Ораторское искусство

Когда ваш самолет приземляется в Нью‑Йорке, первое, что вы видите, ступив на американскую землю, – это суперсовременное здание аэропорта Джона Кеннеди. Оно названо в честь удивительного политика, самого молодого и популярного президента за все историю США. Человека, сумевшего вдохновить миллионы американцев на глобальную модернизацию во всех сферах жизни. Героя и символа великого американского государства. Речи Джона Кеннеди обладали мощным магнетизмом, великой силой, они зажигали сердца всех американцев, вызывали невиданный энтузиазм в людях, которые видели и слышали его выступления по радио и телевидению.

Эпоха Джона Кеннеди совпала с расцветом телевидения, и он полностью соответствовал духу своего времени. Красивый, молодой, с яркой улыбкой произносящий зажигательные речи – многим он запомнился именно таким. Но только приближенные, только очень узкий круг людей знал, как он волновался во время каждого выступления. Как вспоминает один из его помощников: «Люди видели абсолютно уверенное лицо, слышали абсолютно непоколебимый голос. Но, если бы у вас была возможность посмотреть с обратной стороны трибуны, вы бы увидели трясущиеся ноги». В это трудно поверить, но факт остается фактом: человек, не терявший самообладания в тяжелейшие моменты своей президентской карьеры, при выступлениях на публике так сильно переживал и волновался, что у него дрожали колени.

Самое интересное, что это абсолютно нормально. Исследование на тему «Чего человек боится больше всего на свете?» показало, что для большинства людей среди всевозможных фобий на первом месте стоит страх… публичных выступлений. Выступлений на сцене люди боятся порой даже больше, чем смерти.

Дорогой читатель! Если вы читаете эту книгу, значит, вы уже необычный человек, значит, вы уже удивительная личность. В вас скрыт мощный потенциал, мощные возможности. И для того, чтобы как можно больше людей узнало о ваших целях, о вашей мечте, о вашем желании реализоваться, вам необходимо выступать. Если ваша мечта достаточно высока, если от ее воплощения жизнь многих людей изменится в лучшую сторону, вы обязательно приобретете сторонников, единомышленников. Даже если у вас найдется хотя бы один сторонник, вы уже сумеете сделать вдвое больше. А тысяче людей, объединенных одной целью, подвластно свершить поистине исторические деяния.

Но даже если ваша мечта или настоятельная потребность касается вас одного, все равно, чем больше людей будет знать о ней, тем лучше – тем выше вероятность, что кто‑то обязательно предложит вам свою помощь.

Стать блестящим оратором может каждый. Разумеется, для этого он должен обладать достаточно сильным желанием, волей и, главное, знанием принципов эффективного общения. Внешние данные играют не столь значительную роль. Как мы помним, великий Цицерон от рождения обладал негромким голосом, картавил, а одно его плечо при сильном волнении начинало подергиваться, что отвлекало его слушателей и служило предметом постоянных насмешек. Чтобы избавиться от подергивания, во время репетиций он вешал над плечом остро заточенный меч, и таким образом научился подавлять нервный тик. Для устранения картавости он неустанно перекатывал во рту гладкие камешки. А силу голоса тренировал на берегу бушующего моря. В результате он научился говорить громче шумной толпы своих сограждан. Казалось бы, эти манипуляции совершенно просты, но они привели к тому, что люди группами съезжались из самых отдаленных провинций Римской империи, чтобы только послушать Цицерона.

Цель этой главы, дорогой читатель, – передать вам самые важные и необходимые знания, как быстрее стать великим оратором, как быстрее добиться успеха на этом интересном поле деятельности человека.

Первое выступление. Скорее всего, оно запомнится вам навсегда. Вам может даже показаться, что вы потерпели полное фиаско: начало речи прозвучало уныло и неуверенно, вы путались в середине, а конец речи вообще оказался скомкан. Но даже если все и произошло именно так, не отчаивайтесь, мой дорогой коллега. Несмотря ни на что вы все‑таки выступили и победили самый большой человеческий страх, а это, поверьте, кое‑чего стоит!

При выступлении у вас будут трястись колени, и это очень хорошо, и даже очень важно. Пересыхает горло от волнения, вы забываете слова, в глазах туман, вы ничего не соображаете – это тоже хорошо. Людям очень важно почувствовать, уловить ваше волнение, людям очень важны ваши переживания, потому что это первый признак того, что предмет вашей речи по‑настоящему волнует вас и имеет для вас большое значение. Ваши переживания – это не минус, а плюс. Это самый важный сигнал вашей аудитории, что ее внимание для вас небезразлично, что это выступление для вас – не абстракция.

Совершенно очевидно, что большинству людей, сидящих в зале, слушающих вас, это состояние очень знакомо. Эти переживания, дрожь в коленках, ваш страх, ваше волнение делают вас намного ближе к аудитории, делают ваши выступления намного теплее, намного человечнее. В жизни часто бывает так, что мы принимаем за действительность всего лишь свой страх и не умеем оценить по заслугам свои настоящие достоинства.

Итак, совет первый: воспринимайте собственное волнение, переживания, путаницу в словах как совершенно нормальное естественное явление. Когда вы выходите на сцену с таким настроем, вы ведете себя намного естественней, и поэтому вы меньше боитесь и меньше переживаете. Как только вы внушаете себе, что вы плохой оратор, потому что вы волнуетесь, вы действительно становитесь плохим оратором. Все просто и понятно. Кстати, опытные ораторы иногда даже стимулируют волнение перед предстоящим выступлением. Это позволяет им взломать внутренний барьер заезженности фраз и поведения, и, следовательно, сделать свое выступление более непосредственным и искренним.

Совет второй: выступайте как можно чаще. Ораторами не рождаются, ораторами становятся. Возьмите пример с Гая Юлия Цезаря. В молодости он попал в плен к пиратам, контролировавшим в то время все Средиземное море. За него назначили выкуп, и до получения денег он вынужден был находиться в заложниках. Что делает нормальный среднестатистический человек в плену? Все что угодно: плачет, стенает, клянет свою несчастную судьбу или пытается бежать. Цезарь же совершенствовал свое ораторское искусство. За неимением другой аудитории он выступал перед пиратами. И так увлекался своими речами, что если кто‑то из этих разбойников отвлекался или начинал громко разговаривать, то он их сурово одергивал. Когда выкуп был наконец получен, пираты провожали Цезаря с царскими почестями.

Чтобы стать великими ораторами, нам с вами, слава богу, не нужно попадать в лапы к пиратам. Нужно просто использовать любую возможность для выступления.

Третий совет: не бойтесь провалов, не бойтесь ошибок в своих выступлениях. Искусство публичных выступлений можно сравнить с умением ходить. Вспомните, как ребенок делает свои первые шаги. Он падает, порой ему очень больно, он плачет, у него остаются шишки, разбитые в кровь нос и губы, ссадины и царапины, но другого пути научиться ходить нет, природа его просто не придумала. То же самое, дорогой друг, и в овладении ораторским искусством. Без поражений, без шишек, без унижений стать прекрасным оратором просто невозможно.

Ваше выступление – не монолог перед безмолвной стеной лиц, а непрерывный диалог одновременно со всеми, сидящими в зале. Это одновременное сопереживание, эмоциональное единение, взаимообмен энергетикой. Блестящая речь – всегда совместное произведение – ваше и вашей аудитории. И пока лично вы не научитесь определять, какой отклик находит предлагаемая вами тема у каждого из сидящих в зале, пока вы не станете своеобразным эмоциональным барометром аудитории, вы будете получать и холодную отстраненность, и откровенно провоцирующие выкрики, вас могут даже забросать помидорами или тухлыми яйцами. Тут просто нужно знать: единственный путь в этом направлении – путь проб и ошибок. Невозможно, не делая их, проснуться одним прекрасным утром и обнаружить себя готовым оратором. Это не более чем иллюзия.

Когда мы с вами приходим на выступления, на семинары, на тренинг к мощному оратору, мы видим конечный продукт эволюции, продукт многочисленных падений, ошибок и провалов. Мы воспринимаем его, будто он и родился на сцене, будто всю жизнь только и делал что ярко выступал.

Но подумайте, когда мы наблюдаем выступления грациозных легкоатлетов, всемирно известных бегунов, мы не вспоминаем о том, что было время, когда они не умели даже ходить, что их искусство управления своим телом пришло к ним через долгие муки тренировок. Нам их легкость кажется естественной, данной им будто бы изначально, от природы.

Все человечество проходит путь от падений и ушибов до умения ходить на двух конечностях, не задумываясь при этом, куда поставить ногу при следующем шаге. Но только немногие из нас становятся чемпионами по легкой атлетике. Все человечество разговаривает, общается, но только немногие из нас делают это с блеском. Неустанные тренировки – вот что выделяет их из остальной части человечества. Провалы, неудачи, боль на этом пути – это важная составляющая успеха любого выдающегося оратора.

Вы, наверное, помните, страшный августовский кризис, который разразился в России в 1998 году. Наша компания тогда тоже переживала далеко не лучшие времена. Не было заказов, не было продаж – одним словом, беда. В это время, время тяжкого безденежья, ко мне подошел наш руководитель отдела рекламы и маркетинга Алексей Фролов и рассказал, что в нашу страну впервые приезжает Филипп Котляр – известный маркетолог и автор десятков выдающихся книг в области маркетинга. Как руководитель очень важного подразделения нашей компании Алексей хотел посетить его выступления, пройти его школу. Стоимость этой лекции по тем временам показалась нам неимоверно высокой – 1000 долларов. Представьте, кризис, безденежье, и за какую‑то лекцию выложить такие сумасшедшие деньги!

Я всю жизнь ценю знания выше денег, но позволить себе отправиться на лекцию этого удивительного специалиста всем коллективом мы не могли. Поэтому договорились следующим образом: покупаем один билет, Алексей идет на лекцию, записывает ее на диктофон, а потом мы устраиваем общее прослушивание.

Через два дня счастливый Алексей Фролов принес кассету. Мы ее прослушали, и я на всю жизнь запомнил то, с чего начал свое выступление Филипп Котляр: «В начале своей карьеры я был неизвестным оратором, и когда я пришел на одну из своих лекций, то обнаружил в аудитории всего лишь одного слушателя. Меня это не смутило, и я бодро начал выступление. Когда лекция подошла к концу, и я собрался уходить, этот человек встал и сказал: „Позвольте к вам обратиться. Дело в том, что я – следующий докладчик. Я прошу вас задержаться и послушать, поддержать меня“. Выяснилось, что этот человек посетил лекцию Филиппа не из любопытства, не из интереса, а просто потому, что он приехал раньше времени. Но уже в 1998 году билет на лекции Филиппа Котляра стоил тысячу долларов и в зале находилось около 300 человек. Вот такая удивительная динамика: от одного бесплатного слушателя до 300 тысяч долларов за одну лекцию!

Как говорил великий Лао‑Цзы: «Путь в 10 тысяч ли начинается с первого шага». И поверьте, когда вы сделаете этот шаг на ораторском поприще, вы обязательно наткнетесь на препятствия, как и все малыши, которые учатся ходить. И в этом нет ничего исключительного и обидного.

Совет четвертый. От чего зависит успех вашего выступления? Прежде всег, от того – что вы хотите донести до людей. Заметьте, не от того, как вы преподносите информацию, а именно от того, что вы говорите, о чем, волнует ли эта тема вашу аудиторию, интересна ли она вашим слушателям. Большинство начинающих ораторов почему‑то делают упор на технику выступления: на приемы, на внешнюю форму, меньше заботясь о главном – о содержании.

Мне посчастливилось слышать выступления выдающихся ораторов. Они были очень разными: кто‑то говорил громко, ярко, эмоционально, кто‑то почти шепотом, кто‑то очень быстро, почти скороговоркой, а кто‑то очень медленно, но все они были великими ораторами. Знаменитый тренер успеха Энтони Роббинс, например, строчит, как пулемет, говорит громко, зажигательно, постоянно находится в движении, как сгусток энергии. Владимир Борисович Толстогузов – мой уважаемый учитель, выдающийся ученый, четырежды доктор наук – говорит тихо, спокойно и очень мало передвигается по сцене. Но эффект выступления от этого нисколько не становится слабей, наоборот, весь зал напряженно прислушивается к его тихому голосу, буквально превращается в одно большое ухо, чтобы услышать мудрость этого человека.

Что объединяет двух таких разных людей? Высокого, под два метра ростом, яркого, артистичного Энтони Роббинса и полноватого, пожилого и очень спокойного профессора Толстогузова?

Только одно! Они – профессионалы высочайшего уровня.

Каждый из них – гуру в своем деле, и они доносят до людей информацию, которую пропустили через свой ум, свое сердце, свой опыт. Они преподносят людям знания, которые словно драгоценные камни были отобраны из тысяч и тысяч кубометров шлака. Эта информация стала их жизнью, состоянием души, состоянием их воли. Их выступления были рождены, как рождается ребенок. В них была глубокая внутренняя полнота души и духа – и это покоряло любую аудиторию.

Пустой человек может говорить как угодно: громко, тихо, быстро, медленно, но он никогда не добьется большого успеха как оратор. Выходя на сцену, человек обнажает свою суть. Фальшь в голосе распознается немедленно – это одна из удивительных особенностей человеческого уха. Поэтому только глупцы могут считать, что главное в ораторском искусстве – это громкость голоса, гладкость фраз и красивая внешность. Все это чушь и ерунда!

Главное – что у вас в душе, в сердце. Прежде чем выходить на сцену, задайте себе вопрос: «А что я хочу изменить в жизни этих людей? Что нового я могу дать этим людям? Каковы мои цели, мои мечты?» Вот это самое главное. С этого всегда начинаются первые шаги на ораторском поприще. Заикайтесь, смущайтесь, переживайте, путайте слова, заговаривайтесь, стучите коленями о кафедру – все это хорошо. Вы обязательно сорвете аплодисменты, если будете говорить сердцем.

Пятый совет: подчеркивайте наиболее важные мысли жестикуляцией, больше ходите по сцене.

Наступило время динамики, людям нужна живая энергия, людям нужна страсть. Поэтому не стойте на месте, а ходите, наклоняйтесь, подпрыгивайте, подходите к аудитории, отходите в глубь сцены – одним словом, двигайтесь, двигайтесь и еще раз двигайтесь. Ученые доказали, что при общении 55% воздействия на собеседника человек оказывает при помощи своего тела, мимики, жестов; 38% – голосом, его тембром, громкостью, уверенностью, и всего лишь 7% приходится на смысл слов, которые вы говорите. При подготовке своего выступления обязательно учитывайте эту статистику: 55% успеха вашего выступления зависит от языка невербального общения, то есть от вашего тела.

Как же произвести хорошее впечатление на аудиторию, как заставить работать свое тело, чтобы добиться максимального результата? Очень просто. Плечи всегда должны быть расправлены, спина – прямая. Красивая, гордая осанка – это мощный сигнал аудитории о том, что вы уверены в себе. Вы уверены в том, что вы говорите, вы – сильный человек. Язык вашего тела часто важнее ваших слов. Сначала слушатели проникаются уважением к вам, и только после этого – к тому, о чем вы говорите. И никак не наоборот.

Плохой докладчик всегда выступает с зажатыми плечами, согнутой спиной. Он не понимает, что, демонстрируя всему залу свою неуверенность, одним своим внешним видом перечеркивает весь положительный эффект от своей речи. Если ты сам не уверен в себе, как могут поверить тебе другие? Это невозможно! Все начинается с личности, с вашего отношения к жизни, к проблемам, к вашим ценностям, задачам и целям. Согнутая спина, опущенные плечи – это сигнал залу, всей аудитории: я не уверен в себе, не уверен в правдивости, нужности своих слов, я устал от жизни, я больной несчастный человек. Все! Можно больше ничего не говорить. Эта аудитория для вас потеряна.

Чтобы этого не случилось, потренируйтесь дома перед зеркалом, видеокамерой, перед своими близкими. Попросите их проследить, чтобы вы всегда держались на сцене с прямой спиной, с расправленными плечами, с улыбкой на лице. Чтобы вы решительно, быстро, динамично жестикулировали обеими руками, чтобы были как сгусток энергии. Ваши движения должны быть резкими, уверенными, сильными. Походка – упругой, размашистой. Представьте, что вы – лев, который ходит из одного угла сцены в другой, с абсолютной уверенностью в своей силе и непобедимости.

Совет шестой: смотрите людям в глаза. Постарайтесь во время выступления встретиться своими глазами с глазами каждого присутствующего. Когда человек смотрит не в глаза, а вверх, вниз, в сторону или его глаза бегают, человеческий мозг всегда получает одну и ту же информацию – человек врет. Вот почему так важно видеть глаза присутствующих. Если на вашем выступлении много людей – сотни или даже тысячи человек, то эта задача тоже решается просто. Смотрите в середину зала и своим взглядом проходитесь справа налево и слева направо. Тогда у большинства присутствующих в зале создастся впечатление, что вы смотрите именно на него, а значит, говорите правду и вам можно доверять.

Совет седьмой: используйте в выступлениях как можно больше примеров из своей жизни. Расскажите о том, как вы плакали в детстве, когда разбилась ваша любимая чашка или как глупо вы выглядели на первом свидании. Дайте вашим слушателям хотя бы на миг ощутить себя вашими давними друзьями – слушатели это обязательно оценят. Не бойтесь показаться смешным или нелепым. Любой уместный факт из вашей личной биографии сработает намного лучше, чем столбики цифр или дежурные цитаты.

Совет восьмой: насыщайте свою речь емкими масштабными образами.

Учитесь у древних. Наши предки были прекрасными ораторами, ораторами‑профессионалами. За отсутствием письменности вся история передавалась в легендах, сказаниях, песнях. Пусть в них не было конкретных дат, и они часто грешили несообразностями и преувеличениями, но в них были запечатлены образы, захватывающие воображение, зовущие на великие дела. Владимир Мегрэ, один из самых читаемых писателей в нашей стране, как‑то в разговоре сказал мне: «Нашу жизнь изменяют образы. Когда рождается яркий мощный образ, он захватывает людей и меняет жизнь до тех пор, пока не появится еще более могучий образ».

Используйте в своих выступлениях образы, картинки. Чем ярче они будут, тем большего эффекта вы добьетесь.

Этот прием всегда используется выдающимися ораторами, так как они знают, что один образ способен заменить многочасовое пространное разглагольствование. Сила образа – в его емкости, а по воздействию ему нет равных.

Краткость, как известно, сестра таланта. И один из мощнейших инструментов оратора. Самое краткое и самое красноречивое высказывание в истории принадлежит легендарному премьер‑министру Англии Уинстону Черчиллю. Однажды его попросили выступить перед студентами Оксфордского университета. Выйдя на сцену, он обвел всех собравшихся своим знаменитым пронизывающим взглядом и в наступившей тишине прокричал всего лишь одну фразу: «Никогда не сдавайтесь!» После этого он подвинулся к микрофону еще ближе и повторил: «Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь!!!»

Его аудитории не нужно было пояснять, что имел в виду великий оратор – вся его жизнь была подтверждением этого тезиса.

В анналы юриспруденции вошла и другая самая краткая речь, достойная войти в Книгу рекордов Гиннесса. Ее произнес наш соотечественник – знаменитый адвокат Кони, защищавший на суде священника. «Посмотрите на этого человека, – обратился он к суду присяжных. – Тридцать лет он отпускал вам грехи. Сегодня простите его вы!» Под громкие аплодисменты священник был оправдан.

Совет девятый: в своих выступлениях идите от аудитории, а не от своих желаний. Теодор Рузвельт занимал пост президента Соединенных Штатов на протяжении двух сроков. У него были парализованы ноги, и он передвигался на инвалидной коляске. Но при этом он был одним из ярчайших политиков и ораторов современности.

Когда молодой Рузвельт баллотировался на пост губернатора штата Нью‑Йорк, он очень много ездил по фермерским хозяйствам и выступал перед фермерами. О чем он им говорил? Может быть, о банковской системе или вооружении, об образовании?

Нет!

Он говорил о бочках, о тракторах, о посевной, о ценах на топливо, о новых способах копчения продукции. Он говорил о том, что интересовало этих фермеров. Его выступления всегда были понятны и принимались с горячим воодушевлением. Конечно, он был большим хитрецом и использовал много нестандартных приемов. Например, когда он ехал в сельскую местность, то специально, не доезжая какого‑нибудь маленького городка, выключал двигатель автомобиля и ждал помощи от крестьян. Вы только представьте удовольствие сельских жителей, которые буксировали на площадь его автомобиль! В то время, надо отметить, автомобили только‑только завоевывали рынок, и отношение к ним было как к чему‑то крайне ненадежному, смешному, непрактичному. Какой же гордостью преисполнялись фермеры, которым удавалось продемонстрировать своих крепких безотказных лошадок! Тот же самый, знакомый нам уже ораторский прием, то же действие, направленное на сближение с аудиторией.

Когда великий Наполеон выступал перед своей армией в Египте, он специально выстроил ее перед пирамидами и монументами сфинксов и произнес речь, которая начиналась словами: «Солдаты, сорок веков истории смотрят на вас…». Естественно, ни один из них просто не мог струсить перед лицом такой аудитории!

Подытоживая вышесказанное, вернемся еще раз к тем вопросам, на которые вам следует отвечать перед каждым своим выступлением.

* Что это за люди, перед которыми я выступаю?

* О чем они мечтают?

* Что их тревожит?

* Чего они боятся?

* Чего они хотят?

* На каком языке они разговаривают?

Может быть, аборигены и не съели бы Кука, разговаривай он с ними на одном языке.

Я вспоминаю свои первые выступления в компании «Эдельстар». Когда я стал консультантом компании, мне очень хотелось добиться успеха. Я был преисполнен энтузиазма и мечтал объединить весь мир. Но первые мои выступления нельзя назвать иначе как просто идиотскими. Я приходил в аудиторию, передо мной сидели обычные люди: рабочие, пенсионеры, военные, безработные – люди, которые очень далеки от бизнеса. И я, выступая перед ними, хотел показать – наверное, скорее себе, а не им, – какой я крутой предприниматель, бизнесмен. Я сыпал сложными терминами, использовал далекие от их жизни примеры, факты, фамилии, цифры. Я словно специально делал все для того, чтобы люди меня не поняли. Тогда я считал, что выступаю очень круто, что я очень эрудированный, компетентный оратор. На самом деле я был глупым желторотым юнцом. Своими выступлениями я не то что сближал людей с «Эдельстар», наоборот, я их отпугивал своими сложными терминами, которые в этот момент были понятны только мне одному.

Сейчас я вспоминаю этот свой ораторский старт с улыбкой. Но тогда, поверьте, мне было не до улыбок. Я проводил выступление за выступлением, я старался изо всех сил, я отдавал всего себя полностью этой благородной миссии. Но люди меня не понимали, люди уходили, и эффективность моих выступлений была равна не нулю, а большому минусу, потому что я своим превосходством в бизнесе просто отпугивал и обижал людей. Я упорствовал в своем заблуждении, мне стыдно в этом признаться, на протяжении двух лет. Два года я выступал сам для себя, два года я делал глупость, два года у меня ушло на то, чтобы понять самую простую истину – посмотри, кто перед тобой сидит, что интересует этих людей, что нужно им, твоим дорогим слушателям.

Поэтому, дорогой читатель, даже если несколько десятков ваших выступлений будут неудачными, не обращайте на это внимания, не расстраивайтесь, у вас всегда есть возможность почувствовать свое превосходство, прочитав мою историю. Потому что более тяжелого и медленного восхождения на пьедестал ораторского искусства вы не найдете. Как бы плохо вы ни выступали и ни говорили, все равно вы будете более талантливым учеником, чем ваш покорный слуга.

Свое ораторское искусство я оттачивал на семинарах и тренингах успеха. Для меня это не бизнес, я не заработал на них ни копейки. И даже если оставались какие‑то средства после оплаты помещений, аудиоаппаратуры, звукорежиссеров и операторов, все эти деньги я отправлял в детские дома. Через мои тренинги, через мои выступления прошло более 150 тысяч человек. Я выступаю и провожу семинары по всему миру: в России, Америке, Германии, Монголии, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Латвии…

Когда я начинал свою преподавательскую деятельность, я ошибочно полагал, что чем больше часов я преподаю, тем больше знаний увезут с собой люди. Обычно мой самый простой маленький тренинг длился не меньше восьми часов. Мастер‑классы у нас проходили по субботам и воскресеньям. Мы выезжали с ребятами на турбазу, и мастер‑класс продолжался два дня по 12‑15 часов непрерывной работы. Семинары проводились в очень красивом месте, в лесу, на берегу живописного озера. Но однажды я побил все свои рекорды.

Это было 25 июля 2002 года. Зал был как всегда полон, около пятисот человек – больше вместить он просто не мог. И мне пришла в голову озорная мысль: «Друзья, – сказал я, – давайте сэкономим время! Самое дорогое, что у нас есть, это не деньги, а время. Зачем нам с вами проводить тренинг два дня? Давайте проведем его за одни сутки. Представьте, мы начнем работать в восемь утра, сделаем часовой перерыв на обед, перерыв на ужин, и через 24 часа закончим семинар».

Для меня это была, конечно, рискованная затея, потому что обычно на семнадцатый час непрерывного семинара у меня полностью садился голос. Но зал встретил мое предложение с энтузиазмом. Когда работники турбазы узнали об этом, они покрутили пальцем у виска – дескать, так не бывает, чтобы 24 часа люди могли без сна, без отдыха работать, записывать упражнения. У вас ничего не получится, сказали они. Не обращая внимания на их мрачные предсказания, мы решительно стартовали.

Еще в начале мастер‑класса я объяснил людям, что такое эмоциональная энергия, эмоциональный настрой и как можно научиться поддерживать в себе внутренние силы без всяких химических допингов. Вечером нам предстояло проделать очень яркое упражнение – хождение по углям. Да‑да, дорогой читатель, именно по тем углям, хождением по которым славятся йоги. Причем босыми ногами, без всякой дополнительной защиты ступней. Напомню, что среди слушателей семинара не было ни одного, имеющего подобный опыт. Напротив, это были самые обычные люди: рабочие, студенты, домохозяйки и пенсионеры.

Через несколько часов интенсивной работы в зале мы всей группой пошли в лес. Уже стемнело, и мы выстроились вокруг огромного костра, разложенного на поляне. Под звуки трогательной музыки я объяснил людям, почему они никогда не смогут преодолеть в себе страх перед бушующим пламенем, температура которого может доходить до 1200 градусов по Цельсию. Огня генетически боятся все животные и птицы на земле; огонь – это та стихия, которую до сих пор не может побороть человек. Я сказал им: «Свяжите свои проблемы, неуверенность, боль, болезнь, нищету, бедность с огнем. Просто стойте. Слушайте меня, слушайте эту драматическую музыку, и говорите себе: „Моя болезнь – это огонь, моя бедность – это огонь“. Так продолжалось минут 15‑20, и все это время музыка буквально вдавливала нас в землю своей трагичностью, своей болью, своим переживанием.

Затем мы зашли в зал, и в течение 45 минут я дал людям упражнения, с помощью которых можно за короткое время, практически мгновенно выработать в себе суперуверенность, стать уверенным абсолютно во всем. И вот мы снова на лесной поляне. Дорога украшена горящими факелами. Это было очень романтично: лето, ночь, испуганные глаза слушателей; воздух наполнен волнением, переживанием, опасностью. За этот час огонь как раз прогорел, и наши помощники сделали две дорожки из раскаленных углей длиной по 6‑8 метров каждая.

Включается совершенно другая музыка: светлая, радостная, приподнятая. И вот он, момент истины: самые смелые, самые отчаянные под общий ликующий возглас «Я абсолютно уверен в себе!», как самураи, бросаются в огонь, проходят по этому горящему нестерпимому жару, словно по сказочной огненной дороге!

Какая с ними происходит метаморфоза! Олицетворив свой страх, свои проблемы, ужас перед жизнью с этими раскаленными углями, люди буквально попирают его ногами. Их страх улетучивается, как туман, раскалывается, как грязное, мутное стекло, и в душе пробивается яркий, чистый свет уверенности. Плечи расправляются, на лицах расцветают чудесные улыбки, глаза даже у семидесятилетних слушателей светятся юношеским задором, светом, счастьем. Из огня выходят совсем другие люди – победители.

Как закаляется сталь? Сначала клинок опускается в горн, в огонь, потом в воду, и снова в огонь. Что‑то похожее, наверное, происходит и с человеком, который преодолевает эти страшные горящие угли.

Мы закончили делать это упражнение приблизительно в час ночи. По огненной дороге прошли пятьсот человек, все как один без единого ожога, без единой травмы! Вчерашние домохозяйки, пенсионеры – все мои слушатели поздравляли друг друга, веря и не веря, что они смогли совершить это.

Но нам еще нужно было работать до восьми утра. К семи мой голос сел, я практически осип. Дело в том, что я не могу говорить спокойно. Буквально в каждое слово я вкладываю всю свою жизнь, всю энергию, все свое сердце, и, конечно, после двадцати трех часов непрерывной работы на сцене усталость берет свое, и, главное, начали подводить связки.

Возможно, кто‑то из‑за этого и волновался бы, но только не я. Ответственность перед людьми, вызов, брошенный возможностям человека, всегда меня мобилизует и подбадривает. Как бы ни было тяжело, я точно знал, что мы закончим, что я выдержу все 24 часа непрерывной работы с залом.

И вот девятый час утра! Солнце уже встало. Вся администрация турбазы во главе с руководством собралась около зала, но не решалась войти, они не верили, что можно учиться 24 часа подряд. Ольга Александровна Смирнова – моя правая рука и в бизнесе, и на мастер‑классах – как раз проверяла, готова ли столовая к нашему завтраку, и, проходя мимо администрации, спросила: «Ну что, вы все еще сомневаетесь?» Ответом ей были ехидные недоверчивые улыбки. Она распахнула дверь и скомандовала: «За мной!»

Завела их в зал, и они поразились: перед ними стояли не заспанные, а подтянутые, энергичные, веселые люди! Все как один работали оживленно, реагировали на шутки и анекдоты, я стоял на сцене такой же бодрый, как и в начале семинара.

Но прошло уже 24 часа! Мы даже не заметили, как в напряженной интенсивной работе пролетели целые сутки. Изумлению администрации просто не было предела!

Самое удивительное, что после этого семинара мы не рухнули в кровать и не вырубились, как после тяжелого трудного перехода. Наоборот, у нас было столько энергии! Большинство бурно обсуждали семинар, кто‑то гулял, кто‑то пошел купаться в бассейн, кто‑то пел песни, кто‑то занимался с книгами. Я поехал на работу проводить важное совещание, а до офиса мне надо было ехать три часа в машине.

Отсюда десятый совет: не пытайтесь перекормить аудиторию лишней информацией, совместные действия гораздо эффективнее. Пусть это будет не хождение по углям, а игра в вопросы и ответы, совместный поиск истины. Человек запоминает 70 процентов того, что проделал самостоятельно, и только 13 процентов услышанного пассивно. И еще, чем больше людей вовлечено в общее действо, тем подвластней вам будет аудитория.

Спустя годы я по‑прежнему получаю от участников семинара множество писем с благодарностями и описанием перемен, произошедших в их жизни после того незабываемого суточного марафона. Лучше всего об этом написала Анна Петровна Самойлова из Калуги: «Вы сказали тогда, что мы сохраним один день своей жизни. Но вы сохранили мне всю жизнь. Хотя мне 57 лет, я открыла в себе новый талант: вот уже два года, как я начала активно заниматься самообразованием и основала в нашем городе клуб сторонников активного образа жизни. В огне того костра я начисто сожгла все свои предыдущие страхи – я начала жить заново».

Не правда ли, это письмо – достойная награда за простое ораторское искусство!

И последний – главный совет: хотите стать блестящим оратором – бросьте вызов всей своей прежней жизни. Как Цезарь, как Наполеон, как великие ораторы всех времен и народов. Просто выходите на сцену и выступайте! Пусть дрожат колени, пусть льется по спине пот, пусть ничего не соображает голова, а голос сипит и прерывается… А вы действуйте и не оглядывайтесь назад! Это единственный путь к ораторскому Олимпу.

Я воспитал много ярких лидеров, и я скажу вам: в моей практике не было ни одного человека, который хотел бы стать оратором, все для этого делал, но у него не получилось. Ни одного! Все, кто хотел и делал, – все стали! Даже те, кто картавил, заикался и не мог связать на сцене двух слов, после работы над собой очень быстро становились сильными, мощными, а часто просто блестящими, восхитительными ораторами. На моих глазах происходило чудо. С каждым новым выступлением изменялся их облик, их манера держаться, говорить… Изменялась вся их жизнь, и поверьте, это было прекрасно!

Удачи, друзья!

ГОВОРИ С КИТАЙЦЕМ ПО‑КИТАЙСКИ!

Представьте, что вы присутствуете при встрече двух человек, которые говорят на абсолютно разных языках. Один из них китаец, другой – русский. Китаец пытается объяснить какую‑то важную мысль по‑китайски, его собеседник в свою очередь делает еще более отчаянные попытки рассказать о своем деловом предложении. Но честные усилия ни того, ни другого так и не приводят к нужному результату.

Если вы наблюдаете эту картину в течение часа, это нормально. Если эти люди не могут найти общего языка в течение дня, это начинает выглядеть немного странно. Теперь представьте, что они оба не могут уразуметь, о чем идет речь, не понимают друг друга в течение года. Согласитесь, ситуация покажется просто глупой. И наконец, представьте, что два человека все говорят и говорят на своих языках и не могут прийти к взаимному согласию всю жизнь…

Вы скажете: «Это абсолютный бред! Они разговаривают на разных языках и еще хотят о чем‑то договориться? Полная чушь!»

Вы абсолютно правы, дорогой читатель! И я считаю, что это полная чушь. Но правда жизни состоит в том, что большинство людей на земле разговаривают между собой на абсолютно разных языках.

Часто муж с женой, прожив вместе всю жизнь, не понимают друг друга, не могут поладить, не умеют общаться. Да что там муж с женой! Отец с сыном, мать с дочерью в какой‑то момент перестают понимать друг друга. Они делают искренние усилия сблизиться, прикладывают все свои силы, но ничего не помогает. Они мучаются, страдают, но ничто в мире не может сблизить самых близких и родных людей, если они говорят на разных языках.

Как же распознать язык своего собеседника? Какую стратегию в общении выбрать, чтобы она привела вас к максимальному успеху, к максимальному пониманию и сближению?

Вы уже узнали секреты успешного выступления перед большой аулиторией. Не менее важно знать и правила общения с людьми и вне сцены: в кабинете, на производстве, на переговорах. Успех дела зачастую зависит от совершенно конкретных людей. И здесь очень важно, чтобы ваше общение протекало максимально эффективно.

На протяжении всей этой книги я учу вас прежде всего создавать не бизнес, а команду. Создав команду один раз на всю жизнь, вы всегда будете богаты, всегда будете счастливы. Как сказал великий мудрец: «Хочешь зарабатывать один год? Сей пшеницу! Хочешь зарабатывать десять? Посади яблоневый сад! Хочешь зарабатывать всю жизнь? Вкладывай в людей!» Но ваши вложения в людей могут остаться семенами, которые вы бросаете на асфальт. Вы можете бросать эти семена один день, один год или всю жизнь, но они не прорастут и не дадут своего урожая.

Я специально привожу такие, казалось бы, некорректные сравнения, но, к сожалению, большинство людей так и поступают. Не из‑за того, что они не любят окружающих, своих родителей и детей. Просто они не знают, как общаться, их никто не научил ни в школе, ни в институте элементарному языку общения. Конечно, они читали всяческие пособия и книжки на эту тему. И я их читал. Но чтение и практика, как я уже неоднократно говорил, – разные вещи.

Здесь я хочу привести самые простые и эффективные советы по правильному общению. Их применение не займет много времени или сил, но вы сами убедитесь, как удивительно быстро изменится ваша жизнь. Не только в бизнесе, но и в вашей семейной жизни, в общении с друзьями, близкими. На тему общения я могу написать не одну книгу, но моя задача помочь вам здесь и сейчас, помочь вам изменить свою жизнь мгновенно, чтобы вы, прочитав эту книгу, встали из‑за стола уже успешными людьми. Поэтому я выбрал для вас самые действенные правила общения.

Единственная огромная просьба: возьмите эти правила на вооружение, выполняйте их и наслаждайтесь своим успехом!

Итак, дорогой читатель, даю вам одиннадцать советов, чтобы вы как можно скорее научились общаться эффективно!

Первый совет: улыбайтесь!

Улыбнитесь, и ваша улыбка изменит мир! Подходя к знакомому или незнакомому собеседнику, начинайте свое общение с улыбки до ушей. Искренней улыбки, не ехидной и, особенно, не подленькой улыбочки. На вашем лице должна сиять добрая, открытая, естественная улыбка, которая сразу говорит вашему собеседнику: «Я вами восхищаюсь! Я вас люблю! Вы для меня единственный и исключительный человек на этом свете! Вы талантливы и очаровательны!»

Второй совет: ваша спина всегда должна быть прямой.

Расправленные плечи, свободное дыхание полной грудью, размашистая упругая походка. Своей осанкой вы показываете, что вы – достойный собеседник. Вы не нытик, не больной, не несчастный попрошайка, а человек, с которым можно иметь дело, человек, который излучает уверенность и здоровье. Вы – магнит, который притягивает к себе позитивных людей.

Третий совет: забудьте о бегающих глазах.

Смотрите в глаза собеседника. Искренне улыбайтесь, радуйтесь встрече. Бегающие глаза я называю «глазки политиков». Мы с вами часто видим по телевизору выступление очередного «слуги народа», какого‑нибудь депутата или сенатора, который обещает нам златые горы, если мы его выберем. Обратите внимание, как он избегает смотреть прямо в камеру. Бойтесь того, что ваши глаза будут похожи на глаза дешевых политиканов. Смотрите прямо в глаза, открыто, с улыбкой. Всем своим видом показывайте, что вы откровенны, искренни и у вас нет камня за пазухой. Бегающие глаза никогда не приведут вас к успеху в общении и сыграют с вами дурную шутку. Человек может подумать, что перед ним лгунишка.

Четвертый совет: соблюдайте комфортную для вашего собеседника дистанцию.

Постарайтесь почувствовать, интуитивно определить, на каком физическом расстоянии вашему собеседнику удобно общаться. Например, в Японии это расстояние не меньше одного шага. Если вы нарушите эту незримую границу, подвинетесь к японцу ближе, этим вы просто оскорбите его. Каким бы прекрасным собеседником вы ни были, каким бы гениальным ни было ваше бизнес‑предложение, своим бесцеремонным, на его взгляд, вторжением в личное пространство вы повергнете японца в шок. Точно так же и любой человек на земле любит именно свою комфортную дистанцию общения. Позвольте вашему собеседнику самому выбрать эту дистанцию и не разрывайте ее, не давите на него.

Пятый совет: делайте комплименты.

Комплимент – это мед, это сладостный бальзам, который вы даете испить своему собеседнику. При любых условиях, с любым собеседником старайтесь говорить как можно больше комплиментов. О галстуке человека, о его улыбке, глазах, о его умном высказывании, о его прекрасной манере водить автомобиль – о чем угодно. Восхищайтесь человеком! Наполняйте всю вашу беседу большим количеством добрых, светлых слов. Но ни в коем случае не путайте комплимент, уважительное отношение к собеседнику с ложью и лестью. Лесть и ложь оскорбляют, они унижают и вас лично, и того, кому предназначены. Не будьте, извините за грубость, «жополизом». Тем самым вы не только потеряете своего собеседника, но и потеряете самих себя. Помните анекдот про льстецов:

Большой начальник жалуется другу:

– Уже неделю не могу сходить в туалет.

– А что случилось?

– Меня назначили на большой руководящий пост.

– И что?

– Да «жополизы» всю жопу зализали…

Грязный, мерзкий анекдот, но он очень точно отображает действительность.

Шестой совет: при разговоре не перекрещивайте руки и ноги.

Это так называемые «закрытые» жесты, которые показывают вашему собеседнику, что вы неискренни, вы что‑то скрываете от него, таите угрозу. Вы можете улыбаться и говорить правду, симпатизировать ему, но положение ваших рук и ног будет читаться вашим собеседником противоположным образом.

Седьмой совет: говорите телом.

Ученые давно определили, что при общении воздействие человека на человека происходит в следующей пропорции: 55 процентов влияния оказывает ваше тело, плечи, улыбка, руки; 30 процентов воздействия приходится на громкость голоса, тембр, звонкость, уверенность в голосе; и всего лишь 7 процентов остается на смысл произносимых вами слов. Вот почему так важно не перекрещивать руки, а быть открытым. Вот почему так важно улыбаться и по‑доброму смотреть в глаза своему собеседнику.

Восьмой совет: будьте прекрасным слушателем.

Посмотрите на себя в зеркало: у вас два уха и один рот. Сама природа сделала нас такими, чтобы мы больше слушали, чем говорили. Один из самых знаменитых бизнесменов в мире, харизматичный создатель первых компьютеров Стив Джобс напечатал самую умную визитную карточку, которую я когда‑либо видел. На ней написано лаконично и очень мудро: «Главный слушатель». Этот человек добился высочайших вершин в бизнесе, стал мультимиллиардером, потому что он умеет слушать.

Давайте учиться у лучших! Для нашего с вами собеседника самое приятное – это когда мы его слушаем, поддакиваем, киваем головой, улыбаемся, задаем наводящие вопросы. Слушать, слушать и еще раз слушать! Станьте великим собеседником, и вы покорите весь мир!

Очень хороший пример для подражания дают нам с вами все те же японцы. Вы знаете, у них нет в языке слова «нет». Раньше, когда я не ездил в Японию и не соприкоснулся вплотную с этой культурой, я считал, что это какой‑то нонсенс, глупость. «Что это за странный обычай – ни при каких обстоятельствах не говорить человеку „нет“, – говорил я сам себе, посмеиваясь.

Однажды мой друг Сергей Алдюхов пытался провести маркетинговый опрос с русскоговорящим японцем. Сергей выпытывал его мнение о свойствах нового продукта, чтобы потом экспортировать его в Японию. Я наблюдал в течение часа следующую картину:

Сергей спрашивает Аоси:

– Нравится ли тебе цвет нашего продукта?

– Да! – улыбается и кивает Аоси.

– Нравятся ли тебе размеры и пропорции нашего продукта?

– Да! – улыбается Аоси.

– Нравится ли наш сайт, который продвигает наш новый продукт?

– Да! – отвечает Аоси.

…Ноль оценки, ноль информации. И так на протяжении полутора часов… Вконец взбешенный Алдюхов, ничего не понимая, закончил разговор с натянутой улыбкой и отпустил японца восвояси. После его ухода мы долго смотрели на дверь и друг на друга, пока наконец громко не расхохотались. Вид у нас и в самом деле был неважнецкий: мы никак не могли понять, то ли нас оставили с носом, то ли японец был ненормальным.

«Да как же так? – горячился Сергей. – Почему он не может конкретно сказать: „Мне это не нравится! Это плохо! Это не сработает!“ Мы были рассержены даже не на этого человека, а вообще на всех японцев: „Что это за общество, если в нем не говорят правды, не могут высказать своей точки зрения?“ Японская манера общения казалось мне странной, глупой и совершенно несовместимой с бизнесом.

Прошло несколько лет, и я впервые посетил Японию, а затем начал ездить туда все чаще и чаще: тренироваться в монастырях, учиться у выдающихся мастеров единоборств, общаться с настоятелями монастырей, с бонзами, изучать философию, искусство Японии. Узнав этих загадочных людей ближе, я вдруг понял, что не они, а мы ничего не понимали в бизнесе.

Они живут дольше нас. Почему? Они меньше нас болеют. Почему? У них уважительней относятся к старикам и детям, они богаче нас, они уже живут в новой, информационной эпохе. Ну почему не мы, а они?

Да потому, что главная цель общения этих мудрейших людей, этой удивительной нации, у которой, по‑хорошему, стоило бы учиться многим и многим странам, – не испортить настроение собеседнику. Главная цель общения любого японца – сохранить лицо собеседника, не поставить его в неудобное положение. Самая главная цель общения для любого японца – чтобы собеседник после общения остался доволен.

А как это делаем мы?! Любое общение – это борьба мнений, это ярмарка тщеславия. Обязательно нужно доказать, что ты круче, ты умней, более начитан, показать свое превосходство над собеседником, доказать, что у тебя‑то все и длинней, и шире, и выше. Нам наплевать, с каким расположением духа после такого общения уйдет наш собеседник или собеседники. Самое главное, что мы доказали самим себе и всему окружению, что мы действительно лидеры, мы на голову выше всех, мы – самые крутые!!!

В этом‑то и заключается самая большая глупость. Мы спорим, доказываем свою крутизну, но… теряем людей! На своих семинарах я учу слушателей никогда не критиковать чужие компании, никогда не критиковать недостатки других людей. Ты победишь в споре, но ты потеряешь человека, ты никогда не создашь свою команду на всю жизнь. Поэтому нужно уважительно относиться к беседе. Целью вашей беседы должно стать не только решение ваших задач, но и то, чтобы у человека создалось о вас благоприятное впечатление и желание встречаться и встречаться с вами еще много раз. Как говорит Рич Мосс: «Друзья приходят и уходят, а враги остаются навсегда!». Обидев один раз человека, вы на всю жизнь получите врага.

Давайте учиться у японцев смыслу беседы. Человек получит удовольствие от того, что он высказался, его с пониманием выслушали, что его рассказ был небезразличен для вас. В конечном итоге, даже если вы не приобретете друга, у вас хотя бы не будет недоброжелателя или врага.

Девятый совет: чаще произносите имя своего собеседника.

Одна телефонная компания лет сорок назад провела исследование, какое же слово мы с вами употребляем в разговорах чаще всего? Какое слово для нас самое главное в мире?

Конечно, это было слово «Я»! Я – самый любимый! Я – самый красивый! Я – самый умный! Я! Я! Я! Оказывается, в течение дня мы произносим это слово около пятисот раз. Пятьсот раз в день мы говорим о самом себе – любимом, единственном и неповторимом. Тогда каким же будет самое приятное слово для любого человека? Правильно, дорогой мой читатель, дорогая моя звездочка! Это имя!

Будьте мудры! Будьте умницей! Как можно чаще обращайтесь в разговоре к своему собеседнику по его имени, или имени‑отчеству, в зависимости от культуры и возраста собеседника. Произносите его имя с уважением, смакуя каждую буковку! Это, черт возьми, так приятно всем людям на земле! Не будьте скрягой! Не будьте жадиной! Подарите своему собеседнику наслаждение.

Десятый совет: копируйте собеседника.

Людям нравятся люди, похожие на них. Это несколько десятилетий назад отметил доктор Эриксон. «Подобное тянется к подобному», – это уже высказывание буддийских мудрецов. Как мы видим, доктор Эриксон не придумал ничего нового, но поток клиентов у него был просто огромный. Он зарабатывал бешеные деньги, открыв для себя всего лишь один секрет – он разговаривал с людьми на их языке.

Если к нему забегал пациент с квадратными глазами и произносил сто слов в минуту, как самый скоростной армейский пулемет, доктор Эриксон мгновенно становился таким же армейским пулеметом. Если следующий клиент в отличие от первого говорил тихим голосом, и каждое слово выползало из него, будто черепаха в сезон глубокой спячки, то доктор Эриксон тут же сразу же переключался на язык черепах, говоря с этим клиентом медленным, спокойным, тихим голосом.

Как только вы познакомились с человеком, улыбнулись ему и начали беседу, первым делом проанализируйте тембр, темп речи своего собеседника. Если ваш собеседник говорит монотонно, тихим голосом, не стоит с ним разговаривать громко и быстро, вашего собеседника это будет раздражать. Если ваш собеседник, наоборот, тараторит как пулемет, станьте пулеметом. Не случится ничего страшного, а вы тем самым окажете ему уважение. Если он китаец, говорите с ним по‑китайски. Если англичанин – по‑английски.

Этот способ называется «присоединение» или «копирование». Постарайтесь полностью скопировать речь вашего собеседника по ритму, модуляции, громкости, и при этом было бы очень неплохо использовать те же прилагательные и эпитеты, которые употребляет ваш собеседник. Научитесь мгновенно переходить на язык вашего собеседника.

В данном случае язык – это не только слова, их громкость, тембр речи, но и «осанка». Если ваш собеседник резко размахивает руками, жестикулирует, подпрыгивает на месте, мгновенно скопируйте и это. Даже если это вам несвойственно. Помните о главной цели вашей беседы и станьте ради нее попугаем, мартышкой или хамелеоном. Помните, людям нравятся те, кто похож на них. Как можно быстрей становитесь похожим на своего собеседника.

Хочу еще раз подчеркнуть – это не лесть. Это не подхалимаж и не двуличие. Когда вы копируете своего собеседника, вы на самом деле оказываете ему уважение, вы начинаете говорить с ним на его языке, ему от этого становится комфортно, и вы начинаете друг друга понимать. Неважно, что это за человек, видите вы его впервые или это ваша супруга, с которой вы прожили добрый десяток лет. Вы даже не можете представить себе, насколько это сближает людей. Ваше подражание своему собеседнику сделает эту встречу эффективной и полезной для вас обоих.

Если вам удастся точно скопировать голос, движения собеседника, если вам удастся дышать и говорить с ним в одном ритме и темпе, то (внимание!) вы сможете прочитать его мысли. Наглядных экспериментов, опытов на эту тему я видел множество, не только на сцене, но и в жизни. Техника присоединения уже столетия широко используется спецслужбами всех стран и приносит колоссальные победы на невидимом фронте. Но мы с вами не шпионы. Наша задача – понравиться своему собеседнику, наладить с ним человеческий контакт, добиться своей цели, вдохновить человека, расположить его к общению. И конечно, без этих очень важных советов невозможно быстро создать великую команду.

Одиннадцатый совет: определите тип вашего собеседника.

Как мы и договорились, не будем глубоко углубляться в техники общения и воздействия на людей. Но для общего развития я хочу дать вам еще один совет. Мы с вами получаем информацию о внешней среде через наше зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. У всех людей разные части мозга развиты по‑разному и у каждого конкретного человека всегда преобладает что‑то одно. В начале беседы понаблюдайте за своим собеседником и постарайтесь разобраться, к какому типу он принадлежит.

Люди, имеющие визуальную ориентацию, видят окружающий мир в основном в картинках. Они достигают своего успеха, богатства и власти, используя визуальную часть своего мозга. Такие люди стараются говорить очень быстро. Они не придают большого значения словам и не очень заботятся о точной передаче смысла происходящего. Они просто пытаются наложить слова на те картинки, которые видят. Распознать этот тип можно по частоте использования визуальных метафор, образов. Как правило, визуалисты обращают большое внимание на цвет и его оттенки и охотно «окрашивают» события своей жизни.

Ваша задача как собеседника состоит в том, чтобы передать ему свои идеи, смысл ваших слов через такие же образы, картинки. Чем ярче, подробней будет нарисованная вами картинка, тем проще ему будет понять вас, и, естественно, ваша беседа будет максимально эффективной.

Люди, имеющие слуховую ориентацию, наоборот, говорят медленней. Они тщательно следят за подбором используемых слов. У них, как правило, речь нетороплива, более ритмична и размеренна, поскольку слова для них значат намного больше. Они очень внимательно следят за каждым произнесенным словом. Они часто употребляют выражения, такие как: «я очень хорошо слышу!», «это звучит верно!», «конференция прошла без скрипа и шума!». Когда вы встречаете такого человека и понимаете, что он воспринимает мир больше словами, чем зрением или осязанием, то старайтесь говорить с ним на его же языке, четко подбирая слова, правильные термины, выстраивая логически безупречную цепочку доводов. Ориентируйте свою речь, свое воздействие на этого человека на его слуховое восприятие мира.

Третья категория – это кинестетики, познающие мир с помощью чувств и ощущений. Они говорят еще медленнее и, как правило, голосом низкого тембра. Их слова вытекают медленно, словно масло. Кинестетики часто используют метафоры, заимствованные из физического мира. Они всегда готовы что‑то пощупать, к чему‑то прикоснуться. Вещи и явления представляются им тяжелыми, плотными. Это они обычно употребляют такие выражения: «вот‑вот я дотянусь до цели!», «я захвачу этот рынок в свои руки!», «я возьму под контроль ситуацию!».

В природе чистых типов, конечно, не существует. У каждого человека варьируется сочетание всех трех способов восприятия мира. Ваша задача – выяснить, какой из них доминирует над другими.

Когда вы общаетесь, допустим, с визуалистом, старайтесь говорить так же быстро, не растягивайте слова, не делайте глубоких вздохов и длинных пауз. Это раздражает таких людей, они начинают понимать вас гораздо хуже. Вы можете просто разозлить собеседника, и, конечно, ни о каком успехе ваших переговоров тут и речи быть не может. То же самое относится и к другим категориям людей.

Примите за данность, что люди по‑разному воспринимают мир и к этому нужно относиться уважительно, со всем вниманием и терпением. В вашей жизни наверняка бывало, что какой‑нибудь человек вызывал у вас беспричинную злость и бешенство только потому, что говорил не так, думал не так, как вы. Вы начинаете его ненавидеть, не замечая его достоинств и прекрасных качеств вместо того, чтобы просто совершить маленькую и очень полезную работу – понять человека. Вы воспринимаете мир в большей степени через свой слух, ваш собеседник воспринимает мир через картинки. Вот и получается разговор китайца и русского, который может продлиться всю жизнь, будь это в семье или на работе. Но стоит только один раз перейти на язык своего собеседника, как ваша жизнь изменится радикальным образом в лучшую сторону.

А сейчас, дорогой читатель, я раскрою вам очень важную тайну, очень сильную мощную мантру, которая позволит вам найти ключ к сердцу любого собеседника и сделать ваше общение в тысячи раз эффективней.

Итак, внимание! В начале главы мы с вами выяснили, что самый лучший собеседник – это тот, кто слушает вас внимательно и искренне, кому интересны ваши переживания, ваши дела, ваше здоровье и ваши проблемы. Соответственно, то же самое чувствует и человек, которого слушаете вы. Вы для него должны стать самым внимательным чутким понимающим слушателем.

Многим руководителям порой приходится выслушивать людей, растягивающих свои высказывания по поводу какого‑либо дела на добрые часы. Согласитесь, когда беседа затягивается, и речь вашего собеседника становится излишне продолжительной, появляется соблазн отвлечься: «пока он говорит, почему бы мне не поразмыслить на какую‑нибудь более актуальную тему?» И вот здесь кроется самая большая ловушка.

Ваша голова продолжает кивать, вы продолжаете поддакивать, а ваши мысли в этот момент улетают в совершенно другое место и вы думаете совершенно о другом. С рациональной точки зрения, это, казалось бы, разумно. Зачем тратить время, почему бы в этот момент не подумать о каких‑то более насущных делах? Тем более что ваше тело послушно продолжает играть роль внимательного слушателя.

Но дело в том, дорогой человек, что вы прозрачны. Для наблюдательного человека не составит никакого труда уловить в вас перемену: ушедший в себя взгляд, хмыканье невпопад сразу откроют ему, что как собеседник он вам неинтересен. В лучшем случае он будет раздосадован. В худшем – не захочет с вами больше общаться.

Поэтому относитесь к себе всегда как к прозрачному телу, сквозь которое любой собеседник видит абсолютно все ваши мысли. Вы абсолютно голы, ваша душа открыта, ваши глаза – это зеркало ваших мыслей, вашей души. Я предлагаю радикальный подход. Я предлагаю воспользоваться моим секретом, отработанным десятилетиями. Как только я понимаю, что разговор будет продолжительным, я включаю свою волшебную мантру, которая изменила мою жизнь и мгновенно изменит вашу. Я начинаю непрерывно повторять своим искренним, теплым внутренним голосом следующие слова:

Дорогой мой собеседник, я Вас люблю!

Я восхищаюсь Вами! Вы удивительный неповторимый человек!

Я искренне желаю вам здоровья!

Эти волшебные слова я могу повторять бесконечное множество раз, пока мой собеседник не закончит ту или другую мысль. И в этот момент происходит чудо! Вы ничего не говорите. Вы просто улыбаетесь, киваете головой, иногда задаете короткие наводящие вопросы. Но ваш собеседник чувствует ваши флюиды. Он чувствует ваше сердце. Он совершенно по‑другому относится к вам. Даже если это человек с толстой, как у бегемота, кожей. Каждый человек – это радиоприемник, который ловит волны другого человека на уровне подсознания. Ваш собеседник чувствует ваши теплые флюиды, он чувствует ваше внутреннее отношение к нему.

Конечно, он вам уже благодарен за то, что вы выслушали его, за то, что он вам интересен. Но здесь речь идет уже о более высоких материях. Волшебная мантра, которую вы начинаете непрерывно произносить, меняет химический состав вашей крови, формирует ваши мысли, вы начинаете излучать теплую, светлую, искреннюю энергию. Вот здесь вы становитесь великим мастером общения. Здесь вы становитесь человеком, к которому люди будут тянуться подсознательно и с благодарностью.

Начинайте применять эти знания прямо сегодня, прямо здесь и сейчас! Прежде всего по отношению к своим близким и родным, к своей команде. Благородство и уважение – это главный фундамент производства добрых и человеческих отношений. Ваша сила – в правде и любви!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: