Психология правозащитной деятельности – это самостоятельная отрасль юридической психологии, изучающая психологические закономерности правозащитной деятельности и психологические основы защиты прав, свобод и достоинств личности.
Объект – правозащитная деятельность и психологические основы защиты прав, свобод и достоинств личности.
Предмет – психологические закономерности правозащитной деятельности.
Свобода личности - совокупность прав личности, неотъемлемых от нее ни в пользу государства, ни в пользу какой-либо другой личности.
Права личности - это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Проблема психологического обеспечения профессиональной деятельности существует давно, ее разработка в различных областях общественной активности людей направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности, производства, улучшения морального климата в трудовых коллективах и наиболее целесообразной расстановки кадров.
|
|
Широко используется психологическое обеспечение в силовых структурах: в профессиональной деятельности военных специалистов различных специальностей образовательных учреждениях МВД России, военных вузах, которое представлено системой мероприятий, проводимых специалистами подразделений профотбора на этапах профессионализации, направленных на повышение эффективности подготовки и профессиональной деятельности; развитие профессионально важных качеств, способностей и личности военнослужащих; сохранение их высокой работоспособности; профессиональное долголетие.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
высокий уровень развития аналитического и синтетического мышления;
высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные сроки);
высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному.
склонность к исследовательской деятельности (развитая внимание к деталям, способность группировать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.);
высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
наличие развитых качеств коммуникативной группы:
а) умение устанавливать психологический контакт со своим подзащитным.
б) умение устанавливать психологический контакт с составом суда и со всеми другими участниками судебного процесса (реализация качеств адвоката как судебного оратора.
в) умение вести переговоры, способность убеждения;
|
|
наличие хорошо развитых вербальных способностей (умение правильно и понятно общаться.
высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на определенном виде деятельности);
способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с досье, архивными документами);
способность воспринимать большое количество информации (всестороннее адекватное восприятие ситуации.
способность контролировать свои эмоции.
Личностные качества, интересы и склонности.
честность и порядочность;
организованность;
эрудированность, широкий кругозор (хорошие познания в разных областях наук;
пунктуальность, ответственность;
высокие моральные качества (принципиальность, убежденность, чуткость и внимательность к людям и т.д.);
тактичность (способность проявлять чувства меры);
гибкость, наличие развитой интуиции;
деловая хватка, настойчивость, объективность;
самоконтроль, хладнокровие;
коммуникабельность, энергичность;
умение быстро восстанавливать работоспособность;
стремление к самосовершенствованию.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
узость кругозора;
неуверенность в себе, нерешительность;
низкий уровень развития или отсутствие коммуникативных способностей, плохая дикция;
неуравновешенность, бестактность;
инертность;
беспринципность;
непогашенная судимость;
отсутствие интереса к выполняемой работе;
вспыльчивость, импульсивность;
неспособность сопоставлять и анализировать факты;
неумение противостоять внешним факторам.
Области применения профессиональных знаний:
адвокатура
юридические консультации;
частное или индивидуальное предпринимательство;
преподавательская деятельность в образовательных учреждениях;
научная деятельность;
государственные или негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества разных форм собственности, которые являются юридическими лицами.