СРС – индивидуально или в группе проведение синектического сеанса по предложенной проблеме

Лекция №7 Бисоциация. Методики оценки идеи.

Посмотри на проблему с иной плоскости – БИСОЦИАЦИЯ. Автор методики Артур Кёстлер. Принцип использовал Иоанн Гуттенберг (официальная версия). Он рассмотрел виноградный пресс, и штамп для чеканки монет, а потом придумал печатный станок. Применяя ТРИЗ, т.е. стандартные методы решения задачи мы можем рассмотреть проблему не просто с иного угла, а с определённой точки зрения.

Итак, методика «Бисоциация»

1.вначале мы определяем проблему, ставим чёткую задачу.

2.ищем иную плоскость - на что похоже то, что мы хотим достичь. В какой области работает то, что у нас не работает.

3.Распознование аналогий. В иной, далёкой от нас области есть аналогичная проблема. Посмотрите вокруг, природа, домашний быт и тд. Уайт придумал паровую машину когда смотрел на кипящий чайник и наоборот китайцы изобрели порох и ракеты но не додумались сделать пушку (может быть она им была не нужна)

4.Перенос аналогии. А теперь мы переносим удачное решение природы (другой отрасли) На нашу задачу (должно получиться интересно).

Как видим методика бисоциации похожа на синектику, но гораздо проще.

Фриц Цвикли (астрофизик из Швейцарии) придумал технику морфологического ящика.

А.Определим категорию

Для работы с задачей нужно найти подходящую категорию. Они должны быть – существенны, изменяемы нами, и покрывать весь спектр наших возможностей. Категории должны быть независимы друг от друга, и их не должно быть слишком много. Например: нужен монитор категории - размер, цена, разрешающая способность

Б.Составим список свойств - к каждой категории список свойств –

Размер – большой, средний, маленький, Цена - средняя, низкая, высокая.

В.Разработать матрицу

категория свойства свойства свойства
размер большой средний маленький
цена средняя низкая высокая
Разр.способность средняя низкая высокая

Г.Определить комбинации

Комбинация по матрице выявляет наличие самых оптимальных свойств.

Д.Выбрать решение

Методика оценка идеи по эффективности или соответствии заданным показателям будет рассмотрена ниже, приведенный же морфологический ящик позволяет выбрать оптимальную идею из нескольких имеющихся.

Аудиторное занятие – разбор ящика Цвикли,
СРС: Оценить предложенную и развитую на предыдущих занятиях идею любым другим способом, предложенным студентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: