Цель: развитие произвольного поведения, в частности произвольного речевого общения.
Инструкция: «Мы с тобой будем играть в такую игру. Я тебе буду задавать вопросы, а ты – отвечать. Но ты не должен отвечать мне словами «да» и «нет». Например, если я спрашиваю тебя: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить «Да». Например, ты можешь ответить: «У меня есть игрушка». Все понятно?»
Проведение: может проходить индивидуально с отдельными учениками или в парах (вопросы придумывают дети сами).
Материал для индивидуальных занятий:
1. Как тебя зовут?
2. Ты мальчик или девочка?
3. Ты ходишь в детский сад?
4. Ты любишь ходить в школу?
5. Ты живешь далеко от школы?
6. Ты любишь мороженое?
7. Какого цвета бывает мороженое?
8. Ты ел черное мороженое?
9. Ты умеешь летать?
10. Твой папа / мама играют в куклы?
11. Волк боится зайца?
12.Ты любишь ходить к врачу?
13. Тебя зовут..(неверное имя)?
14. Корова умеет летать?
15 Ты сейчас спишь? и т.д.
5. «Мышата и кот» (можно использовать на уроке для укрепления дисциплины).
|
|
Т.к. произвольность в 1 классе еще не достаточно развита, то это отражается и на соблюдении дисциплины. Прежде чем что-то объяснить, учителю необходимо, чтобы его слушали. Необходимо создавать игровую мотивацию, которая безболезненно позволит наладить дисциплину и включит первоклассников в процесс обучения. Например, учитель предложит поиграть в мышат и кота. Классу отводится роль мышат, которые учатся в мышиной школе, а где-то поблизости разгуливает кот, который по шуму пытается обнаружить мышиную школу, чтобы съесть мышат. Если мышата будут сидеть тихо, то он их не найдет, а если кто-то будет шуметь, то он быстро их разыщет.
6. «Угадай слово» ( способствует усвоению звукового анализа слов).
Учащимся предлагается стать добрыми волшебниками и отправится в страну слов, откуда пришло письмо с просьбой выручить слова, которые заколдовал в своем замке злой колдун. Освободить слова можно только в том случае, если правильно определить звуковой состав слова. Угадывать можно только до трех раз. Если и с третьего раза слово не будет расколдовано, т. е. не будет определен звуковой состав, то оно остается в замке. Если же анализ звукового состава произведен верно, то слово может «убежать» из замка. Затем учитель описывает детям замок, в котором томятся заколдованные слова и говорит, что дорога в него сейчас свободна, т. к. злой колдун куда-то ушел. «Мы входим в первую комнату и видим в ней слова. Давайте попробуем их освободить! Только надо поторопиться, пока не вернулся колдун». Каждый ребенок поочередно расколдовывает слова, а учитель сообщает о результате: удалось или нет освободить слова. Игра должно проводиться эмоционально.