I этап – поисковый (2005-2007 гг)
На данном этапе происходит практический поиск путей модернизации образовательного процесса в целях развития творческого мышления учащихся через апробацию созданных программ и проектов. Осуществляется демократизация управления, сотрудничество всех участников воспитательного процесса, создаются условия для проявления инициативы, активности, творчества учащихся и педагогов, для участия в совместном поиске путей инновационного развития школы.
Основное содержание экспериментальной работы:
ü корректировка каждым педагогом и творческими объединениями педагогов, работающих в одной параллели, учебных предметных программ в соответствии со способами развиваемой мыследеятельности учащихся и междисциплинарным интегрирующим содержанием;
ü создание системы внутришкольного повышения педагогической квалификации, действующей на протяжении всего эксперимента;
ü разработка и частичная реализация системы воспитательной работы школы, направленной на создание условий для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности, соответствующей формируемым в учебном процессе репрезентивным когнитивным структурам;
|
|
ü частичное подключение базовых предметов к процессу развития мышления и мировосприятия учащихся
ü создание исследовательской лаборатории учащихся “Учимся мыслить”;
ü разработка комплексной программы, направленной на умственное развитие учащихся в соотнесённости с историко-культурным подходом.
Ожидаемый результат:
· наличие комплексной образовательной программы, направленной на умственное развитие учащихся, соотнесённой с историко-культурным и возрастным подходом;
· удовлетворённость педагогов школы степенью реализации своих творческих способностей;
· рост квалификации педагогического состава школы в овладении технологиями развивающего обучения, развития мышления учащихся в обучении.
· овладение учащимися начальной школы образным, рефлексивным и исследовательским мышлением;
· осмысление детьми первобытной, славянской, античной, средневековой культур, их вклада в развитие человечества;
· овладение учащимися среднего звена логическим, диалоговым и критическим мышлением.
II этап – внедренческий (2007-2009 гг.)
Данный этап состоит в переходе к системной работе, упрочении и развитии качеств целостного, открытого, саморазвивающегося образовательного процесса за счёт постоянного обновления учебного материала, методов его подачи, гибкой системы учебных курсов, факультативов, воспитательной работы, соответствующих потребностям учителей и детей.
|
|
Основное содержание экспериментальной работы:
ü продолжение работы по развитию мышления, внедрение научно-методических разработок и программ;
ü создание постоянно действующего механизма прогностического планирования, самоэкспертизы и коррекции образовательного процесса;
ü апробация разработанных учебных программ, комплексной образовательной системы школы;
ü организация системы самодиагностики мышления учащимися;
ü диагностика трудностей, с которыми сталкивается педагог при ведении работы по развитию мышления учащихся;
ü апробация разработанных и скорректированных учебных программ, комплексной образовательной программы школы;
ü отслеживание результативности умственного развития учащихся, внесение корректив в действующие образовательные программы;
ü коррекция системы работы классных руководителей на основе интеграции с учебным блоком школы, создания в классе развивающей среды общения и включения учащихся в культуротворческую деятельность;
Ожидаемый результат:
· создание пакета методической документации, обеспечивающей педагогическое сопровождение когнитивного развития личности школьника в образовательном пространстве школы;
· издание сборников программ учебных курсов, факультативов, досуговых развивающих программ и проектов, направленных на развитие творческого мышления учащихся и соответствующих им методических материалов по возрастным ступеням обучения.
· успешность образовательного движения школьников на каждом возрастном уровне, органичная, взаимообогащающая преемственность образовательных этапов;
· осмысление детьми роли эпох Возрождения, Просвещения, Нового и Новейшего времени в развитии культуры человечества;
· наличие целостной картины мира в сознании выпускника и его способность к самоопределению и культурному творчеству в послешкольный период;
· высокий уровень когнитивного развития ученика, владение способностью к творческому мышлению.
III этап – итоговый (2010г.)
На данном осуществляется работа по анализу и обобщению опыта работы, оформлению итоговой документации, подготовки материалов для публикации.
Основное содержание экспериментальной работы:
ü описание результатов работы как педагогической технологии умственного развития учащихся в культуротворческой деятельности;
ü анализ и обобщение полученных результатов;
ü разработка программы повышения педагогической квалификации учителей школ по овладению технологией формирования продуктивного мышления учащихся;
ü организация конференций, семинаров по распространению накопленного опыта развития мышления школьников.
Ожидаемый результат:
· создание пакета диагностической и методической документации, обеспечивающей педагогическое сопровождение когнитивного развития личности школьника в культуротворческой школе;
· результаты мониторинга по проблеме исследования;
· издание сборников программ учебных курсов, факультативов, досуговых развивающих программ и проектов, направленных на развитие продуктивного мышления учащихся и соответствующих им методических материалов по возрастным ступеням обучения;
· наличие комплексной образовательной программы умственного развития учащихся, соотнесённого с историко-культурным и возрастным подходом;
· описательная модель системы воспитательной работы школы, создающей условия для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности;
· программа повышения педагогической квалификации, обеспечивающей развитие культуры мыследеятельности педагога и овладение способностью к формированию различных видов продуктивного мышления учащихся;
· организация и проведение проблемных семинаров, практикумов по развитию продуктивного мышления учащихся.
|
|
Учитывая, что процесс воспитания осуществляется, прежде всего, личностью самого педагога, особое внимание уделяется развитию личностного и творческого потенциала, повышению педагогического мастерства, психологической подготовке педагогов. Принятие цели образовательной системы, овладение способностью к творческой реализации педагогики развития в собственной профессиональной деятельности, адекватными целям и принципам образования педагогическими технологиями — эта работа является первым и основным условием реализации разрабатываемой концепции.
Продукт, предъявляемый по окончании работ:
· диагностический и квалиметрический инструментарий различных видов продуктивного мышления;
· методические разработки технологий развития образного, рефлексивного, понятийного, исследовательского, понятийного, логического, проблемного, диалогового, критического, аналитико-синтетического мышления учащихся;
· комплексная образовательной программа умственного развития учащихся, соотнесённого с историко-культурным и возрастным подходом;
· досуговые развивающие программы и проекты, направленные на развитие продуктивного мышления учащихся и соответствующие им методические материалы по возрастным ступеням обучения;
· программа повышения педагогической квалификации, обеспечивающей развитие культуры мыследеятельности педагога и овладение способностью к формированию различных видов продуктивного мышления учащихся;
· публикации:
“Уроки развития мышления”;
“Учителю о мышлении”;
“Образовательные программы учебных курсов, факультативов”;
“Описательная модель системы воспитательной работы школы, создающей условия для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности”.