На протяжении обучения дети не только знакомятся с различными эмоциональными понятиями, выполняют игровые упражнения, но и участвуют в жизненно – практической деятельности.
У читывая психологические, возрастные особенности детей младшего школьного возраста и их неготовность к открытому обсуждению своих проблем, в программу вводится игровой персонаж, который становится центральным при проведении игр и организации общения в рамках данной программы. Герой рассказов – мышонок Хрустик, тоже второклассник, у которого возникали такие же проблемы в общении, в жизни, в понимании самого себя, как и у детей. Сегодня дети замыкаются в себе со своими бедами, не знают, как рассказать о том, что их тревожит, чего они боятся. В программе мы используем идею совмещения индивидуального эмоционального опыта каждого ребёнка с опытом сказочного персонажа, других людей, его одноклассников, что становится базой для формирования сопереживания, взаимопонимания, преодоления чувства одиночества.
|
|
Многие младшие школьники не уравновешенные, гиперактивные, или наоборот замкнутые, поэтому программа требует индивидуального подхода к каждому ребёнку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы: имитационные и ролевые игры; психогимнастика; рисуночные методы; элементы групповой дискуссии; техники и приёмы саморегуляции;метод направленного воображения.
Отработка навыков общения на основе этических норм проходит в три этапа:
- получение информации о содержании того или иного навыка;
- применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка умения);
- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.
Для отработки этих навыков используются такие формы работы, как проведение игр – заданий на развитие эмоциональной сферы, выполнение игровых заданий, формирующих положительный эмоциональный фон в классе, упражнения на снятие эмоционального напряжения и т.д. Важным моментом в организации педагогического процесса является создание благоприятной эмоциональной среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка.
Условия реализации программы:
- Перед началом работы по программе педагогу имеет смысл провести беседы, консультации или семинары с учителями и обязательно встретиться с родителями детей. Контакты с другими учителями и родителями желательно поддерживать на протяжении всего курса.
- Занятия включают в себя элементы социально – психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
|
|
- Оптимальная периодичность встреч участников программы – 1-2 раза в неделю. Общая длительность занятий 36 уроков и часы внеклассной работы.
- Программа позволяет сделать участие каждого более активным, если есть возможность делить учебный класс на подгруппы.
- Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
- Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретённых навыков.
Сюжеты историй и рассказов, текстов для обсуждения объединяет игровой персонаж – мышонок Хрустик. Дети «преодолевают» возникающие проблемы и «усваивают» приёмы саморегуляции вместе с ним. Сюжеты рассказов можно брать непосредственно из реальной жизни детей или придумывать их заранее. В ходе занятий рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми.
Каждая тема прорабатывается на 1-4 занятиях с использованием разных приёмов. Способы подачи материалов могут меняться в зависимости от состава и особенностей каждой конкретной группы детей.
Для проведения занятий по этой программе педагогу понадобятся:
- мягкая игрушка, лучше такая, которая одевается на руку;
- палас или ковёр на полу;
- магнитофон;
- аудиокассеты с музыкой для релаксации.