Этапы и содержание работ

I этап – поисковый (2005-2007 гг)

На данном этапе происходит практический поиск путей модернизации образовательного процесса в целях развития творческого мышления учащихся через апробацию созданных программ и проектов. Осуществляется демократизация управления, сотрудничество всех участников воспитательного процесса, создаются условия для проявления инициативы, активности, творчества учащихся и педагогов, для участия в совместном поиске путей инновационного развития школы.

Основное содержание экспериментальной работы:

ü корректировка каждым педагогом и творческими объединениями педагогов, работающих в одной параллели, учебных предметных программ в соответствии со способами развиваемой мыследеятельности учащихся и междисциплинарным интегрирующим содержанием;

ü создание системы внутришкольного повышения педагогической квалификации, действующей на протяжении всего эксперимента;

ü разработка и частичная реализация системы воспитательной работы школы, направленной на создание условий для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности, соответствующей формируемым в учебном процессе репрезентивным когнитивным структурам;

ü частичное подключение базовых предметов к процессу развития мышления и мировосприятия учащихся

ü создание исследовательской лаборатории учащихся “Учимся мыслить”;

ü разработка комплексной программы, направленной на умственное развитие учащихся в соотнесённости с историко-культурным подходом.

Ожидаемый результат:

· наличие комплексной образовательной программы, направленной на умственное развитие учащихся, соотнесённой с историко-культурным и возрастным подходом;

· удовлетворённость педагогов школы степенью реализации своих творческих способностей;

· рост квалификации педагогического состава школы в овладении технологиями развивающего обучения, развития мышления учащихся в обучении.

· овладение учащимися начальной школы образным, рефлексивным и исследовательским мышлением;

· осмысление детьми первобытной, славянской, античной, средневековой культур, их вклада в развитие человечества;

· овладение учащимися среднего звена логическим, диалоговым и критическим мышлением.

II этап – внедренческий (2007-2009 гг.)

Данный этап состоит в переходе к системной работе, упрочении и развитии качеств целостного, открытого, саморазвивающегося образовательного процесса за счёт постоянного обновления учебного материала, методов его подачи, гибкой системы учебных курсов, факультативов, воспитательной работы, соответствующих потребностям учителей и детей.

Основное содержание экспериментальной работы:

ü продолжение работы по развитию мышления, внедрение научно-методических разработок и программ;

ü создание постоянно действующего механизма прогностического планирования, самоэкспертизы и коррекции образовательного процесса;

ü апробация разработанных учебных программ, комплексной образовательной системы школы;

ü организация системы самодиагностики мышления учащимися;

ü диагностика трудностей, с которыми сталкивается педагог при ведении работы по развитию мышления учащихся;

ü апробация разработанных и скорректированных учебных программ, комплексной образовательной программы школы;

ü отслеживание результативности умственного развития учащихся, внесение корректив в действующие образовательные программы;

ü коррекция системы работы классных руководителей на основе интеграции с учебным блоком школы, создания в классе развивающей среды общения и включения учащихся в культуротворческую деятельность;

Ожидаемый результат:

· создание пакета методической документации, обеспечивающей педагогическое сопровождение когнитивного развития личности школьника в образовательном пространстве школы;

· издание сборников программ учебных курсов, факультативов, досуговых развивающих программ и проектов, направленных на развитие творческого мышления учащихся и соответствующих им методических материалов по возрастным ступеням обучения.

· успешность образовательного движения школьников на каждом возрастном уровне, органичная, взаимообогащающая преемственность образовательных этапов;

· осмысление детьми роли эпох Возрождения, Просвещения, Нового и Новейшего времени в развитии культуры человечества;

· наличие целостной картины мира в сознании выпускника и его способность к самоопределению и культурному творчеству в послешкольный период;

· высокий уровень когнитивного развития ученика, владение способностью к творческому мышлению.

III этап – итоговый (2010г.)

На данном осуществляется работа по анализу и обобщению опыта работы, оформлению итоговой документации, подготовки материалов для публикации.

Основное содержание экспериментальной работы:

ü описание результатов работы как педагогической технологии умственного развития учащихся в культуротворческой деятельности;

ü анализ и обобщение полученных результатов;

ü разработка программы повышения педагогической квалификации учителей школ по овладению технологией формирования продуктивного мышления учащихся;

ü организация конференций, семинаров по распространению накопленного опыта развития мышления школьников.

Ожидаемый результат:

· создание пакета диагностической и методической документации, обеспечивающей педагогическое сопровождение когнитивного развития личности школьника в культуротворческой школе;

· результаты мониторинга по проблеме исследования;

· издание сборников программ учебных курсов, факультативов, досуговых развивающих программ и проектов, направленных на развитие продуктивного мышления учащихся и соответствующих им методических материалов по возрастным ступеням обучения;

· наличие комплексной образовательной программы умственного развития учащихся, соотнесённого с историко-культурным и возрастным подходом;

· описательная модель системы воспитательной работы школы, создающей условия для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности;

· программа повышения педагогической квалификации, обеспечивающей развитие культуры мыследеятельности педагога и овладение способностью к формированию различных видов продуктивного мышления учащихся;

· организация и проведение проблемных семинаров, практикумов по развитию продуктивного мышления учащихся.

Учитывая, что процесс воспитания осуществляется, прежде всего, личностью самого педагога, особое внимание уделяется развитию личностного и творческого потенциала, повышению педагогического мастерства, психологической подготовке педагогов. Принятие цели образовательной системы, овладение способностью к творческой реализации педагогики развития в собственной профессиональной деятельности, адекватными целям и принципам образования педагогическими технологиями — эта работа является первым и основным условием реализации разрабатываемой концепции.

Продукт, предъявляемый по окончании работ:

· диагностический и квалиметрический инструментарий различных видов продуктивного мышления;

· методические разработки технологий развития образного, рефлексивного, понятийного, исследовательского, понятийного, логического, проблемного, диалогового, критического, аналитико-синтетического мышления учащихся;

· комплексная образовательной программа умственного развития учащихся, соотнесённого с историко-культурным и возрастным подходом;

· досуговые развивающие программы и проекты, направленные на развитие продуктивного мышления учащихся и соответствующие им методические материалы по возрастным ступеням обучения;

· программа повышения педагогической квалификации, обеспечивающей развитие культуры мыследеятельности педагога и овладение способностью к формированию различных видов продуктивного мышления учащихся;

· публикации:

“Уроки развития мышления”;

“Учителю о мышлении”;

“Образовательные программы учебных курсов, факультативов”;

“Описательная модель системы воспитательной работы школы, создающей условия для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: