Варьируйте слова

Этот простой способ получения разных формулировок заключается в том, что ключевые слова одной формулировки заменяют синонимами. Но в первую очередь необходимо изучить уже имеющуюся формулировку и выделить в ней ключевые слова.

Менеджер по производству компании «ОВ'ЭКШН» из города Льевен (Франция) столкнулся со следующей задачей: как разработать новый, уникальный продукт питания?

Он заменил слово «уникальный» на «удивительный», слово «разработать» – на «преобразовать» и сформулировал задачу по‑новому: как преобразовать продукт питания в нечто удивительное?

Он стал размышлять о том, что могло бы удивить его самого, а потом – чем можно удивить покупателей. На него произвело бы впечатление, если бы какой‑нибудь знакомый предмет принял необычную форму – например, самолет в виде коровы.

«Точно так же, – подумал он, – знакомые продукты покажутся удивительными, если будут выглядеть необычно, например: буханка хлеба в виде банана, пирамидальные помидоры или квадратная картошка». В итоге пришло решение: квадратные яйца. И он «разработал» вареные квадратные яйца с желтком внутри, со сроком хранения двадцать один день, пригодные для разогревания в микроволновой печи (чем они выгодно отличаются от обычных яиц, которые при этом «взрываются»). Стоит ли говорить о том, что компания «ОВ'ЭКШН» была уверена, что американцы тотчас же бросятся раскупать новую удивительную еду, как только она появится в продаже.

Несерьезная, казалось бы, игра со словами дает серьезный стимул для рождения новых идей. Удачные слова подобны изюминке, брошенной в пресное тесто скучной формулировки.

«Растяните» задачу

Самурая учили находиться в постоянной боевой готовности. Внимание у него должно было быть исключительно обостренным, чтобы он смог отразить внезапное нападение, заметить мельчайшее движение и ничего не упустить из виду, что было бы просто невозможно, если бы он сосредоточенно следил за каким‑то одним объектом.

Чтобы раскрыться для самых разных возможностей, надо «растянуть» задачу. А для этого задается вопрос: «Почему?» Это позволяет определить главную цель и разобраться с предположениями, что, в свою очередь, ведет к переосмыслению задачи.

Скажем, перед вами стоит следующая проблема: как продать больше компьютеров IBM?

1. Первый шаг: «Почему я хочу продать больше компьютеров IBM? – Потому что мы продаем их все меньше».

2. Второй шаг: «Почему я хочу продать больше компьютеров? – Для того чтобы повысить объем продаж».

3. Третий шаг: «Почему я хочу повысить объем продаж? – Потому что хочу, чтобы наши дела шли лучше».

4. Четвертый шаг: «Почему я хочу, чтобы наши дела шли лучше? – Потому что это повысит уровень моего благосостояния».

5. Пятый шаг: «Для чего мне нужно повысить уровень своего благосостояния? – Для того чтобы хорошо жить».

Теперь вопросы можно сформулировать следующим образом:

□ Почему я хочу продать больше компьютеров IBM?

□ Как продать больше компьютеров?

□ Как повысить объем продаж?

□ Как улучшить наши дела?

□ Как повысить уровень моего благосостояния?

□ Что сделать, чтобы мне лучше жилось?

Суть заключается в том, чтобы найти лучшую точку зрения. Фраза о повышении уровня своего благосостояния позволяет вам мысленно охватить гораздо больше возможностей, чем формулировка: «Продать больше компьютеров». В таком случае вы можете выбирать между более высокими комиссионными, другой работой, дополнительным заработком, инвестициями, продажей других изделий и т. д.

Формулируя задачу как можно шире, вы как бы возноситесь на вершину горы, с которой видны все пути, ведущие к вершине. А если вы не видите всех возможных путей, можете просмотреть и наилучший.

«Сожмите» задачу

После того как получите наиболее полное представление о том, что надо искать, следует сузить задачу, превратить ее из общей в частную. Это сделает задачу более удобной для решения, поскольку сократит область его поисков. Представьте себе, что ищете адрес, зная только, что человек живет в Монреале.

Если вам известно, что искать надо в западной части старого Монреаля, то найти адресата значительно легче. Ну а если бы кто‑нибудь вам подсказал, что человек живет недалеко от отеля «Бонавентура», задача еще более упростилась бы. То же происходит при решении разных проблем. Вы сами устанавливаете пределы, в рамках которых ищете идеи.

Чтобы «сжать» задачу и выявить ее сильные и слабые стороны, надо задавать специальные вопросы: кто, что, где, когда, почему и как.

Кто поможет найти людей или группы людей, которые могут быть заинтересованы в обладании нужными ресурсами или доступом к ценной информации? Кто выиграет от решения задачи?

Что поможет определить возможные препятствия, требования, вознаграждения, преимущества и недостатки принятого решения?

Где узловые точки проблемы?

Когда проверять графики, даты и своевременность осуществляемых действий?

Почему так важно лучше понять основную цель?

Как проследить за развитием ситуации, узнать, какие действия следовало бы предпринять раньше или, наоборот, позже?

Какие шаги предпринять в первую очередь?

Одна проектная компания поставила задачу так: как спроектировать оригинальный и удобный контейнер для мусора?

Чтобы «сжать» задачу, следует задать следующие вопросы.

□ Кто поможет создать такой контейнер?

□ Какие материалы надо использовать?

□ Где достать необходимые материалы?

□ Когда нужно сделать контейнер?

□ Что сделает его более удобным?

□ Какая форма является оригинальной?

□ Почему новый контейнер будет лучше существующих?

В связи с этим возникают подзадачи.

□ Как привлечь другие фирмы к разработке проекта нового контейнера для мусора?

□ Как сделать этот контейнер из других материалов?

□ Как достать нужные материалы?

□ Как составить график разработки данного проекта?

□ Как сделать контейнер более удобным?

□ Как сделать его оригинальным?

□ Как сделать его лучшим?

Все эти подзадачи вдохновили компанию на создание подлинно новаторского изделия: удобного мусорного ведра. Оно изготовлено из пластика и хранится в сложенном виде. Доходчиво написанная инструкция с рисунками, простые крепежные лапки и система быстрой разборки позволяют за считанные секунды превратить плоский лист пластика в мусорное ведро. Оно смотрится лучше, чем прочие контейнеры для мусора, и «пожирает» не так много ресурсов матушки‑Земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: