Определение возрастных индивидных особенностей человека

Понятие возрастных особенностей человека в психологии связано с описанием изменений во времени его биологических свойств, его природного организма. Так как человеческий организм изменяется во времени в целом, то к возрастным индивидным особенностям относятся все выделенные выше свойства человека как индивида. В этом смысле в науке говорят о биологи' ческом возрасте. Понятие биологического возраста предполагает деление всего цикла жизни организма человека, его онтогенеза на отдельные, качественно своеобразные периоды. Деление онтогенеза на периоды составляет основу периодизации развития человека.

Построение возрастной периодизации жизни человека и характеристика основных периодов роста и созревания природного организма составляет задачи естественных и медицинских наук. Мы укажем лишь па те проблемы биологического возраста, которые имеют отношение к психологии человека. Это проблема связи периодизации жизни человека и периодизации его психическо-

го развития, проблема гетерохронности (неравномерности и разновременности) разнигия индивида в онтогенезе; проблема аксе-лерации развития индивида.

В истории психологии зафиксированы случаи фактического смешения или отождествления периодизаций биологического созревания (органического роста) и периодизаций психического развития (периодизаций развития субъективности). В качестве примера можно назвать периодизацию детского развития, основанную на биогенетическом принципе. Биогенетическая теория предполагает, что существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка, что онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. С точки зрения этой теории, естественнее всего разбивать детство на отдельные периоды сообразно с основными периодами истории человечества. При этом утверждается, что стадии психического развития и формы поведения ребенка, закономерно сменяющие друг друга, предопределены генетически, т.е. по сути дела вызревают и вырастают.

П.П.Блонский(1884 -1941) – русский психо-лог,педагог, один из основателей педологии; в области педагогики отстаивал необходимость связи учебной деятельности с производством.

Другим примером смещения биологических и психологических периодизаций может служить попытка П.П.Блонского расчленить на эпохи детство на основании дентиции. т.е. появления и смены зубов. Детство членилось им на три эпохи: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов. З.Фрейд периодизацию развития строил как периодизацию органического психосексуального созревания индивида.

Однако явное или неявное отожде-

ствление органического роста и психических изменений во времени при построении периодизаций развития не позволяет решать задачи управления этими процессами. И.С. Кон отмечает, что соотношение генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого принципиально неодинаково у разных индивидов, даже относимых к одной возрастной когорте. Периодизация развития человека как природного организма имеет собственные закономерности, так же как и периодизация психического развития. Их соотношение, а также выявление их связей с периодизациями социализации индивида, его духовного становления представляет собой отдельную, сложную и практически важную проблему.

Потребности практики, в частности определение критериев готовности ребенка определенного возраста к обучению в школе,

адекватности форм и методов обучения на разных ступенях образования, определение объективных критериев зрелости человека побуждают психологов обратиться к исследованиям сензитив-ных и критических периодов индивидуального развития, изучению неравномерности развития человека в онтогенезе.

В биологии и психологии сензитивными периодами называют фазы развития, на которых организм отличается повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам. Воздействие этих факторов именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия С этой точки зрения существует вполне определенная, генетически заданная последовательность появления органических структур, функций, систем, потребностей и влечений.

В психологии сензитивность в становлении психологических свойств и процессов изучена мало. По сути, имеются лишь разрозненные, отрывочные сведения о становлении отдельных психических функций, В частности, указывается на важность периода раннего детства в развитии речи, в усвоении человеческого языка. Если по тем или иным причинам (имеющим, как правило, педагогическую природу) это сензитивное время упущено, то дальнейшее формирование конкретных особенностей будет затруднено и психическое развитие ребенка по сравнению с возможностями его хронологического возраста задержится.

Критические периоды в онтогенезе индивида представляют собой возрастные интервалы, внутри которых повышается его чувствительность к внешним воздействиям, снижается сопротивляемость (резистеншость) к ним. Но относительное снижение сопротивляемости представляет собой только один аспект развития адаптивных способностей организма Как отмечает известный физиолог И.А.Аршавский, критическая стадия онтогенеза «характеризуется преобразованием одного доминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, несущественно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде»6 Иначе говоря, чувствительность организма не просто повышается, а становится более избирательной. Это своего рода зоны наибольшего риска, в которых с наибольшей вероятностью может быть нарушен нормальный ход физиологического созревания, но в то же время – это момент перехода на более высокий уровень развития.

6 Аршавский И А Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л, 1975 С.60

В возрастной физиологии выделяют кризисы 3-летнего, 7-летнего и 12-13-летнего возраста. Например, существует представление об особой «хрупкости» подростка На кризисы 3, 7, 12 лет указывают и детские психологи Однозначного соответствия здесь, конечно, нет. Можно полагать, что кризисы индивидного развития, накладываясь на кризисы психического развития, обуславливают более сложную картину его протекания.

Гетерохронность развития индивида представляет собой неравномерность созревания и роста различных структур, функций и систем организма.

Б.Г.Ананьев указывал, что и становление психических свойств человека протекает неравномерно. Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека

Понятие акселерации описывает явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Данные сравнительно-антропометрических исследований в развитых странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками.

Акселерация общесоматического развития детей детерминируется многими факторами, но среди них решающее значение имеют изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий и профилактических средств и т.д. Акселерация полового созревания во многом связана и с социокультурными факторами: ускорение общего темпа жизни, включение подростков в активную социальную деятельность, в различные системы массовых коммуникаций и т.п. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания. По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1–2 года.

Изменение возрастных свойств человека и их влияние на психическое развитие

Вопрос об анатомо-физиологических предпосылках формирования у человека определенных психологических способностей, о

критериях готовности его к конкретным видам профессиональной деятельности, к созданию семьи, о сроках выхода на пенсию – чрезвычайно важный и сложный. В 80-х гг. в нашей стра-

не остро встала проблема физиологической готовности 6-летних детей к обучению в школе. Различие 6 и 7-летних детей по ряду анатомо-физиологических показателей обусловило особый режим школьной жизни шестилеток, специфическое содержание, формы и методы их учебной деятельности. Влияние организационных моментов образования на физическое развитие и здоровье детей актуально на всем протяжении школьного обучения. Общая картина здоровья наших школьников крайне неблагополучная. Ослабленность здоровья, нарушение естественного хода созревания организма может затруднить в свою очередь процесс полноценного умственного, психического развития школьников.

В определенном возрасте физические особенности организма становятся для человека предметом осознания и оказывают то или иное влияние на его психическое развитие. В возрастной психологии описана повышенная чувствительность подростков к особенностям своего физического созревания – его темпам, по-яачению вторичных половых признаков, росту, массе, силе, физической привлекательности и т.п. Установлено также, что физическая красота имеет свою ценность на всем протяжении жизни человека, сказываясь на его психологическом самочувствии, переживаниях, на определении жизненных целей и т.п. Причем физическая привлекательность ценится как женщинами, так и мужчинами.

Вопрос о конкретных связях органического роста и психического развития предполагает проведение специальных научных исследований. Однако их проведение сильно осложнено по целому ряду причин. И.С.Кон так оценивает эту проблему: «На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая конституциональные особенности организма и темп его созревания, на психические процессы и свойства личности, ответить нелегко потому, что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которых эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы не имеют самостоятельного значения. Вполне возможно и даже вероятно, что определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств, и некоторых особенностей темперамента и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными психическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты»7. Поэтому в исследованиях

7 Кон И.С. Психология ранней юности. М, 1989. С.53.

Глава 7. Человек как индивид (телесное существование человека) 219

такого рода, как правило, отсутствуют категорические и однозначные выводы. Приведем некоторые конкретные результаты таких исследований.

В исследованиях американских психологов была выявлена зависимость между темпами физического созревания и показателями психического развития. Сопоставление поведения детей от 5 до 16 лет с внешностью и физическим развитием показало, что высокие, рослые мальчики держатся более естественно, требуют к себе меньше внимания, более сдержанны. Они были также намного послушнее, чем их низкорослые ровесники.

Ретардация –замедленное развитие какого-либо органа, тела в целом, по сравнению с предками или сверстниками.

С возрастом связь между ростом и послушанием уменьшалась, сходя к 14-16 годам на нет. Особенно большая разнииа между акселератами и ретардантами в степени «демонстративного" поведения и сдержанности наблюдалась в 11-13 лет, когда акселе-рированные мальчики как раз вступали в период резкого ускорения роста

По данным того же исследования следует, что у юношей особенности физического развития выступают в связи с более общими особенностями процесса созревания. Поскольку взрослые и сверстники обычно воспринимают акселерированных мальчиков как более зрелых, им не приходится бороться за положение и статус. Большинство лидеров в старших классах выходит из них. Ретарданты кажутся окружающим «маленькими» не только в физическом, но и в социально-психологическом смысле. Ответом на это могут быть инфантильные, не соответствующие возрасту и уровню развития поступки, преувеличенная, рассчитанная на внешний эффект и привлечение к себе внимания активность, или, наоборот, замкнутость, уход в себя.

Эти различия сохраняются и в юности. Обследование двух групп 17-летних юношей показало, что ретарданты чаше акселератов испытывают чувство неполноценности, считают себя отвергнутыми; устойчивая потребность в опеке сочетается у них с подростковой мятежностью, жаждой автономии и освобождения от внешнего контроля

Однако оценивать раннее созревание в целом как благоприятный, а позднее – как неблагоприятный фактор развития однозначно нельзя. Рано созревающий мальчик имеет в своем распоряжении меньше времени на то, чтобы консолидировать самосознание и волю, которые нужны, чтобы выдержать испытания пубертатного периода, связанные с гормональными и физиологическими сдвигами. Мальчик-акселерат, будучи к началу полового созревания хронологически и психологически моложе поздно созревающих сверстников, испытывает большую тревогу по этому поводу Признание, которое он получает со стороны окружающих, уменьшает его тревогу, но одновременно вырабатывает у него устойчивую потребность в таком признании, чувство зависимости от группы делает его несамостоятельным.

Различия между акселератами и ретардантами сохраняются и в более старшем возрасте. Бывшие акселераты, обследованные после 30 лет, имели более высокие показатели по доминантности (напористость, стремление и способность быть лидером, главенствовать), социальной приспособленности и производимому ими хорошему впечатлению, тогда как у ретардантов наблюдалось большее число психоневротичсских симптомов. Зато акселераты оказались более конформными и «приземленными», ретарданты же – психологически более тонкими и восприимчивыми.

Итах, биологические процессы воздействуют на психологию человека и его поведение опосредованно, они преломляются через социальный контекст жизни человека, через отношение самого индивида к своим телесным особенностям. Один, осознав свою физическую слабость, пассивно смиряется с ней или начинает испытывать гнетущее чувство неполноценности. Другой компенсирует недостаток достижениями в иной сфере (например, в учебе). Третий пытается исправить сам физический недостаток (например, усиленными занятиями спортом). Выбор этих вариантов очень часто зависит от позиции окружающих взрослых, родителей и учителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: