Тема 6. Мотивация и личность потребителя как основа управления поведением потребителя
8.1. Понятие мотивации потребителя.
8.2. Модель мотивации потребительского поведения как взаимодействия трех факторов: личность, мотив, эмоции. Мотивационные теории: Д. МакКлеланда, А. Маслоу, Ф. Герцберга. Мотивационная теория и маркетинговая стратегия.
8.3. Проявление личности потребителя как совокупности устойчивых реакций на стимулы внешней среды. Характер личности и ее самосознание. Основные теории личности и поведения потребителя: психоанализ (З. Фрейд), социальная теория (неофрейдизм – А. Адлер, К. Хорни), теория исследования личностных черт (Р. Кэттел, Л. Фестингер).
8.4. Теория «Я–концепции» (самоконцепции) и поведение потребителя. Рассогласование реальной и идеальной (желаемой) самоконцепции потребителя как детерминанта покупательского поведения. Роль самооценки в поведении потребителя. Самооценка и имидж торговой марки.
Понятие об эмоциях и чувствах как психических процессах личности. Типы эмоций и эмоционально-волевая среда потребительского поведения.
|
|
8.1. Понятие мотивации потребителя.
Потребители покупают не продукты. Они покупают удовлетворение потребности. Так, покупатель приобретает не дрель, а отверстия которые ему необходимо просверлить этой дрелью.
Фирмы должны апеллировать к конкретным мотивам потребителей.
Потребительское поведение часто направляется множеством мотивов. Поэтому важно знать:
- какие мотивы воздействуют на покупку продукта;
- как разработать стратегию, основываясь на мотивах поведения потребителя.
Мотивация в маркетинге — это совокупность мотивов, соображений, интересов, которыми руководствуется потребитель, принимая решение о предпочтительности товара и целесообразности его приобретения.
Можно выделить ряд основополагающих мотивов маркетинговой деятельности:
выгода — желание человека разбогатеть, эффективно расходовать деньги;
снижение риска — потребность чувствовать себя уверенно и надежно;
Признание — повышение престижа, имиджа;
Свобода — потребность в независимости, самостоятельности.
Мотивация является движущей силой потребителя. Она начинается со стимула. На основе стимула возникает потребность, которая, в свою очередь, вызывает побуждение, т. е. стремление удовлетворить эту потребность.
В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма — голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психогенную природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании, уважении или духовной близости. Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения.
|
|
Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение.
Потребностей мало по количеству, и имеют общий характер, а желания бесчисленны, зависят от ситуации и очень конкретны. Больше того, если потребности покупателя можно обосновать, то его желания могут не встретить одобрения.
Маркетинг не создает потребности, поскольку они первичны, однако он способен задать направление их развития.
Можно выделить шесть больших категорий потребностей покупателей:
1)физиологические;
2)социальные;
3)символические;
4)гедонистические;
5)когнитивные;