Безопасность грузоподъемного оборудования

К грузоподъемного оборудования относятся: грузоподъемные устройства и механизмы (лебедки, домкраты, блоки), грузоподъемные краны (башенные, мостовые, козловые, кран-балки, тельферы), лифты и п подъемник.

Безопасность грузоподъемного оборудования обеспечивается их проектированием, изготовлением и эксплуатацией соответствии с требованиями нормативных документов Наиболее ответственными элементов грузоподъемных ного оборудования является несущие органы (канаты, цепи, крюки), которые в процессе работы подвергаются наибольшего износа и нагрузки Поэтому их необходимо рассчитывать с большим запасом прочности, который в зависимости от в иду грузоподъемного оборудования, его назначение, режима работы механизма принимается в пределах от 3,5 до 13 Коэффициент запаса прочности К посевного органа определяется по формулелою

л -?

где Р - разрывное усилие несущего органа, Н; в - больше статическую нагрузку несущего органа, Н

Выбор диаметра стального каната зависит от диаметра барабана или блока, который он огибает и имеет большое значение для обеспечения износостойкости каната Такая зависимость определяется по формуле

где I) - диаметр барабана или блока, мм;

Поскольку несущие органы являются наиболее ответственными элементами грузоподъемного оборудования, то за их состоянием необходимо осуществлять постоянный контроль

Для создания безопасных условий работы грузоподъемного оборудования необходимо обеспечить надежное фиксирование каната или цепи на крюке и не допустить падения груза Это достигается применением крюков в с предохранительными устройствами (рис 36, а) Во избежание соскальзывания каната или цепи с блока и возможного его заклинивание через обойму блока устанавливают распорный штифт (см. рис 36, б3.6, б).

Рис 36 Предохранительные устройства грузоподъемного оборудования, а - крюк с предохранительной скобой 1; б - блок с распорным штифтом 1; в - храповой механизм с валом I; храповым колесом 2; собачкой С

Грузоподъемные устройства и механизмы

Для обеспечения безопасности грузоподъемные устройства и механизмы а ручным приводом должны иметь храповой устройство (см. рис 36, б), который предотвращает падение груза, во время его подъема В гидравли них домкратах для этого предусмотрено обратный клапан В дифференциальном блоке выполняется устройство, обеспечивающее самоторможения груза на любой высоте как в случае его подъема, так и опускания Таким устройством может служить червячная передача или храпового механизмаханізм.

Лебедки с ручным приводом оснащаются безопасными ручками, которые представляют собой один конструктивный узел, состоящий из ручки, храпового механизма и тормоза При подъеме груза собачка, скользя или по зубам храпового колеса, не препятствует вращению ручки В случае прекращения движения собачка уже входит в зацепление с зубом храпового колеса, и груз фиксируется на определенной высоте Для опускания гр жу необходимо отбросить собачку и с помощью ручки дифференциального ленточного тормоза отрегулировать скорость опускания грузаажу.

Электрические лебедки оснащены тормозными колодками, которые автоматически срабатывают при отключении электродвигателя

грузоподъемных кранов

Согласно \"Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов\" перед пуском в работу грузоподъемные краны подлежат регистрации в органах Госнадзорохрантруда (теперь Держгирпро омнагляд) Не подлежат регистрации краны всех типов с ручным приводом; краны передвижные (тали) или поворотные консольные грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола с помо мощью кнопочного аппарата и иарата та ін.

Для грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации, перед пуском в работу, после ремонта, реконструкции, установки на новом месте необходимо получить разрешение в органах государственного надзора по охра Орон рабо.

С целью проверки соответствия требованиям безопасности грузоподъемные краны подлежат периодическому техническому освидетельствованию: частичному - не реже одного раза в год; полному - не реже одного раза в тр ри года Полное техническое освидетельствование включает осмотр, статические и динамические испытания При частичном освидетельствовании испытания не проводятся При осмотре проверяют состояние крана и его механизме в, металлоконструкций, блоков, стальных канатов и их крепление, надежность установки крана, состояние пути и ее заземления, соответствие массы противовеса и баланса величинам, указанным в паспорте стран на Кроме того, проверяют работу электрооборудования и механизмов крана, приборов и устройств безопасности, тормоза, аппаратов управления, сигнализации и т ит. ін.

Статическое испытание имеет целью проверить прочность и грузовую устойчивость крана Во время такого испытания груз массой на 25% превышает грузоподъемность крана поднимается на высоту 2-3 м и удерживается 10 мин После этого груз опускается и проверяется отсутствие остаточной деформации, трещин и других поврежденийнь.

Динамическое испытание проводится с целью проверки работоспособности механизмов и надежности тормозных устройств Результаты технического освидетельствования записываются в паспорт крана с указанием срока на следующего освидетельствованияя.

Приказом по предприятию назначается инженерно-технический работник, ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов

В зависимости от типа грузоподъемные краны должны быть оборудованы соответствующими приборами и устройствами безопасности: концевыми выключателями, ограничителем грузоподъемности, противоугонными устройствами, блок поковками, сигнализацией и т др. Концевые выключатели автоматически выключают двигатель, если крюк или стрела подходят к верхней крайнего положения Они также останавливают механизмы передвижения кранов и гр тажных тележек перед тем, как они подойдут к упорам Ограничитель грузоподъемности предотвращает перегрузку кранов, он автоматически выключает механизм подъема, если масса груза превышает грузоподъемных ость крана более чем на 10% Противоугонные устройства предназначены для удержания от перемещения рельсового крана, работающего на открытом воздухе вследствие воздействия на него ветра Основным элементом противоугонной х устройств являются реечные захватчиклювачі.

Лифты

Предназначены для перемещения людей и грузов между этажами Они подразделяются на пассажирские, грузопассажирские, грузовые с проводником, грузовые без проводника, грузовые малые грузоподъемностью до 160 0 кг включительно (площадь пола кабины - 0,9 м2, высота - 1,0 м).

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим безопасную эксплуатацию лифтов являются \"Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов\" Согласно этому документу перед пуском в работу лифты всех х тылов, кроме грузовых малых грузоподъемностью до 160 кг включительно, подлежат регистрации в органах Госнадзорохрантруда (теперь Госгорпромнадзор) Этот же орган выдает разрешение по эксплуатации лифта на основании акта технической готовности и результатов первичного технического освидетельствования Периодические технические освидетельствования проводятся не реже одного раза в год и включают обзор, статическое и динамическое испытанияипробовування.

Ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию лифтов возлагаются приказом на человека с технической администрации предприятия, которому принадлежит лифт, или лицо из специализированной организации й, осуществляющего по договору надзор за лифтам.

Лифты должны быть оснащены предохранительными и блокирующими устройствами Важнейшими из таких устройств является: дверные контакты, автоматические дверные затворы, ловители, концевые выключатели, ограничители скорости и грузоподъемностиі.

Двери лифтовой шахты должны иметь контакты, исключающие пуск кабины при открытых дверях Шахтные двери необходимо обеспечить затворами, которые автоматически закрываются при подъеме кабины от уровня данного этажа на любое расстояние и не открывается при отсутствии кабины на данном этажеі.

ловители которыми оснащают лифты, предназначенные для удержания кабины в шахте в случае обрыва или ослабления канатов, а также при увеличении скорости ее движения вниз на 40% и более по сравнению с номин ально.

Лифты необходимо оснастить концевыми выключателями, предназначены для автоматической остановки привода лифта в случае перехода кабиной верхнего или нижнего крайнего положения более чем на 0,2 м

Шахты лифтов ограждаются со всех сторон и на всю высоту металлическими листами толщиной не менее 1 мм или металлической сеткой с диаметром проволоки 1,2 мм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: