и учет автомототранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления автомототранспортными средствами». В составе центрального аппарата МВД России в целях обеспечения общественного порядка в транспортном комплексе образованы и действуют Главное управление внутренних дел на транспорте и Главное управление ГИБДД. Регулирование движения на дорогах осуществляется ГИБДД в соответствии с федеральными законами «О милиции», «О безопасности дорожного движения», КоАП РФ, другими федеральными законами и Правилами дорожного движения Российской Федерации. Закон «О безопасности дорожного движения» регламентирует различные вопросы, связанные с дорожным движением и оЪеспечением его Ъезопасности \основные пршщипы, органы управления, организация дорожного движения, технические требования к дорогам, транспортным средствам и персоналу и т.п.). В развитие указанных законов МВД России выпушено несколько подзаконных актов, регламентирующих отдельные стороны деятельности ГИБДД и должностных лиц этой инспекции, основным из которых является Наставление по дорожно-патрульной службе.

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» государственные надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской


Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственные надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Законом «О милиции» (ст. 10, п.9) на органы ГИБДД возложены обязанности:

осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

регулировать дорожное движение;

принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автотранспортными средствами;

организовывать и проводить государственный технический осмотр автотранспортных средств и прицепов к ним;

выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок-счетов и другой специальной продукции, используемой для допуска водителей и транспортных средств к участию в дорожном движении, а также на работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

регистрировать автотранспортные средства и прицепы к ним;

вести государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения.

Государственные органы осуществляют контроль и надзор за деятельностью в транспортном комплексе. Общий надзор за соблюдением действующего законодательства осуществляет Прокуратура Российской Федерации. Судебные органы осуществляют надзор за исполнением приговоров и решений суда. Органы исполнительной власти осуществляют административный контроль и надзор в соответствии с их компетенцией.

Следует различать два схожих понятия: контроль и надзор. Толкование данных терминов в действующем законодательстве не приводится, в связи с чем следует руководствоваться нормами государственного русского языка.

В Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» используется понятие: государственный контроль (надзор) - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативами правовыми актами (обязательные требования).

Семантический анализ, проведенный с учетом практики применения рассматриваемых терминов, позволил установить определение:

государственный надзор - форма контроля за соблюдением предписанных государством правил, осуществляемого уполномоченными органами государственного управления и общественными организациями в обязательном порядке, на постоянной основе и по установленному регламенту при обязательности исполнения предписаний, выдаваемых этими органами и организациями по результатам контрольных проверок. В некоторых случаях надзор может осуществляться не только государственными органами, но и законодательно уполномоченными общественными организациями. Например, согласно ст. 244 Кодекса законов о труде к числу надзорных органов, относятся «профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда -согласно положениям об этих инспекциях». Органы местного самоуправления также могут своими нормативными актами устанавливать и осуществлять муниципальный надзор в пределах своих предметов ведения.

Полномочия органа государственного управления на осуществление надзора устанавливаются нормативными правовыми актами. Обязательность осуществления надзора и исполнения выдаваемых предписаний обеспечивается принудительной силой государства. Постоянность надзора обеспечивается его непрерывным действием во времени, полнотой


охвата поднадзорных субъектов. Регламент надзора включает: определение статуса надзорного органа, перечня поднадзорных субъектов и исполняемых этими субъектами поднадзорных функций; установление прав и обязанностей лиц, осуществляющих надзор, и лиц, ответственных за надлежащее исполнение поднадзорных функций; установление процедур надзорных действий и форм используемой при этом документации; определение порядка обжалования действий надзорного органа - (Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

Организация контроля и надзора производится по признаку содержания подконтрольной и поднадзорной деятельности и с учетом установленного административно-территориального деления. Характеристика административного контроля и надзора и другой контрольно-надзорной деятельности в транспортном комплексе приведена в табл. 2.1.

Важной частью административного права являются правовые нормы, регулирующие ответственность за совершение административных правонарушений. Такие нормы систематизированы в КоАП РФ, в котором имеются гл. 11 «Административные правонарушения на транспорте» (ст. 11.1 - 11.29.) и гл. 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» (ст. 12.1 - 12.36.). Помимо этого к транспортной деятельности имеют непосредственное отношение иные нормы КоАП РФ, приведенные в других главах кодекса (экологические (гл.8 - ст.8.2., 8.З., 8.22., 8.23. и др.), финансовые правонарушения, лишение специального права на управление транспортным средством, нарушения санитарных (ст.6.4), ветеринарных и карантинных правил (ст. 10.12.), невыполнение установленных документационных процедур (гл.12), осуществление деятельности без обязательных сертификатов (ст. 19.19. и др.) и лицензий (ст. 14.1. и др.), нарушения порядка управления (гл.19)). Административная практика свидетельствует, что свыше 2/3 всех наказаний за совершение административных правонарушений налагаются за нарушения, связанные с эксплуатацией транспорта. КоАП РФ не только содержит статьи, непосредственно определяющие существо транспортных административных нарушений, но и устанавливает соответствующие санкции. Важной частью административного права являются правовые нормы, регулирующие ответственность за совершение административных правонарушений. Такие нормы систематизированы в КоАП РФ, в котором имеются гл. 11 «Административные правонарушения на транспорте» (ст. 11.1 -11.29.) и гл. 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» (ст. 12.1 - 12.36.). Помимо этого к транспортной деятельности имеют непосредственное отношение иные нормы КоАП РФ, приведенные в других главах кодекса (экологические (гл.8 - ст.8.2., 8.З., 8.22., 8.23. и др.), финансовые правонарушения, лишение специального права на управление транспортным средством, нарушения санитарных (ст.6.4), ветеринарных и карантинных правил (ст. 10.12.), невыполнение установленных документационных процедур (гл. 12), осуществление деятельности без обязательных

Таблица 2.1. Содержание основной контрольно-надзорной деятельности
'_______________________________ в транспортном комплексе___________________________________




сертификатов (ст. 19.19. и др.) и лицензий (ст. 14.1. и др.), нарушения порядка управления (гл.19)). Административная практика свидетельствует, что свыше 2/3 всех наказаний за совершение административных правонарушений налагаются за нарушения, связанные с эксплуатацией транспорта. КоАП РФ не только содержит статьи, непосредственно определяющие существо транспортных административных нарушений, но и устанавливает соответствующие санкции.

Градостроительным кодексом Российской Федерации также предусмотрены меры административной ответственности за нарушения законодательства о строительстве, включая: нарушения установленных параметров объектов транспортной инфраструктуры; размещения открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений; уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры.

В различных законах субъектов Российской Федерации также предусмотрены меры административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с транспортной деятельностью.





 

Читайте также:

ТРАНСПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

ТРАНСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ

ТРАНСПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРАВЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

СТАНОВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА КАК КОМПЛЕКСНОЙ ОТРАСЛИ

Вернуться в оглавление: ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО

Просмотров: 1421

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.81.192.214