Культура. Культура влияет на структуру и установки родительской семьи, она обусловливает религию, которую исповедует большинство

Культура влияет на структуру и установки родительской семьи, она обусловливает религию, которую исповедует большинство, формирует систему образования и содержание теле- и радиопередач. Схемы, уместные в одной культуре, неуместны в другой. Американцы приветствуют открытость, общительность и активность у детей, а в Китае те же качества ассоциируются с непочтительностью и не поощряются. Таким образом, на Западе общительность ребенка вносит свой вклад в схему Привлекательный*, а на Востоке - в схему Непривлекательный.

Религиозная принадлежность. Вероисповедание человека также вносит свой вклад в формирование его схем. Религии, которые устанавливают строгие правила поведения, обещая наказание за грехи, работают на схему Виноватый'. Религии, которые подчеркивают роль Божьего всепрощения и любви, подкрепляют схему Достойный*. В случае когда религия разрешает занимать высокие посты только мужчинам, ее влияние на схемы континуума ценности и компетентности будет дифференцированно в зависимости от пола человека.

Образование. Успеваемость в школе и в высшем учебном заведении - главный источник информации для схем континуума соответствия. У "хорошистов" формируется схема Соответствующий*. Дети, которые, вследствие недостатка способностей, неумения сосредоточиться или трудностей в семье, хронически не успевают, скорее всего, привыкнут к чувству Несоответствия: вряд ли тринадцать лет негативной обратной связи могут подействовать на самоощущение человека иначе. Схема Совершенство* развивается у детей, которые учатся только на "отлично": со временем они начинают верить, что малейшее отклонение от идеала - и другие люди станут думать о них плохо.

Эти схемы могут быть как усилены, так и ослаблены "внеклассным" опытом школьных лет. Например, родители ученика, который не очень хорошо успевает в школе, поддерживают и поощряют его усилия вне зависимости от результата, так как понимают, чего ему это стоит. Успешный опыт самовыражения в других областях (спорт, музыка, рисование, актерская игра) помогает формированию схемы Соответствующий*. К сожалению, этот позитивный опыт часто оказывается недостаточным для того, чтобы перевесить значимость низких оценок и сделать так, чтобы у школьника не сформировалась хотя бы умеренная схема Несоответствующий'.

Люди

Очевидно, что в формировании наших схем участвуют другие люди. Мы рассмотрим две категории людей: во-первых, семью, а во-вторых - сверстников и друзей.

Семья. Как правило, семья - первый источник информации для схем. Каждая семья уникальна. Число братьев и сестер, материальное положение семьи, состояние здоровья ее членов, их индивидуальные особенности, образование и профессиональный опыт, ценности и стиль преодоления трудностей - вот лишь некоторые параметры, по которым семьи отличаются друг от друга. Негативные неадекватные схемы Виноватый' и Недостойный' формируются у людей, которым в детстве довелось быть в своей семье "козлами отпущения". Серьезное хроническое заболевание одного из членов семьи способствует развитию у ребенка схемы Уязвимый'. Особенно поощряя одного из детей и отодвигая других на второй план, родители создают у "любимчика" схемы Особенный* и Эгоцентричный*, а у отвергаемых детей - Недостойный и Альтруист'.

Сверстники и друзья. Хотя отношение учителя оказывает большое влияние на формирование схем у ребенка, влияние сверстников на этот процесс является еще более сильным. Ребенку, который одет лучше своих сверстников, трудно избежать возникновения схемы Неотразимый*. Аналогично, когда доход родителей меньше, чем у соседей, невозможность одеваться по крайней мере также хорошо, как сверстники, усиливает у ребенка схему Непривлекательный".

Друзья играют большую роль в образовании и изменении наших схем. У друзей мы заимствуем новые идеи и интересы, а иногда они подкрепляют интересы, которые у нас уже имеются.

Друзья также служат нам моделью для сравнения, которое может как подкрепить старую схему, так и подтолкнуть к созданию новой. У высокой девочки-подростка, которая до сих пор чувствовала себя Привлекательной *, может развиться схема Непривлекательная' только потому, что ее подружка из гадкого утенка неожиданно превратилась в лебедя, в результате чего ей стало доставаться больше внимания со стороны противоположного пола. То, насколько сильно это событие повлияет на девушку, о которой шла речь, зависит от того, насколько сильна была ее адекватная схема. Если ее чувство своей привлекательности уже хорошо сформировалось, она сможет принять тот факт, что ее подружка действительно стала очень хорошенькой, но он не повлияет на ее отношение к себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: