Значимость мышления являлась первостепенной в контексте рационально-научной парадигмы, признающей ценность истины, единственно верного знания, научно-технического прогресса и приведшей к забвению религии, культуры, нравственности. Неокультуренное знание может вести ко злу. Сегодня на смену рационально-научной приходит культурологическая парадигма, признающая множественность истин, ценность диалога, значимость культуры различных этносов и народов.
Нам представляется перспективным осмысление культурологической парадигмы, но не через отрицание науки и мышления, а через реализацию дихотомического подхода, интегрирующего кажущиеся взаимоисключающими позиции. Поиск взаимосвязей между категориями “культура” и ”мышление” показал, что мышление можно рассматривать как способ мировосприятия, матрицу для анализа явлений бытия, которая имеет культурно-историческую основу, связана с возрастными особенностями учащихся. Сутью нашей педагогической инициативы является разработка и апробация поэтапного, ориентированного на возрастные особенности учащихся образовательного процесса. Этот процесс должен воспроизводить историю развития мышления и мировосприятия человека и человечества, обеспечивать погружение ребёнка в культуру исторических эпох, частью которой являлось отображение мира в сознании человека и в его творчестве, и создавать условия для целостного развития мышления учащихся. Мы исходим из идеи интеграции компонентов образовательного процесса на способе познания учащихся, имеющем культурно-историческую основу.
|
|
ЦЕЛИ
Цель экспериментальной работы:
создание условий для развития личности, обладающей культурой креативного, творческого мышления, путем конструирования целостного образовательного процесса культуротворческого типа, имеющего своей задачей воссоздать в сознании ребенка непротиворечивый и целостный образ мира. Эта цель требует междисциплинарной интеграции, ориентированной на особенности возрастного развития детей.
Образовательные задачи:
Ø развитие когнитивных способностей учащихся в контексте формирования культуры познания, культуры умственного труда, способности к самостоятельному получению, пониманию, интерпретации и практическому применению знаний;
Ø овладение учащимися различными видами творческого мышления: образным, рефлексивным, понятийным, логическим, исследовательским, проблемным, диалоговым, критическим, конвергентным, дивергентным;
Ø актуализация познавательной активности, устойчивых познавательных интересов в процессах развития способностей к диалоговому общению, сотрудничеству, сотворчеству.