Цель и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе.
Курс «Человек и его потребности» является исходным в изучении рекреационных потребностей и туристских мотиваций. Предметом анализа являются потребительские предложения, основанные на структуре и разнообразии потребностей.
Цель курса:
* изучить сущность, структуру и иерархию социально-культурных и рекреационных потребностей;
* получить практические навыки по анализу, исследованию и систематизации потребностей и мотивов.
Студент должен иметь представление о характеристиках личности, факторах, влияющих на личностные потребности и мотивы. Уметь применять знания и навыки в маркетинговых исследованиях туристского рынка.
Место в учебном процессе.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих курсах: «Концепции современного естествознания», «Психология», «Философия», «Экология».
Дисциплина «Человек и его потребности» служит основой для изучения следующих дисциплин: «Маркетинг в СКСиТ», «Менеджмент в СКСиТ», «Психодиагностика», «Связь с общественностью», «Курортология», «Экскурсоведение» и др.
Требования ГОСТа по дисциплине.
Комплексный подход исследования человека как целостности; представление о человеке как социально-природном существе; общности и в то же время различия его социальной сущности и биологической природы. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека и их связь с социальной активностью. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности – философского, религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека; индивидуальные психические физиологические особенности человека – основа запросов и потребностей человека; социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания; структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов; социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости; методы удовлетворения потребностей сферой сервиса; обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов.
Содержание лекционного курса
Лекция 1. Человек – как предмет познания. 2
1. Предмет и задачи курса «Человек и его потребности». 2
2. Человек – объект научных исследований. 6
3. Концепция сущности человека. 13
Лекция 2. Социоприродная целостность человека. 16
1. Бытие человека как общая категория философской антропологии. 16
2. Соотношение социального и биологического в человеке. 20
3. Личность – способ бытия человека в обществе. Индивидуальность. 2 2
4. Базовые теории личности.25
Лекция 3. Деятельность и потребности человека. 3 0
1. Понятие деятельности. Деятельность и труд. 3 0
2. Потребности – предпосылки и продукт деятельности. 3 4
3. Классификация потребностей. 3 6
Лекция 4. Ценностно-ориентированные потребности. 4 2
1. Концепция «смысла жизни». 4 2
2. Потребности и система ценностей. 4 4
3. Механизм воздействия ценностей на мир потребностей человека. 4 6
4. Уровни удовлетворения и границы потребностей. 5 0
Лекция 5 Сущность, виды и уровни мотивов. 5 3
1. Потребности и мотивы. 5 3
2. Факторы силы мотива. 5 4
3. Виды мотивов и их динамика. 5 5
Лекция 6.Рекреационные потребности и мотивы. 58
1. Сущность и иерархия рекреационных потребностей. 58
2. Мотивационные аспекты туризма.59
3. Основные факторы туристских мотиваций. 6 3