История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная наука не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах появления «человека разумного», ровно, как и об отправной точке его эволюции. Очевидно, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и извилистый путь. На этом пути он не только развивался, но и пытается понять самого себя, свою природу, содержание и тенденции эволюции.
В начале 17 века, в эпоху зарождения института науки в современном его понимании, появилось ряд наук, предметом исследования которых стал человек, т.е. гуманитарные науки.
Рассмотрим «древо познания человека», разработанное Френсисом Бэконом (1561 – 1626), родоначальника английского материализма.
I Общее учение о природе и состоянии человека:
1. Учение о человеческой личности;
2. Учение о связи души и тела.
II Науки об отдельном человеке:
- Науки о теле (медицина, косметика, атлетика, искусство наслаждения);
- Науки о душе (учение о способностях души, науки о применении этих способностей логика, этика и т.д.).
III Науки о человеческих объединениях в обществе:
|
|
- Учение о взаимном обхождении
- Учение о деловых отношениях
- Учение о правлении или государстве.
Очевидно, что Бэкон не мыслил науки об обществе, культуре и человеке в отрыве друг от друга, а также от философских размышлений о природе человека.
Эта традиция продолжалась в трудах многих европейских философов эпохи Просвещения.
Кант обосновал идею прогрессивного развития человеческого рода. Гегель увязывал решение правовых вопросов с понятиями о разуме и воле человека и т.д.
Позже наук о человеке стало так много, что просто перечислить их сложно. Еще труднее определить отношения между ними. Сегодня науки о человеке и обществе находятся в тесном родстве (согласно Бэконовской идеи), объединяясь в одно понятие: социальные науки или гуманитарные науки.
Гуманитарные науки занимаются человеком, его психикой, материальной и духовной культурой, обществом людей. Они исполняют Сократовскую заповедь «Познай самого себя».
Но, в процессе познания человека, разные специалисты одни и те же факты трактуют по-разному.
? Рассмотрим акт поведения – покупка женщиной 4 билетов в Анапу, где они проведут 2-х недельный отпуск с семьей.
Психологи попытаются объяснить, почему она выбрала Анапу.
Экономисты проанализируют возможность альтернативных вариантов потратить деньги.
Социологи отметят, что летят муж, жена и двое детей и как они повлияли на ее решение.
И так, одно и то же поведение получает различные интерпретации.
Остановимся на кратком обзоре научных дисциплин, изучаемых человека:
|
|
- Антропогеография. Включает 3 направления исследования:
- влияние географической среды на человека, общество и культуру;
- влияние человеческой деятельности на облик планеты;
- распределение антропологических, культурных и социальных признаков (комплексов, объектов) по поверхности земли.
Она изучает особенности расселения народов мира для определения этнических границ, динамики и численности народов и т.д.
Наиболее яркие имена (географы)
- Карл Риттер (1779 – 1859)
- Арнольд Гюйо (1807 – 1884)
- Фридрих Ратцель (1844 – 1904)
- Жан Реклю (1830 – 1905)
Шарль Монтескьё в 1736 г. утверждал, что история общества и общий дух народа определяются климатом, почвой, ландшафтом и географическим положением страны. Самым влиятельным фактором Монтескьё считал климат: «Власть климата – сильнее всех властей».
Однако с развитием цивилизации усиливается влияние на человека моральных факторов, отсюда меняется общий характер нации.
- Антропология. Этот термин употреблял Аристотель. В широком смысле – это наука о человеке, культуре и обществе. К ее разделам относят физическую, культурную антропологию, археологию, лингвистику. В свою очередь физическая антропология изучает морфологию человека, антропогенез, расоведение.
- Археология. У древних греков – это исследования прошедшего времени, страны. Термин вошел в моду в конце 18 века в Германии. Сегодня, это наука о материальных культурах прошлого.
- Демография (греч демос – народ, графо – пишу). Термин появился в 1855 году в книге Француза Е. Гийара «Элементы статистики человека или сравнительная демография. Сегодня эта наука о численном составе структуре населения, процессах и факторах его изменения. Любопытно, что римский император Август (30 г. до н.э. – 14 г. н.э.) несколько раз проводил переписи населения. В Евангелии от Луки сообщается, что первая перепись в Иудее совпала с годом рождения Иисуса Христа. Вторая в 6 г. н.э. В России – в 1897 г. (126,4 млн. человек).
- Искусствознание изучает художественное творчество во всех видах (литература, театр, музыка, архитектура, кино и т.д.)
- История – наука о человеке во времени.
- Медицина. Истоки медицины скрыты в недрах первобытных времен: колдуны, знахари, шаманы. Однако основателем медицины по праву считается Гиппократ (58 сочинений в т.ч. «О природе человека»). Сегодня почти 300 врачебных специальностей.
- Педагогика – наука об обучении и воспитании человека. От греч. «педаголос – слуга, которому поручали надзор за молодежью. Цели, задачи, методы педагогики вытекают из концепции и идеала человека.
- Психология. Этимологические слова: психе – душа, логос – знание. Это наука о душе человека. Психология – это путешествие во внутренний мир человека. Вы можете пребывать в депрессии или в возбужденном состоянии, наслаждаться чашечкой кофе, мучиться от зубной боли, возмущаться ценами на маршрутку, прожать перед экзаменом – все это круг проблем психологии. Термин «психология» зародился в 16 веке (1594 г. – труд Отто Касмана «Учение о человеческой душе»). В понятие души (психики) разные мыслители вкладывали различное содержание. У Платона душа идеальна, у Демокрита – материальна (из атомов огня), Декарт понимал душу как создание и мышление. Как современная наука психология окончательно сложилась в конце 19 века. В 1902 г. первая лаборатория, а затем институт.
Итак, психология понимается как научное исследование поведения Человека и внутренних психических процессов, происходящих в нем.
10. Социология. Термин ввел Огюст Конт (1798 – 1857), основателем считают Шарля Монтескьё и Огюста Конта. Самое простое понимание социологии как науки об обществе, о социокультурных явлениях, т.е. человеческих взаимодействиях. Личность, общество и культура рассматриваются социологами неделимо и взаимообусловлено.
|
|
11. Экономика – наука о том, как люди, предприятия и общество распределяют ограниченные ресурсы для удовлетворения неограниченных потребностей:
И. П. Павлов, Люис Морган и др. Они сравнивали поведение человека и животных – выделяя отличительные свойства. Одни выделяли человека как особенное существо, другие ставили его в один ряд с другими приматами.
Таким образом, большинство специалистов считают, что предки человека спустились на землю не из космоса, а с деревьев. Изучая, каким образом различные виды обезьян приспособились к наземной жизни, мы получаем целый набор гипотез о том, как жили наиболее ранние представители человеческого рода.