Числовой ряд»

К доске выходят несколько учащихся, число их зависит от длины числового ряда, который изучается. Каждый ребенок получает большую карточку с написанной на ней цифрой или числом. Затем учитель расставляет ребят в соответствии с их порядковыми номерами и просит каждого громко произнести свое число и запомнить, где он должен стоять, т. е. после какого о перед каким числом. Остальные ученики должны просчитать весь числовой ряд как в прямом, так и в обратном порядке. После этого учитель изображает ветер, ворвавшийся в окно и перемешавший порядок чисел. Учитель просит «живые числа» правильно занять свои места.

8. «Поиск клада» (игра на формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля).

Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в 4 этапа, три из которых обязательны, четвер­тый, дополнительный этап, рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов.

1. Ориентировочно-обучающий этап. Здесь происходит ориентировка ребенка в содержании игры, его знакомство со всеми обязательными этапами его будущих действий.

2. Этап освоения правил. Он связан с самостоятельным выполнением ребенком игро­вых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном этапе, как правило, обнаруживаются пробелы в пространственной ориентировке ребенка, испытываемые им трудности в выполнении действий как в умственном, так и в практическом плане, актуализируется мотивация усвоения необходимых правил действия. Этап продвинутого освоения игры проводится после специального обучающего занятия, на котором еще раз осваиваются необходимые признаки ориентировки и схемы действия. На этом этапе используется «линия роста» в качестве планирующей и контрольной функций: ребенок видит перспективу освоения действий и фиксирует промежуточный итог своего места в ходе игры. На примере игры – «Поиск клада»

3. Этап совместных форм деятельности.

Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослыми и ребенком, а затем между детьми.

Ребенок самостоятельно программирует деятельность (усиление планирующего контроля), осуществляет коррекцию выполнений действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль).

4. Контрольно- итоговый этап.

Здесь фиксируется сформированность выполнения всего набора игровых действий: уровень их самостоятельного моделирования, исполнения и контроля, а также сформированность новой психологической позиции- субъекта присвоения учебно-игрового опыта.

Содержание игры:

На первом этапе игры («учусь составлять план») взрослый и ребенок совместно рисуют план какого-нибудь помещения, используя условные обозначения предметов. Взрослый обращает внимание

ребенка на положения предметов относительно себя и других точек отсчета.

На втором этапе игры («учусь искать клад по плану») взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию. Взрослый прячет предмет- «клад» и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его.

На третьем этапе («учусь обозначать на плане место клада») взрослый и ребенок меняются ролями. Теперь ребенок прячет клад, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий ребенка. На этом этапе взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить план другого помещения.

На четвертом этапе («учу играть другого») в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища.

Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (помещение) пространстве, составлении плана помещения, соревновательном стремлении детей искусно запрятать клад, рефлекс присвоения новых умений.

В ходе игровых занятий дети овладевают планирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетельствует о процессе формирования у них учебной деятельности, в то же время в сознании ребенка происходит изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности.


9. «Фабрика игрушек» ( формирование приемов самоконтроля).

Игра включает в себя последовательные взаимосвязанные ролевые действия «мастера», «художника», «упаковщика» и «контролера». Специальная роль контролера вводится для того, чтобы придать контрольной функции самостоятельное значение в глазах ребенка. Этому способствует также и обозна­чение контрольной функции особым знаком, который в ходе игры приобретает значение средства, организующего поведение детей.

В обязанности контролера входит наблюдение за тем, как работают остальные сотрудники, оценка их труда и режима работы. Каждая игровая группа состоит из 4 детей, в группе проводится всреднем по 4 игровых занятия. Во время заня­тий обособленная роль контролера снимается и его функции распределяются между детьми: каждый играющий получает значок, а вместе с ним и новые обязанности — проверять работу партнеров. Взаимность контроля, постоянная смена позиций в процессе игры (контролер- проверяемый) способст­вуют усвоению ребенком двусторонней формы контрольных отношений. После этого игру можно видоизменить, а форми­рование приема контроля перенести с товарища на самого себя.

Детям дается задание — отсортировать фигурки по размеру. После того, как ребенок получает инструкцию, учитель прика­лывает ему значок контролера и спрашивает, кого теперь надо будет проверять. Этот прием используется для того, чтобы свя­зать освоенные ребенком в игре правила контроля за действия­ми партнеров с требованием самоконтроля. После проведения серии таких обучающих упражнений у детей появляется ус­тойчивое соблюдение правил даже в индивидуальной неигро­вой ситуации.

Для развития приемов самоконтроля можно использовать также целую серию дидактических игр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: