Ранняя письменность и средства для письма

Библия - весьма древняя книга, но она ни в коем случае не является самой древней книгой в мире. Открытия прошлого столетия свидетельствуют о том, что искусство письменности было широко распространено во многих странах задолго до возникновения еврейского народа в Палестине. Самые ранние из примеров письменности переносят нас в древние земли Египта и Месопотамии. Нам точно не известно, где и когда зародилась письменность. Естественно, это не произошло так, что некто сел, подумал и сказал: «Сегодня я собираюсь изобрести искусство письма». Известно лишь, что до наших дней сохранилась известняковая табличка с надписями, относящимися к Шумерской цивилизации, которая датируется примерно 3500 годом до нашей эры. Также известно, что, по крайней мере, к 3000 году до нашей эры египетские иероглифы находились еще в стадии развития. В самой Палестине письма, написанные правителями городов, датируются примерно 1400 годом до н.э. Подобная информация имеет важное значение при обсуждении вопроса о происхождении Библии, так как прежде критики Библии скептически утверждали, что во времена Моисея письменность еще не была известна, и, следовательно, Моисей не мог быть автором первых пяти книг Библии. Сейчас мы знаем, что письменность уже широко применялась за много столетий до Моисея, а это означает, что нет никакого повода утверждать, что Моисей не мог написать книг, авторство которых ему приписывается.

Древние народы Палестины и примыкающие к ним государства переняли разные материалы для письма. Сама Библия содержит ссылки на множество таких материалов.

1. Камень. Почти во всех уголках мира материалом, на который были нанесены древнейшие письмена, был камень. В Египте и Вавилоне самые ранние надписи были сделаны на камне. Самые древние из рассматриваемых частей еврейских писаний, найденных в Палестине, тоже были написаны на камнях. Из них наилучшими образцами являются Моавитский камень и Силоамская надпись. Моавитский камень был воздвигнут моавитским царем по имени Меса около 850 года до н.э. и повествует о восстании моавитян против Иорама, царя Израильского. Силоамская надпись рассказывает о строительстве туннеля, пробитого в стене, ограждающей источник Силоам в Иерусалиме. Вероятно, надпись дошла до нас со времени царя Езекии и датируется примерно 700 годом до н.э. То, что эти ранние образцы письменности сделаны на камне, находится в поразительном соответствии с библейским повествованием, так как самым ранним материалом для письма, упоминаемом в Ветхом Завете, был камень. Как известно, Десять Заповедей изначально были написаны на камне. В книге Исход говорится: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали, каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18, ср. Исход 34:1, 28). После того, как еврейский народ перешел Иордан, ему было заповедано установить камни с высеченными на них словами закона. (Втор. 27:2-3, ср. Ис. Нав. 8:30-32).

2. Глина. В Ассирии и Вавилоне преобладающим материалом для письма была глина. В этих местах из-под земли были извлечены огромные библиотеки глиняных табличек. Например, была обнаружена библиотека ассирийского царя Ашурбанипала (ок. 650 года до н.э.), насчитывающая тысячи табличек с записями различной тематики. В Сирии неподалеку от городов Рас-Шамра (в древности Угарит) и Эбла подобным образом на свет были извлечены огромные хранилища глиняных табличек. После недавно проведенных близ Эблы раскопок было обнаружено более 16 тысяч глиняных табличек, датируемых 2500 годом до н.э. В Египте тоже использовали глину. Это подтверждает открытие более 350 табличек в самом сердце Египта, известном как Тель эль-Амарна. На табличках, обычно продолговатой формы, писали, пока они были сырыми, а затем их обжигали, или просто давали высохнуть на солнце. Глиняный материал упоминается в книге Иезекииля 4:1, где пророку заповедано начертить план Иерусалима на черепице.

3. Дерево. Довольно часто в древности для письма использовались деревянные дощечки. В Греции в течение многих веков дощечки были распространенным материалом для письма. В Афинах в четвертом столетии до рождества Христова такие дощечки отбеливались в известковом растворе, чтобы на них лучше держались чернила, и использовались для ведения официальных записей. Дощечки для письма были обнаружены также в Египте и Палестине. Вероятно, такие дощечки упоминаются и в книгах Исаии 30:8 и Аввакума 2:2.

4. Кожа. В течение многих столетий в истории Библии важную роль играла кожа животных. Хотя кожа особо не упоминается в Ветхом Завете, бесспорно, она являлась основным материалом, использовавшимся евреями для письма. Нож писца, применявшийся для исправления ошибок, упоминается в книге Иеремии 36:23. Это служит хорошим свидетельством того, что свиток, о котором говорится в данном стихе, был кожаным, так как такой острый инструмент, как нож, не мог применяться по отношению к тонкому материалу для письма.[2] Согласно другим источникам, Ветхозаветные Писания были записаны на коже и дошли до нас в таком виде. Еврейский Талмуд, представляющий собой сборник толкований и дополнений к Ветхому Завету, определенно требовал, чтобы Писания переписывались на коже животных, что тоже, несомненно, отражает древние традиции. Таким образом, мы можем с уверенностью заключить, что обычно Ветхозаветные Писания наносились на подготовленную особым образом кожу животных. Возможно, когда Павел просил принести ему кожаные книги (2 Тим. 4:13), он подразумевал при этом копии частей Ветхого Завета.[3]

5. Папирус. Ту важную роль, которую в ветхозаветные времена исполняла кожа, во времена Нового Завета играл папирус. И действительно, среди всех доступных материалов для письма папирус был наиболее важным и настолько распространенным в древние времена, что можно почти полностью быть уверенными в том, что оригиналы посланий Нового Завета были написаны на листах папируса. Целые плантации тростника, из которого изготавливался папирус, в прошлом располагались вдоль реки Нил. Это объясняет его столь раннее, около 3 000 лет до н.э., применение в Египте в качестве материала для письма. Популярность папируса распространилась из Египта в соседние страны, и его употребление стало настолько распространенным, что он стал универсальным средством для создания книг в Греции и Риме. К четвертому веку до нашей эры применение папируса стало столь широким, что великий историк Геродот едва мог признавать цивилизованными людей, использовавших что-либо иное, нежели папирус. Он писал: «Бумажные свитки Иониане также называли пергаментом, потому что ранее, когда бумага была редким явлением, они вместо нее использовали шкуры овец или коз - материал, на котором многие варвары и сейчас имеют обыкновение писать».[4] Под словом «бумага», естественно, подразумевалась не современная бумага, а папирус, и Геродот в свое время называл варварами тех, кто им не пользовался.

Производство папирусных листов является одним из показателей уровня умения людей, живших в далеком прошлом. Из сердцевины стеблей тростника вырезались тонкие полоски и укладывались вплотную друг к другу, чтобы сформировать лист. Второй слой укладывался поперек первого и скреплялся с ним посредством увлажнения и давления. После высушивания и полировки лист становился готовым к употреблению. Иногда папирус употреблялся просто в виде одиночных листов, как, например, для написания письма или расписки; в других случаях листы соединялись между собой для того, чтобы образовать свиток. В древние времена, вплоть до первого или второго столетий нашей эры, папирусные свитки назывались «книгами».

Почти каждый из нас слышал о папирусных свитках. Как же они выглядели и для чего применялись? Папирусные свитки были разной длины, однако в среднем свиток был длиной 9 метров и шириной 25 сантиметров. Обычно для письма использовалась только одна сторона, хотя иногда писцы могли использовать обе стороны свитка (сравните с Откр. 5:1). Текст наносился в виде колонок различной ширины, в среднем от 7 до 10 сантиметров. Часто внутренний край свитка (иногда оба края) прикреплялись к деревянной рукоятке для того, чтобы его легче было разворачивать и сворачивать. Заголовок документа наносился на отдельную полоску папируса, которая прикреплялась к свитку снаружи. Часто свиток помещали в защитную оболочку и хранили в деревянном ящичке.

Однако приблизительно в первом или втором столетии после рождества Христова папирусные свитки стали уступать место новым видам папирусных книг, так называемым папирусным кодексам. Рукописный кодекс - это попросту то, что мы сегодня называем книгой. Другими словами, вскоре после рождения Христа люди стали сшивать папирусные листы вместе, придавая им форму книги, вместо того чтобы прикреплять их друг к другу для образования свитка. Кодексы или книги имеют определенные преимущества перед свитками: их удобнее носить и использовать для быстрого нахождения ссылок; кроме того, они могли содержать больше информации по сравнению со свитком средней длины. По этим причинам ранние христиане при копировании и распространении Новозаветных Писаний отдавали предпочтение кодексам, нежели свиткам. И действительно, похоже, что именно благодаря христианам кодексы получили раннее и широкое распространение.[5]

6. Веллум или пергамент. Веллумы приобрели известность и широкое распространение в качестве материала для письма благодаря усилиям царя Малой Азии Евмена II (197-158 г.г. до н.э.), проживавшего в городе Пергаме. Евмен II стремился создать у себя библиотеку мирового масштаба, однако египетский царь предпринял попытку помешать его планам, прекратив поставки папируса из Египта. Единственной альтернативой для царя Евмена было создание собственных материалов для письма, для чего он усовершенствовал процесс обработки кожи. Результатом этих усовершенствований и явилось то, что мы сейчас называем веллумом или пергаментом.

В настоящее время термины «веллум» и «пергамент» используются взаимозаменяемо и относятся ко всякого рода коже животных, обработанной с целью нанесения на нее письма. Однако изначально слово «веллум», от которого произошло английское слово veal, означало кожу телят и антилоп, в то время как слово «пергамент» применялось к коже овец и коз. Слово «веллум» всегда предполагало, что кожа была хорошего качества и отличалась от обычной кожи тем, что не подвергалась дублению. Изучение материала о веллуме и его месте в истории письменности особенно важно, так как он использовался более тысячи лет для изготовления копий Нового Завета. Это, в свою очередь, требует рассмотрения вопроса о приготовлении веллума. Этот сложный процесс начинался с того, что кожу, снятую с убитого животного, растягивали и сушили. С одной стороны кожи удалялась шерсть, а с другой - остатки тела животного, после чего кожа шлифовалась камнями с обеих сторон. Листы веллумов разрезались и складывались посредине так, что наружная сторона листа была обращена к наружной, а внутренняя - к внутренней. При помощи острого инструмента на листах наносились линии так, что с одной стороны оставались бороздки, а с другой - выпуклые линии. Тексты в кодексах из веллума наносились в виде колонок, сначала по три или четыре колонки на страницу, а потом по одной или две.

Веллумы выглядят очень красиво. Два из наиболее ценных манускриптов Нового Завета, существующих сегодня, являют собой выдающиеся образцы веллумов очень высокого качества. Иногда для особого эффекта веллум окрашивали в пурпурный цвет, а надпись наносили золотом или серебром. Однако наиболее ценной характеристикой веллума является его долговечность. Папирус по своей природе более хрупок и недолговечен, а также подвержен разложению. По этой причине, а также из-за нехватки папируса, вытеснение его веллумом стало неизбежным, так что начиная с четвертого века до средневековья основным средством для передачи и сохранения записанного Слова Божьего был веллум.

7. Бумага. Бумага тоже берет свое начало в древнем мире. Ее производство из волокнистых материалов практиковалось в Китае со второго века до нашей эры, однако прошло еще много времени, прежде чем секрет ее производства стал известен остальному миру. Это произошло примерно в восьмом веке нашей эры, когда арабы взяли в плен нескольких китайцев, владевших искусством изготовления бумаги. Постепенно знания о способах изготовления бумаги стали распространяться, и уже к тринадцатому веку большая часть Европы уже пользовалась бумагой. Значительная часть библейских рукописей, особенно тех, что происходят с Востока, написаны на бумаге.

8. Другие материалы. Такие виды материала, как воск, золото, серебро, медь, свинец, кость, полотно и обломки гончарных изделий тоже использовались для письма в древности, но те, что были перечислены выше, представляют важность при изучении истории Библии. Инструмент, которым пользовался писец, зависел от характера поверхности, на которую наносился текст. Если материалом для письма были воск или глина, то применялся острый инструмент, называемый стило. В случае использования папируса применялось перо. Несомненно, такое перо упоминается в 3 Иоанна 13. Чернила различались по составу, однако те, что использовались для написания манускриптов на веллумах, были очень долговечными


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: