double arrow

Основные физиологические функции человека в его трудовой деятельности

В задачи физиологии труда входит изучение физиологических процессов, т.е. состояния и изменения жизненных функций организма человека в процессе его трудовой деятельности, и на основании этого разработка мероприятий, направленных на повышение работоспособности и укрепления здоровья работающих.

Под работой понимаются все виды превращения энергии и в том числе те, которые связаны с деятельностью человека. В этом смысле можно говорить о работе рук, ног и других органов или организма в целом. Работа в физиологическом смысле имеет место в игре, и в танцах, и в спортивных упражнениях, в любых движениях.

В обобщенном виде трудовую деятельность человека подразделяют на физический и умственный труд.

(слайд №8) В зависимости от доли физического и умственного компонентов в реализации стадий самого действия различают следующие формы труда:

1. труд, требующий значительной мышечной активности; (землекопы, лесорубы, кузнецы) характеризуется:

а) повышенными энергетическими затратами;

б) стереотипностью, повторяемостью движений, что ведет к гипертрофии в основном проксимальных мышечных групп конечностей и вспомогательной мускулатуры;

в) социальной неэффективностью, выражающейся в том, что для достижения оправдывающей себя производительности требуется высокое, неоптимальное напряжение физических сил.

2. механизированные виды труда, требующие средних или легких мышечных усилий; (токари, фрезеровщики и др. станочники) характеризуются:




а) средними энергетическими затратами, меньшими мышечными усилиями;

б) определенной направленностью мышечных усилий;

в) усложнением программы действий.

Механизация обеспечивает большее разнообразие в двигательных актах и тонкую градацию мышечных движений для управления механизмами (станками) позволяет увеличить скорость и точность производственных движений.

3. полуавтоматизированные и автоматизированные виды труда; человек выключается из процесса собственно обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Человек лишь обслуживает станок: подает заготовку, пускает механизм, снимает готовую деталь. Для этой формы труда характерна монотонность. Человек становится придатком машины. При автоматизациитруда резко меняет роль человека: он уже не просто дополняет механизм, но управляет этим механизмом, обеспечивает его бесперебойную работу (например, наладчик). Работник имеет возможность обслуживать несколько механизмов. Труд его по содержанию более многообразен. Основная черта этой формы труда — постоянная готовность к деятельности, создающая большое нервное напряжение.



4. групповой (конвейерный) труд; Групповые (конвейерные) формы труда характеризуются синхронизацией труда участников. Он связан с тактом (интервалом времени) работы конвейера и требует упрощения рабочих операций. Поэтому четкий ритм конвейера в сочетании с упрощенными рабочими операциями представляет собой неблагоприятный фактор.

5. труд, связанный с использованием дистанционного управления реализуется на различных пультах.

На пультах, требующих редких вмешательств, оператор постоянно находится в состоянии готовности без переключения внимания и активизации двигательной сферы что вызывает быстрое развитие утомления.

6. умственный (интеллектуальный) труд. К умственному труду относят работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие повышенной активности сенсорных систем, концентрации внимания, активизации памяти, мыслительного процесса, эмоциональной сферы. Для большинства современных профессий характерны резкое увеличение объема и разнородности информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности работника.

Основными характеристиками труда является его тяжесть и напряженность.

(слайд №9)

(слайд №10)

Тяжесть труда больше характеризует физическую составляющую труда и определяется энергетическими затратами организма, мощностью внешней работы, массой и расстоянием перемещаемого груза, характером рабочих движений, а также выраженностью изменений вегетативных функций органов человека.

(слайд №11)

(слайд №12)

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.






Сейчас читают про: