Источник: Hall and Landry, 1997 5 страница

2 Zero (англ.) — зеро, ноль, нулевой. Предполагает полное, тотальное отрицание какого-либо ягитения.

3 Я благодарен Тому Бурке за помощь в написании зтих строк.

\114\

Меняясь ролями: беспризорники тренируют полицию (Аддис-Абеба, Эфиопия)

Полицейские стажеры в Аддис-Абебе учатся действовать в ситуациях, связанных с бездомными детьми. С этой целью организована серия учебных мастерских, в которых приняли участие полицейские стажеры и молодые люди из театра танца "Adugna". Театр "Adugna" является частью масштабной программы помощи беспризорным детям через развитие навыков в области танца и киноискусства для создания у детей чувства уверенности в себе.

Отношения между полицией и беспризорниками всегда были враждебными. Танцевальные мастерские используют танец в качестве метафоры для изучения насилия и борьбы с ним и для коррекции методов работы полиции. Удалось создать безопасную среду, в которой дети могут расспросить полицейских об их работе. Полицейские курсанты тоже имеют возможность больше узнать о беспризорниках, научиться избегать стратегий, которые могут привести к конфликтам с уличными мальчишками.

Источник: Adugna Community Dance Theatre/Gem TV, project reports 1999, Andrew Coggins, Street Symphony Support Operation, 20 Wandsworth Bridge Road London SW6 2TO. Tel: 0171 7360909 E-mail: apc55B@aol.com

Создание пространства для сотрудничества

Интегральное мышление предполагает взаимное уважение понимание общих целей. Есть много путей к успеху. Необходимо уважать разные точки зрения и уметь модифицировать собственную.

Есть и много разных путей к креативному городу. Можно по-разному управлять музеем, рестораном или интернет-службой, и именно в отличиях скрыты конкурентные преимущества.

Только и атмосфере уважения к личному вкладу каждого расцветают новые идеи и растёт потенциал целого.

Сотрудничество открывает возможность диалога, создает площадку совместных действий. Но это предполагает и умение уважать разнообразие точек зрения, не требуя от людей отказа от их ценностей.

\115\

Нужна особая подготовка, тренинги, направленные па развитие навыков совместной деятельности.

Уважение к чужим точкам зрения способствует пробуждению любопытства, готовности к риску, формирует специфическое отношение к жизни, благодаря которому мы начинаем видеть возможности и проблемы одновременно.

Креативная критика необходима, чтобы проверять идеи на прочность. В отличие от персональной критики, она может быть резкой. Вместе с тем, она должна быть позитивной, то есть не просто разрушать чьи-то предложения, но и выдвигать альтернативные им решения.

Поощряя эксперимент, оценивая альтернативы, мы даём людям возможность по-новому смотреть на вещи, исследовать возможности, предлагать концептуальные и практические нововведения. Из этого вырастают пилотные проекты, которые могут стать общепринятыми элементами в организации жизни.

Принимая многомерную картину действительности, мы уходим от ситуации, когда чему-то «нет альтернативы», и от эклектичных попыток грубого соединения элементов противоположных точек зрения.

Расширение прав

Новое мышление нуждается в системе принятия решений. Что же является её основой? Она в признании взаимозависимости людей в городах. Но какие принципы мы можем вывести из понимания этой взаимной зависимости?

Что может позволить нам чувствовать себя в этом мире уверенно?

\116\

Ядро этих принципов - права человека: свобода совести, слова, вероисповедания, принцип культурного разнообразия.

Однако модель Организации Объединенных Наций сфокусирована на индивидуальных правах.

Большинство развитых обществ согласны, что слабейшие их члены — дети, инвалиды, пожилые люди и т. д. — имеют право на поддержку, на чистый воздух и на чистую воду. Есть ли какие-то другие вопросы, которые, если их рассмотреть под углом прав человека, могут повлиять на иерархию наших приоритетов при принятии решений?

Представления о правах меняются, и это всегда - предмет политических дискуссий. Не надо думать, что права универсальны; то, что является правом в одном месте, может совершенно не быть таковым в другом.

В поисках упрощения: этос

Стало общим местом утверждение, что мир усложнился. Говоря это, мы сами способствуем его усложнению. Мы должны принять принципиальное решение: будем ли мы стремиться к дальнейшему усложнению этого мира, или же искать возможные упрощения в планировании, проектировании и обсуждении будущего наших городов.

{V: В машиностроении уже додумались до функции симплификации: та из машин одинакового веса, стоимости и производительности лучше, которая состоит из меньшего числа деталей. Иногда разброс бывает в разы. Так почему бы не развивать функцию симплификации и в решении городских проблем?}

Экономика знаний (knowledge economy) не обязательно должна быть сложнее, чем индустриальная экономика, нужно лишь понять её правила. Поток информации действует ошеломляюще, однако, если его отфильтровать, то он станет стройным и рациональным.

\117\

Гибкий постмодернистский подход заставляет думать, что теперь всё возможно, — всё, кроме ценностных суждений. Однако мы продолжаем оценивать с ценностных позиций и способны совершать выбор (принимать решения) и предпринимать действия, делая наш сложный мир доступным для человеческого понимания.

{V: Человек ежеминутно и банально решает сложнейшую задачу – превращает этот бесконечно сложный и таинственный мир в конечную и постижимую картину мира. Конечно, это величайший самообман. Но он-то и позволяет действовать!}

Новая волна когнитивного фундаментализма - это способ сделать жизнь проще для понимания и восприятия. Упростить видение, не впадая в упрощенчество - задача вполне реальная.

Новое мышление - верный путь к пониманию сложного мира, потому что оно способно учитывать точки зрения, кажущиеся противоположными. Для этого нужно просто соединить открытость и точность, быть одновременно сосредоточенным и гибким.

Благодаря отточенности внутренней логики, принципов, правил и систем, сложная картина нового мира вполне может принять простые и ясные очертания, отражающие суть нашей эпохи. Понятие этоса помогает восстановить эту логику, которую хорошо передал Джефф Малгаи, резюмируя идеи Нормана Страуса:

Этос — это унифицирующее видение, которое объединяет ряд чётких принципов и описание того, чего требуется достичь. Этос - инструмент восстановления связности целого.

Определить этос — первоочередная задача любой организации...

Для этого ей необходимо понять себя и понять, в каком окружении она действует. Это требует способности интегрировать несовместимые интересы групп... Адаптация организации к новой ситуации становится проще, когда она понимает этос.

Её действия становятся предсказуемыми, а принципы прозрачны и понятны для всех... Определив свой этос, правительство получает мощный инструмент, позволяющий ориентироваться в приоритетах и ресурсах, формирующий цель, объединяющую общество...

Этос — инструмент принятия решений... когда появляются новые проблемы, не приходится рассматривать их с нуля.

{V: «Этос» - это другое название для «регистра и глобуса проблем», то есть информационной модели, в которой все проблемы давно уже учтены. Новые проблемы на нём появляются весьма контрастно! Всё это за 40 лет работы в городском хозяйстве у нас проработано до мельчайших деталей.}

\118\

Этос - инструмент снижения сложности,... который связывает концептуальное видение с практическими действиями. Три уровня должны быть реализованы последовательно:...

мета- или генеральная стратегия (видение и принципы трансформации);

ключевая стратегия менеджмента, контроля, правил, бюджетов, инициатив и мониторинга;

базовая стратегия рутинных повторяющихся действий (Mulgan, 1995).

Сильный этос городских лидеров должен фокусировать гражданскую креативность. Словосочетание "гражданская креативность" употребляется не часто. Мы даже и не думаем, что можно использовать креативность в общественных целях.

Понимаемый так этос должен встраиваться в то, что называется "гением места", гармонично сочетаться с его культурой, с оценкой потенциала культурных ресурсов.

Так этос будет одновременно опираться на местную специфику и указывать путь в будущее.

Лидерство как ресурс

Лидерство надо трактовать как возобновляемый ресурс, который можно развивать. Это начинается с признания, что мы не можем знать всего даже в области своей узкой специализации. Культура управления, которая видит в этом сильную сторону, честна и способна действовать, не блефуя.

Ключевую роль играет принцип партнерства. "Для создания культуры лидерства нужно отдать почести тем, кто уже сделал что-то экстраординарное, и … предложить им покинуть их должность.

Такие обязательные отставки - существенная часть норм гражданского лидерства. Они позволяют сохранять долгосрочные обязательства, удерживать стратегические цели и планы...

Сообщество, создающее лидерство такого типа, занято строительством инфраструктурной системы гражданской компетентности.

Гражданская компетентность поддерживает сообщество в трудную минуту и позволяет совершать смелые новаторские действия " (McNully, 1996).

\119\

Деперсонализация лидерства важна потому, что благодаря ей хорошие идеи, имеющие стратегическое значение, утверждаются в общественной повесткe дня, а не выражают устремления только отдельной личности.

Так у идеи появляется много родителей, и каждый следующий лидер может её легко удочерить.

Институционализация «деперсонализированного лидерства» увеличивает его продолжительность, но требует специального планирования для случаев неожиданных отставок. Необходимо готовить и новых лидеров.

Для молодых людей должна быть предусмотрена возможность проявлять лидерские качества, чтобы они вовремя могли сменить старых лидеров, воздав им почести.

Лидеры обыкновенно не ограничиваются только профессиональной деятельностью. Они становятся неформальными попечителями сообществ, потому что понимают, что не могут сосредоточиться лишь на непосредственных рабочих вопросах, игнорируя более широкие проблемы (McNulty. 5994).

Новые критерии успеха

Новое мышление требует изменить систему мониторинга, оценки эффективности и критерии успеха или неудачи начинаний. Только непрерывная оценка эффективности может гарантировать, что проектный процесс руководствуется творческими принципами.

{V: Хорош был бы автопилот, если бы оценка успешности полёта производилась бы, скажем, раз в пять минут! Но эту очевидную несуразицу приходится подчёркивать…}

Непрерывная оценка способствует обучению и поддержанию живости восприятия, умения впитывать знания, воспринимать уроки прошлою, всегда быть в курсе происходящего.

Эффективное обучение использует инструментарий всех типов мышления: дивергентного и конвергентного, аналитического и критического.

Успехи и неудачи идут рука об руку. Редкие проекты успешны во всех отношениях. Истоки успеха, бывает, лежат и в поражениях, и наоборот.

Мы можем учиться как на успехах, так и на провалах. Люди верят, что они могут избежать неудач, следуя лучшим примерам мировой практики.

\120\

Главный вопрос — кто решает, что считать успехом, а что неудачей. Ограниченность финансовых критериев очевидна. Все говорят, что самый ценный актив креативного города это люди.

Однако они продолжают оценивать использование финансового капитала и не занимаются учетом человеческого капитала.

«Финансовые критерии превалируют над другими и занимают непропорционально много внимания» [из речи Розы Мосс-Кантер на саммите "Будущее рабочего места" (Future of she Workplace) Департамента занятости в коммерческом секторе, Вашингтон, 1993].

Ключевые индикаторы развития, такие как ВВП, рассчитанный по отдельным городам, плохо отражают реальное "состояние здоровья" города, так как сосредоточены не на долгосрочных возможностях и перспективах города.

Как точно отметил Дэвид Янкелович,

"первый шаг - это измерять всё, что легко измеримо. Второй шаг - это пренебречь тем, что не может быть измерено. Это чревато ошибками. Третий шаг — допустить, что мы можем пренебречь тем, что не удалось измерить. Это безрассудство. Четвертый шаг — сказать, что то, что мы не можем измерить, на самом деле не существует. Это уже самоубийство!"

В чем достоинства нового мышления?

Новое мышление открывает широкий диапазон идей, с которыми можно работать. Оно позволяет видеть ситуацию шире и даёт больше шансов обнаружить какие-то уникальные возможности, а не просто рассматривать список проблем и их возможных решений. Оно позволяет работать как в рамках организации так и за этими рамками, и совершать ошибки, не будучи освистанными.

\121\

Благодаря новому мышлению удается создать среду, в которой работники более заинтересованы и вовлечены в процессы планирования, а организации связаны сетью взаимодействий. Это делает город более конкурентоспособным.

Воображаемый город

Несколько лет подряд в Амстердамской летней школе мы пытаемся представить себе место, которое выглядит как урбанистическая утопия: место сбывшейся мечты о том, какими должны быть города.

{V: Мы-то знаем это место! Это город Куритиба. Достаточно в Яндексе набрать это слово, и вы попадаете в волшебный город. }

Эта утопия воплощена во множестве лучших образцов городских решений, разбросанных но всему миру.

Однако мы не можем увидеть её целиком, так как изобретательные решения фрагментарны и не собраны в одном месте. А вот урбанистический «негатив», - перенаселение, загрязнение, неудобство и бездушие городов, - можно наблюдать повсеместно.

Общие интересы

Утопии, предложенные разными людьми, могут отличаться в деталях, но ключевые аспекты будут одни и те же: наполненность жизни, комфортабельное жилье, доступ к удобствам. Растет и понимание того, что мы должны сделать свою жизнь более достойной (sustenaible).

Большинство из нас согласны с тем, что города должны иметь общее городское самосознание и быть правдивыми но отношению к самим себе. Мы готовы признать, что участие населения в принятии решений по городскому развитию повышает ответственность и гражданскую гордость, но многие ли согласятся с тем, что более справедливое распределение ресурсов и власти приведет к снижению преступности и социальной напряженности?

\122\

Кто задумывается о том, как можно повысить экономическую и культурную энергетику городов, как добиться в них того, что называется полнотой жизни.

Движение

Как мы передвигаемся по городу? Да мы привязаны к своим автомашинам, и соображения комфорта перевешивают неприятности в пробках, высокие траты и загрязнение среды. Любые альтернативы представляются нам неудобными, дорогостоящими. И кажется, что кто-то хочет их нам навязать.

Можно ли представить себе подход к транспорту, при котором мы охотно отказались бы от личных автомашин? Да еще так, чтобы мы захотели наслаждаться пешими прогулками и поездками на велосипеде, чтобы общественным транспорт служил источником удовольствия, чтобы стало нормой иметь машину, которой пользуются, по необходимости, несколько семей?

Думаю, это возможно, если:

• вложить средства в развитие удобного для пассажиров общественного транспорта;

• перевести общественный транспорт на 20-часовой режим обслуживании с высокой частотой движения в дневное время и гарантированными вечерними и ночными рейсами по расписанию;

• расположить остановки общественного транспорта так, чтобы они находились в радиусе короткой пешей прогулки;

• ограничить движение в жилых районах или же вовсе запретить въезд машин в некоторые жилые массивы;

• интегрировать различные виды общественного транспорта так, чтобы можно было легко совершать пересадки;

• повысить комфортность поездов, автобусов, трамваев, предоставить им приоритетное право проезда, облегчить пользование велосипедами, создать на этой основе новые коммуникационные схемы и маршруты;

• ввести режим парковки, способствующий уменьшению числа машин в центральных районах города (с предоставлением приоритета для местных жителей);

\123\

• создать систему парковок на периферии города, где можно оставить машину и продолжить путь в центр на велосипеде или на общественном транспорте;

• создать пешеходные зоны в центре города с определенными ограничениями для тихих безопасных видов транспорта (трамваев, троллейбусов), а в холмистых городах - расширить лешеходные зоны путем строительства эскалаторов;

• создать зоны, защищенные от шума, предоставляя право проезда только "тихим" грузовикам;

• сместить автомобильный поток на главные магистрали;

• ввести стимулирующие скидки и вознаграждения, например, предложить работодателям отказаться от предоставления сотрудникам мест парковки, но обеспечить им бесплатный проезд в общественном транспорте, или организовать велосипедные стоянки;

Только фантазии?

«Все это похоже на фантазию - легко придумать, но невозможно осуществить». Однако все это, по частям, уже применено в разных европейских городах. Впрочем, в Базеле, Цюрихе. Фрейбурге и Страсбурге такая программа была осуществлена практически целиком.

Несмотря па рост экономики, сократились энергопотребление и пользование личным автотранспортом. В голландских городах (Гааге, Гронингене, Дельфте. Амстердаме), а также в Копенгагене, Вене и Болонье похожие инициативы также имели успех благодаря кампаниям по формированию в обществе иного мнения.

\124\

Негативное общественное мнение удаётся развернуть, когда реформа демонстрирует успехи. Например, в Цюрихе к 1987 году 61 % жителей ратовали за самые решительные меры, направленные на сокращение числа машин.

Борьба с автомобилями не сделала эти города унылыми, скучными или медлительными, не снизила их производительную мощь и креативный потенциал. Автомобиль — высшее достижение транспортной революции — свёл к минимуму человеческие контакты, но крайней мере, в городской среде.

В тех городах, где люди много ходят пешком, встречаются, общаются лицом к лицу, растёт креативность и благополучие жителей.

Автомобиль - яркий символ города, но в нашем идеальном городе есть креативные решения и в области энергосбережения или переработки отходов.

Здесь можно упомянуть

регулярный энергетический аудит;

создание районных теплоэнергоцентралей;

тарифы, направленные против расточительных пользователей;

повышение стандарт, он энергосбережения и субсидирование закупок энергосберегающих приборов;

помощь в создании экологических жилищных кооперативов.

Лидерами в этой области являются такие города как Саарбрюкен, Франкфурт и Хельсинки.

Корпоративная креативность

А как насчет создания условий для урбанистической утопии помимо охраны окружающей среды? Существуют компании, которые осознали свою ответственность перед обществом. Они действуют следующим образом:

• развивают межэтническую интеграцию;

• поддерживают программы обучения и трудоустройства для бездомных детей;

• создают рабочие места для инвалидов;

• развивают систему тренингов для людей с низкой квалификацией, помогают в создании менторских схем, предоставляют помещения для занятий;

• помогают безработным основать собственное дело под крылом компании;

\125\

• ищут пути преодоления негативных последствий излишков рабочей силы, такие как разделение работ1;

• поддерживают инициативы, направленные на возрождение городских районов, которые переживают упадок;

• устраивают ярмарки, направленные на поддержку местных производителей;

• проводят этический аудит и публикуют ежегодный этический отчет.

Все это и другое практикуют компании Body Shop, Levi Strauss, Sparekassen Norjylland в Дании. Ahlers в Антверпене, банк ABN-AMRO, Necelmann, Quelle. Hewlett Packard, Mac Donalds, Piaggio, Starbucks. Thomson CSF, Zanussi, банки Grameen и South Shore. Все они принадлежат к числу инновационных лидеров и являются успешными компаниями.

Как отмечает бывший президент компаний Fiat и Piaggio Джовапни Аньелли, "я не могу согласиться с тем, что единственная цель фирмы — это прибыль.

Конечно, это необходимая составляющая, но также я убежден, что задача индустрии - улучшать жизнь общества" (European Business Network for Social Cohesion, 1996).

Другими глазами...

Есть примеры новаторских инициатив, построенных на привлечении новых людей к процессу принятия решений. Женщины, пожилые люди, инвалиды и дети участвовали в городском планировании в рамках таких проектов, как "Дети-планировщики" в Ките и Хельсинки, Руане и Локарно, Frauen Werk Stadt в Вене2 Burgerziekenhuis Hospital в Амстердаме3, Open Sesame в Ливерпуле, или при создании производственной марки пожилых людей в Утрехте.

Увидеть город глазами различных групп крайне важно как с точки зрения реализации прав граждан, так и в качестве способа учесть различные точки зрения.

1 Разделение работ — система борьбы с безработицей, когда два или более работников делят имеющуюся работу (и, соответственно, зарплату).

2 Fraucn Wfcrk Stadt — npoект мэрии Вены по расширению города. предполагающий строительстш жилого района, полностью спроектированного "женщинами и для женщин".

3 Burgerziekenhuib Hospital — проект перестройки старого больничного комплекса с целью создании жилых и рабочих помещений для женщин.

\126\

Сегодня управление городами находится в руках мужчин среднего возраста, чьё понимание нужд и приоритетов зависит от того, кто они.

Включение детей в процесс городского планирования — креативный шаг, который не только способствует улучшению среды обитания, но и развивает гражданскую гордость и чувство собственности.

Рассмотрение ситуации глазами женщин позволяет увидеть то, чем обычно пренебрегает городская администрация: игровые площадки, доступность, места для общения, внимание к освещению и безопасности, интерьерам квартир и т.д.

Культура: наследие, помноженное на творчество

Богатое место должно иметь критическую массу культурных событий — от одноразовых фестивалей до регулярной деятельности культурных организаций. Архитектура смешивает старое и новое в городской среде, вольно обходясь с контрастами.

Такой подход создает самобытность, вселяет уверенность и адаптирует к современным условиям характеристики места, его историю. Учитывая нормы культурных групп, он укрепляет устойчивость сообщества.

Британская программа поддержки местной самобытности, ("Общая платформа") - хороший тому пример. Она включает возрождение праздника "Apple Day" в 60 британских малых городах.

Хельсинкский "Фестиваль Света" обыгрывает зимние традиции борьбы с темнотой. Берлинская программа "Multiculti" направлена на интеграцию групп иммигрантов, подчеркивая, что есть "35 способов быть берлинцем". Её цель — укрепление социальной сплоченности, межкультурного взаимопонимания.

Молодежная программа и Болонье трансформировала юношеские клубы в центры креативных индустрии; здесь искусство используют, для развития художественных навыков и дальнейшего трудоустройства.

\127\

Некоторые проекты сфокусированы на выдающихся зданиях, К. ним относятся, например, возрождение пирамиды Пея в Париже, воссоздание Александрийской Библиотеки в Александрии.

Идеи из ниоткуда?

Собранные воедино эти примеры выглядят утопично. Куда бы вы ни поехали, лидеры появляемся неизвестно откуда: тут предприниматель, там городской чиновник, а где-то молодая мать, вдохновленная личным опытом.

Креативность расцветает в каждой сфере, в каждой дисциплине, и почти для каждой проблемы города можно найти где-то (в других городах) инновационное решение.

Если лучшие инновационные решения собрать в одном месте, то "город мечты" станет реальностью. Так что, главный вопрос можно поставить так:

почему город, сумевший разработать и применить своё первоклассное решение, и хорошо знакомый со всеми прекрасными решениями, созданными в других городах для решения иных проблем, не может, если потребовалось, внедрить у себя эти готовые новаторские решения?

Что мешает внедрению инновационных решений? Не результат ли это азартных игр бюрократии? Или же это результат узости мышления, выдвигающего на передний план «экономическую логику», основанную исключительно на финансовом капитале?

Связано ли это с отдельными людьми, или с организациями, а, может быть, это связано с тем, как организации взаимодействуют друг с другом? Почему некоторые места более креативны, чем другие? Что формирует творческую среду, в которой могут рождаться и осуществляться идеи?

Рассматривая креативность как источник преимуществ, нельзя не задуматься над силой препятствий, стоящих на пути инноваций. Не последнюю роль играют власть устоявшихся экономических, социальных и политических интересов и закрытость мировоззрения, отсутствие смелости; а также неспособность горожан, проектов и городов учиться друг у друга. В результате качество жизни во многих городах продолжает падать.

\128\

Вот ключевые вопросы:

Как города становятся креативными и инновационными?

Каким образом происходит внедрение новых идей и их укоренение в повседневной жизни? Что для этого нужно?

Какими средствами поддерживается интенсивность творческого процесса?

Как формируется благоприятная среда для совместного обучения, роста и реализации потенциала внутри организаций и между ними?

Как может город стать креативным во всех своих измерениях?

Часть вторая. Динамика городской креативности

Глава 4. Творческая трансформация города

Два проекта агентства Comedia, заслуживают анализа:

- программа "Креативный Город" (Creative City Initiative) в Хаддерсфилде и

- программа "Максимизация творческого потенциала" (Maximizing Creative Potential Programme) в Хельсинки.

Мы также рассмотрим здесь историю Эмшер-Парка и программу Европейского Союза "Городские пилотные проекты" (Urban Pilot Projects Programme).

Эти проекты иллюстрируют ряд аспектов:

• влияние муниципальной политики на развитие творчества.

• важность развития креативной среды, которая зависит от организационной культуры города.

• отношения между технологическими, экономическими, социальными и экологическими факторами и культурным творчеством и новациями

• долгосрочный временной масштаб, необходимый для творческих изменений городской экономики.

• последствия муниципальной политики, направленной на привлечение в город новых креативных профессий, и баланс между внутренними и внешними творческими факторами.

\132\

Внедрение культуры творчества в небольшом городе: программа "Креативный Город" (Хаддерсфилд)

Хаддерсфилд - промышленный город с населением 130 000 человек, расположенный неподалеку от Лидса и Манчестера, в трехстах километрах от Лондона. В XIX - начале XX века он быстро рос благодаря развитию производства текстиля, машиностроения и химической промышленности.

В 1980-е Хаддерсфилд вступил в полосу экономического кризиса, который привел к массовой безработице. С начала 1970-х текстильное производство и машиностроение снизились более чем на 75%, но упадок в первое время был компенсирован ростом объемов производства химикатов.

В сфере высоких технологий роста не наблюдалось.

В Хаддерсфилде было больше промышленности, чем в среднем по стране, но рабочая сила была менее квалифицированной: зарплаты были ниже. Поездки жителей на заработки в соседние города приводили к оттоку талантливых кадров, а этнические меньшинства стали рассадником нищеты.

Однако в 1997 году Хаддерсфилд вошел в число победителей конкурса, объявленного Европейским Союзом с целью выявления новаторских городских начинаний. Из 500 заявок, представленных европейскими городами, было выбрано всего 26 так называемых "городских пилотных проектов".

Проект Хаддерсфилда, - программа "Креативный город", - родился в результате дискуссий о способах выхода творческих идей зa границы художественной сферы, которые автор вёл здесь на протяжении нескольких лет. Город получил грант в 3 миллиона экю и такую же сумму из других источников.

Эти средства позволили профинансировать программу, состоявшую из 16 отдельных экспериментальных проектов и рассчитанную на трехлетний период, до конца 2000 года.

\133\

Программа "Креативный город" была первым начинанием такого рода, осуществленным в масштабах целого города. В конкурсной заявке утверждалось, что творческий потенциал - эта скрытая форма капитала - присутствует во всех сферах деятельности: в бизнесе, образовании, общественном администрировании, службах социального обеспечения.

Серия пилотных проектов была направлена на создание особого инновационного пространства, стимулирующего творческое мышление горожан, включая методы возвращения безработным уверенности в себе для получения повторного образования, развитие предпринимательства, создание широкой сети творческих начинаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: