Интернет-ресурсы. 1.Библиотека экономической и управленческой литературы //

1.Библиотека экономической и управленческой литературы //

[Электронный ресурс]: eup.ru

2.Laboratory.Ru – библиотека электронных текстов и статей и

справочных материалов по науке и технике // [Электронный ресурс]:

www.laboratory.ru

3.Журнал «Вестник молодых ученых», серия «Экономические науки» //

[Электронный ресурс]: www.informika.ru/teхt/magaz/science.

4. Информационно-образовательный портал // [Электронный ресурс]:

www.econline.hl.ru

5.АКДИ «Экономика и жизнь // [Электронный ресурс]: www.akdi.ru.

6. Вестник образования, Вузовские вести, Поиск // [Электронный

ресурс]: www.informika.ru

Основная литература:

1.Зайцева, Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: учеб.пособие /

Н.А.Зайцева. - М.: Форум, 2007. - 368с. - (Профессиональное

образование).

2.Коргова, М.А. История менеджмента: учеб. пособие / М.А. Коргова,

А.М. Салогуб. - 2-е изд.,

перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 236с. - (Высшее

образование).

3.Кравченко, А.И. История менеджмента: учеб.пособие / А.И.Кравченко. -

М.: Академический

проект, 2008. - 560с. - (Gaudeamus).

4.Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента: учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин. –

М.: Рид Групп, 2011. – 336 с.: ил. - (Национальное экономическое

образование).

5.Маршев, В.И. История управленческой мысли: учебник / В.И. Маршев.

- М.: ИНФРА-М, 2011. - 731с. - (Учебники экономического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова).

6.Семенова, И.И. История менеджмента: учеб.пособие / И.И.Семенова. –

2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2008. - 199с.

Дополнительная литература:

1.Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2004.

- 504 с.

2.Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов. –

4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 670с.: ил.

3.Мескон, М. Основы менеджмента: учебник / М. Мескон, М. Альберт,

Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2002. - 704 с. - (Зарубежный экономический

учебник).

4.Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента: учеб. пособие /

Е.В.Пустынникова. - М.: КНО РУС, 2008. - 320с.: ил.

II. Методические материалы

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Предмет, методология и функции истории управленческой мысли.

2. Структура истории управленческой мысли.

3. Этапы становления и основные направления развития управленческой

мысли.

4.Организация власти и управление в первобытном обществе, выделение

функций управления.

5.Возникновение управленческой мысли в древних цивилизациях.

6.Управление в Вавилоне и других государствах Древнего Востока.

7.Управление в Древней Индии и Древнем Китае. Особенности

государственного устройства и методы управления.

8.Управленческая мысль в Древней Греции. Философы Греции об

управлении государством.

9.Управление в Древнем Риме. Эволюция системы управления.

10.Управленческая мысль Средневековья в период формирования

варварских государств.

11. Управление в Византии. Идея и принципы организации управления

государством.

12.Формирование государственности в Древней Руси. Структура и функции

управления в Киевской Руси.

13.Становление Московского государства: этапы и особенности

управления.

14. Иван Грозный и идеология его реформ в системе управления.

15.Роль Боярской Думы и Земских Соборов на систему управления

Московским государством.

16.Реформы Петра I: замысел и воплощение. Взгляды Петра I на

управление.

17.Управленческая мысль в Петровскую эпоху: И.Т. Посошков, В.М.

Татищев, И.К. Кириллов.

18.Управление Российской империей при Екатерине II. Изменение

взглядов на управление в эпоху просвещенного абсолютизма.

19.Управленческая мысль в конце XVIII-XIX в.в.: влияние

промышленного переворота на управление государством.

20. Предпосылки и идеи реформ Александра I. План М.М. Сперанского.

21. Великие реформы Александра II. Этапы, направления и содержание

реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

21. Развитие взглядов на управление государством при Николае II.

22. Формирований теорий и школ менеджмента. Основные концепции и

научные направления.

23. Тейлоризм. Основные представители данного направления.

24. Административная (классическая) школа. А. Файоль и его работы.

Основные представители школы.

25. Школа человеческих отношений. Э. Мейо и теория человеческих

отношений. Предшественники и последователи.

26.Управленческая мысль в России в начале ХХ в. П.А. Столыпин и его

концепция модернизации экономики России.

27. Теория кооперации в представлении А.Я. Чаянова.

28.Управленческая мысль за рубежом второй половины ХХ в.

Формирование «школы науки управления».

29. Школа поведенческих наук (бихевиоризм). А.Г. Маслоу – создатель

иерархической теории потребностей. Основные представители и их подходы.

30.Проблемы и перспективы развития менеджмента.

31.Предмет, методология и значение истории экономических учений.

32. Экономические учения Древней Греции и Древнего Рима.

33.Основные экономические идеи меркантилизма.

34.Физиократы. Общая характеристика школы.

35.Классическая политическая экономия: этапы, представители.

36.Английская классическая школа политэкономии. Учение А. Смита.

37.Д. Рикардо и его теория капитализма эпохи промышленного

переворота.

38.Экономическая мысль первой половины XIX века: Ж.Б. Сэй, Т.

Мальтус, Ж. Сисмонди.

39. «Легальные марксисты»: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков.

40. Экономическая теория марксизма.

41. Российские реформаторы С.Ю. Витте и П.А. Столыпин.

42. Маржинализм. Общая характеристика: школы, этапы, особенности.

43. Австрийская школа: К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк.

44. Кембриджская школа. Вклад А. Маршалла в экономическую теорию.

45. Идеи маржинализма в США. Дж. Б. Кларк.

46. Предпосылки возникновения неолиберализма.

47. Германский неолиберализм как доктрина «социального рыночного

хозяйства». В. Ойкен.

48. Предпосылки возникновения кейнсианства. Методология Дж. Кейнса.

49. Основные положения кейнсианства.

50. Течения в кейнсианстве.

51. Кризис кейнсианства.

52. Концепция неоклассического синтеза: Д. Хикс, П. Самуэльсон.

53. Основные принципы и положения неоклассической теории.

54. Институционализм, предпосылки возникновения, этапы, направления,

особенности.

55. Американский «классический институционализм». Т. Веблен, Дж.

Коммонс, У. Митчелл.

56. Современный институционализм: неоинституциональная экономика,

новая институциональная экономика.

57. Экономическая теория предложения.

58. Школа рациональных ожиданий.

59. Концепция «функционального социализма» и «шведская модель

экономики».

60. Монетаризм.

Тесты

1.Каковы основные положения «догмы» Аристотеля, отнесенные им к экономике:

а) Крупная внешняя торговля, малая торговля, производство

потребительских стоимостей, ростовщичество.

б) Крупная внутренняя торговля в целях обогащения, накопление денежного

капитала, ростовщичество.

в) Развитие натурального хозяйства, производство других потребительских

стоимостей, мелкая торговля для удовлетворения потребностей.

2.Определите существо основных взглядов представителей школы физиократов:

а) Ведущую роль в экономике играет промышленность, она дает «чистый продукт». Большую роль отводили протекционистской политике государства.

б) Провозгласили принцип: естественными законами управляет принцип естественного порядка; земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты, только в земледелии существует «чистый продукт».

в) Нет правильного ответа.

3.Что является объектом исследования меркантилистов:

а) Оборотный капитал, материальное производство, деньги.

б) Закон стоимости, материальное производство, сфера распре­деления.

в) Сфера обращения, денежный баланс, торговый баланс, капитал обращения.

4.Какие экономические категории анализировал У. Петти:

а) Истинную стоимость, среднюю прибыль, заработную плату.

б) Справедливую цену, конкуренцию, денежный баланс.

в) Ссудный процент, ренту, деньги, заработную плату, рыночную стоимость, цену земли, естественную цену.

5.Какому экономисту принадлежит работа «Экономическая таблица»:

а) А. Монкретьен.

б) У. Петти.

в) Ф. Кенэ.

6.Что имел в виду А. Смит, формулируя положения об «экономическом человеке», «невидимой руке» экономических законов:

а) Государственное регулирование производством, государствен­ную монополию, регулирование цен.

б) Свободу предпринимательства. Каждый участник хозяйственной деятельности преследует личные цели, в совокупности способствуя росту общего блага, гармония в рыночной экономике устанавливается через механизм конкуренции.

в) Нет правильного ответа.

7.Укажите теорию денег Д. Рикардо:

а) Деньги есть товар, их стоимость зависит от трудозатрат на их производство.

б) Стоимость денег зависит от их количества, находящегося в обращении.

в) Нет правильного ответа.

8.Определите правильные термины и понятия, которыми пользовались маржиналисты:

а) Потребительская стоимость, товар, потребность, доход.

б) Предельная полезность, экономическое благо.

в) Предельная производительность, предельные издержки.

9.Кто из экономистов вывел теорию эластичности спроса:

а) К. Менгер.

б) Д. Клара.

в) А. Маршалл.

10. Кто является автором Теории прибавочной стоимости:

а) А. Смит;

б) К. Маркс;

в) А. Маршалл.

11. Какому экономическому течению свойственна следующая теория, описывающая возможные механизмы постоянного вмешательства государства в экономику?

а) классической школы политической экономии;

б) неоклассическому направлению;

в) кейнсианству.

12. Кто из экономистов ввел понятие «Экономика знаний»:

а) П. Друкер;

б) Д. Норт;

в) Дж. Коммонс.

13.Школу классической политической экономии представляют:

а) Дж. Кейнс, М.Фридмен, Ф. Хайек;

б) У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас;

в) А.Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль.

14.К основным этапам представления об управлении государственным хозяйством относится управление:

а) полицейским государством;

б) демократическим государством;

в) правовым государством;

г) культурным государством.

15.Кто является автором трактата «Беседы и высказывания:

а) Мэн-Цзы;

б) Дзы- ся;

в) Конфуций.

16.Посредством каких элементов возникает «вещественное» богатство по

мнению Г. Плифона:

а) труда;

б) средств производства;

в) управления;

г) рабов;

д) земли.

17. Управленческой мысли в ХI-ХIII вв. были свойственны:

а) денежно-кредитные черты;

б) натурально-хозяйственные черты;

в) товарное производство.

18. Кто является автором идеи по разделению труда в производственной и

управленческой деятельности:

а) А. Смит;

б) А. Тюрго;

в) Ч. Бэббидж.

19. Кому принадлежат эти слова: «Менеджер – это тот, кто выбирает место для фабрики, управляет финансами, покупает сырье и продает продукт, кто имеет дела с рабочими, распределяя их задания и оценивая их труд…. В общем, - это редкий зверь»:

а) С.Ньюмену;

б) Л.Лафлину;

в) А. Файоли.

20. Кто автор идеи: Управление должно быть основано на анализе, а не на интуиции:

а) Клаузевиц;

б) Тейлор;

в) Дюпин;

21. Кто является первым автором научного менеджмента:

а) Э. Юр;

б) У.Джевонс;

в) Р.Оуэн.

22. По Гегелю власть государства разделяется на:

а) законодательную;

б) гражданское общество;

в) правительственную;

г) власть государя;

д) исполнительную.

23. Кому принадлежат слова: «Чем более движется вперед просвещение нашего времени, тем яснее становится положение, что центр тяжести дальнейшего развития лежит в управлении»:

а) А. Миллю;

б) А. Маршаллу;

в) Л. Штейну.

24. Что является сводом правовых основ государственного управления Киевской Руси:

а) Русская Правда;

б) Киевская Правда;

в) Правда Ярославичей.

25. Наиболее древней грамотой Московского государства о наместничьем управлении является, уставная грамота:

а) Двинская;

б) Белозерская;

в) Тверская.

26.В каком веке появляется на Руси отечественное сочинение посвященное

управлению частным хозяйством «Домострой»:

а) ХIV;

б) ХV;

в) ХVI.

27.Название трактата Ю.Крижанича:

а) Разговоры о владательстве;

б) Наказание от отца к сыну;

в) Поучение.

28. Какие меры по изменению организационной структуры местного самоуправления были предложены Ордин-Нащокиным:

а) упразднить должность воевод;

б) выбирать «земских выборных людей»;

в) ввести должность земских старост.

29. Кто является автором «Записок об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» (1803 г.):

а) И.Е.Андреевский;

б) М.М. Сперанский;

в) В.Н. Лешков.

30.В каком году была проведена земская реформа:

а) 1861;

б) 1864;

в) 1867.

31. Кто создал «функциональный образ менеджера»:

а) Ф.Тейлор;

б) Х.Эмерсон;

в) А. Файоль.

32. С точки зрения менеджеристов главным элементом всякого руководства вообще, является:

а) искусство управления людьми;

б) выдающиеся способности в конкретной отрасли;

в) личный опыт и специальные знания.

33. Кому принадлежит особое место среди теоретиков, разрабатывавших проблемы мотивации поведения людей в организации:

а) П. Дракеру;

б) Ч. Бернарду;

в) У. Ньюмену.

34.Системный подход и системный анализ, - основные парадигмы какой школы:

а) школы социальных систем;

б) школы человеческих отношений;

в) новой школы науки управления.

35.Кто является автором ситуационной теории управления:

а) Р.Моклер;

б) Г.Кунц;

в) Г. Саймон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: