«ПОПУЛЯРНАЯ ФИЛОСОФИЯ».
Материал данного учебного пособия рассказывает об истории мировой философии от первобытных времен до нынешнего столетия. При традиционном изложении данной тематики объем работы получился бы колоссальным, а в предлагаемом варианте он составляет всего 10 листов. Автор не ставил целью последовательное и планомерное изложение всех философских учений и систем, воспроизведение всех имен и идей, деталей и нюансов историко-философского процесса. Последний его интересовал только с точки зрения решения немногих фундаментальных и вечных проблем, составляющих самую суть философии.
Другой главной отличительной чертой предлагаемой работы является адаптированное к современному читателю изложение материала. Как правило, учебная философская литература страдает чрезмерной академичностью, перегружена специальной терминологией и излагает материал на повышенном уровне, что делает его во многом непонятным и непривлекательным, а подчас дискредитирует философию.
Данное произведение свободно от подобных недостатков. Материал в нем изложен предельно понятно и логично, специальная терминология сведена до минимума, а наиболее важные понятия тщательно прорабатываются. Для иллюстрации сложных философских идей и проблем приведены простые и яркие аллегории и жизненные примеры, что делает учебное пособие живым, интересным и доступным самым различным возрастным и социальным группам читателей.
Данное пособие предназначено студентам высших учебных заведений, учащимся старших классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и всем, кто интересуется философией.
Автор – Гусев Дмитрий Алексеевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского Педагогического Государственного Университета им. В.И. Ленина.
Оглавление.
| Глава I. Что такое философия §1. Наука обо всем §2. «Я не мудрец, но только философ» §3. Азбука философии | |
| Глава II. Начало философии (Древний Восток) §4. Мифология – колыбель философии §5. Умереть насовсем – значит родиться навсегда (индийская философия) §6. Преодоление желаний - избавление от зла (Буддизм) §7. Хаос или Порядок (Конфуцианство) §8. Философия естественной фатальности (Даосизм) | |
| Глава III. Расцвет философии (Античность) §9. Золотой век человечества §10. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор) §11. Спор о природе Бытия (элеаты и Гераклит) §12. «Только атомы и пустота...» (Демокрит) §13. Сколько существует истин? (софисты и Сократ) §14. Живи настоящим (Аристипп) §15. Назад к природе (Диоген) §16. Вещество без Идеи – ничто (Платон и Аристотель) §17. Как быть счастливым? (эпикурейцы, стоики, скептики) | |
| Глава IV. Философия - служанка богословия (Средние века) §18. Восход теизма (патристика) §19. Можно ли осмыслить догматы вероучения? (схоластика и мистика) §20. Доказательства существования Бога §21. Спор об универсалиях §22. Разделение природы (Эриугена) §23. Ангельский доктор и «машина истины» (Фома Аквинский и Раймунд Луллий) §24.Освобождение философии (Ибн Рошд, Дунс Скот, Уильям Оккам) | |
| Глава V. Не Бог, но Человек (Возрождение) §25. Сумерки средневековья §26. Прорыв в современность (Джордано Бруно) §27. Совпадение противоположностей (Николай Кузанский) §28. Город всеобщего счастья (Томазо Кампанелла) | |
| Глава VI. Пафос Разума и Науки (Новое время) §29. «Чистая доска» или опыт превыше всего (Бэкон, Гоббс, Локк) §30. Врожденные идеи или «значенья духа опыт не покроет» (Декарт и Лейбниц) §31. Действительность - поток ощущений (Беркли и Юм) §32. Век Просвещения §33. Выяснить возможности разума (Кант) §34. Весь мир - это Я (Фихте) §35. Мироздание - застывшая мысль (Гегель) §36. «Нам здешний мир так много говорит» (Фейербах) | |
| Глава VII. Философия на распутье (истоки и контуры современности) §37. Нужна ли философия? (позитивизм) §38. Истинно то, что полезно (прагматизм) §39. Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни) §40. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм) | |
| Заключение | |
| Рекомендуемые источники и литература |
– Старые философские места, одни и те же с начала веков, - с каким-то брезгливым сожалением пробормотал Ставрогин.
– Одни и те же! Одни и те же с начала веков, и никаких других никогда! – подхватил Кириллов с сверкающим взглядом, как будто в этой идее заключалась чуть не победа.
Ф.М. Достоевский «Бесы».






