Как Библия выглядела вначале

Библия приобрела нынешний вид, пройдя через постепенные, а порой даже незаметные, стадии своего развития. Вначале, а потом и в течение долгого времени, общение Бога с человеком было устным. Во время патриархального периода библейской истории к таким людям как Адам, Ной, Авраам и Иосиф, Бог обращался непосредственно. Но пришло время, когда Божественную волю нужно было облечь в более долговечную, чем человеческая память, форму, для того, чтобы Божьи откровения можно было передать грядущим поколениям. Другими словами, Божья воля заключалась в том, чтобы посредством записанного слова Бог был явлен как Творец и Искупитель всем народам и поколениям.

Согласно Библии, первым человеком, записавшим что-либо в этой книге, был Моисей, который жил примерно за 1500 лет до н.э.[6] В ранних книгах Библии содержится шесть приписываемых ему отличительных фактов: 1) упоминание об Амалике (Исх. 17:14); 2) упоминание о соглашении, заключенном на горе Синай (Исх. 24:4); 3) Десять Заповедей (Исх. 34:27); 4) скитание народа Израилева по пустыне (Чис. 33:2); 5) Книга Закона, которая должна была храниться в ковчеге завета (Втор. 31:9,24); 6) песнь Моисея, упоминающаяся во Второзаконии 32:1-43 (Втор. 31:22). В дополнение к сказанному необходимо отметить, что, согласно еврейскому преданию, Моисей считается автором первых пяти книг Библии, известных как Пятикнижие. Другие авторы Библии и Сам Господь однозначно говорят об этом (ср. Ис. Нав. 8:31; Суд. 3:4; Мал. 4:4; Лк. 24:44; Ин. 7:19).

Поскольку однажды Божественное откровение было запечатлено на письме, то вполне естественно, что стали записываться и остальные Божьи откровения. Иисус Навин, преемник Моисея, тоже «вписал… слова… в книгу закона Божия» (Ис. Нав. 24:26). Это, в свою очередь, стало практиковаться и другими людьми Божьими, которые записывали историю и пророчества. В 1 книге Царств[7] говорится о том, как престарелый Самуил записал в книгу некоторые события, происходившие во время его жизни. Мы читаем: «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом…» (1 Царств 10:25). В последующие времена пророки тоже записывали слова Божьи в книги. Бог обратился к Иеремии и сказал: «Возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как начал говорить тебе, от дня Иосии - до сего дня». (Иер. 36:2). Благодаря тому, что слова Божьи были записаны, грядущие поколения получали наставления от своих чтимых предков. Даниил, исследуя Писания, «сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнится над опустошением Иерусалима». (Дан. 9:2). И когда впоследствии народ собрался в заново отстроенном Иерусалиме, он с почтением прочел книгу закона Моисеева (Неем. 8:1-8). Итак, сначала появились книги закона Моисеева, а затем - книги пророков. Таким образом, Ветхозаветные Писания постепенно пополнялись и были собраны воедино в общепринятое собрание книг Ветхого Завета ко времени Ездры (400 г. до н.э.). Иосиф Флавий, иудейский политический деятель первого века нашей эры, отмечал, что со времен Малахии к еврейским Писаниям не было добавлено ни одной книги.[8]

Хотя книги Нового Завета были написаны в течение сравнительно короткого периода времени (50-100 гг. н.э.), его формирование также проходило постепенно. Эти книги представляют собой письма, написанные вдохновленными Богом людьми, и адресованные различным людям и церквям. С самого начала они рассматривались как бесспорно авторитетные писания, и поэтому принимались с почтением и публично зачитывались везде, где христиане собирались для Богослужения (1 Фесс. 5:27). Впоследствии церкви стали обмениваться существующими посланиями, передавая друг другу апостольские наставления (ср. Кол. 4:16). Следующим шагом в формировании Нового Завета стало отображение на письме основных моментов из жизни Иисуса. Вначале устного повествования о Его жизни и деяниях было достаточно для ранней Церкви, но с течением времени очевидцев становилось все меньше, а их рассказов - все недостаточнее. Возникла необходимость в достоверном и авторитетном изложении событий в письменном виде, и, стремясь удовлетворить эти нужды Церкви, Матфей, Марк, Лука и Иоанн записали свои свидетельства об Иисусе (Ср. Лк. 1:1-4; Ин. 20:30-31). Логическим продолжением четырех Евангелий стала книга Деяний святых Апостолов, повествующая об истории ранней Церкви; а своеобразной кульминацией всего стала книга Откровения, показывающая триумф Христа. Результатом этого стало то, что новое сообщество людей возрожденного духа, подобно народу Ветхого Завета, обрело свою сокровищницу Божественной мудрости - свое «Писание».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: