Черты изменчивы

Для любой черты характерен некоторый стереотип поведения. Стереотипы могут меняться. Самый необщительный человек в определенных обстоятельствах становится общительным. Бывают обстоятельства, что правдивый солжет, трусливый проявит отвагу и мужество. Это разнообразие поведений как раз обусловлено научением, которое обусловливает появление различных черт личности. С опытом черты изменяются, становятся более выраженными и поэтому легко воспринимаются другими.

Значение ситуации

Поведение определяется не только чертами, по и ситуацией. Многое зависит от обстоятельств, в которых находится человек. Черта - некая программа поведения, которая включается в типичных для этой черты обстоятельствах и не более. Правдивый человек в ситуации угрозы отказывается врать, в то время, как лживый защищается с помощью лжи. Высказывание правды или лжи само по себе, без связи с ситуацией не характеризует эту черту. Некто, любящий прихвастнуть, часто не рассматривается как лжец. Следовательно, психолог должен принимать во внимание не только свойства самого поведения, но и ситуацию, в которой это поведение случается. Следовательно ситуацию следует рассматривать как фактор поведения и соответственно как составляющую личностной черты.

Ситуация выступает, с одной стороны, как стимул, вызывающий данное поведение, а с другой - средой, местом, в котором совершается поведение. Причем важно принимать во внимание, что в результате поведения сама ситуация меняется.

Это еще не все. В одной и той же ситуации люди ведут себя по разному, в зависимости от личностных черт. Ситуация обиды может у одно? о вызвать агрессию, а у язвенника отделение кислого сока и иные язвенные реакции, а у коронарной личности обида может переживаться как боль в области сердца. Эти реакции большей частью происходят бессознательно, автоматически. Поэтому болезненные проявления не осознаются, не зависят от сознания, но осознаются только симптомы, боль, например.

Симптомы являются тоже поведением. Поэтому врачу нужно постоянно принимать во внимание, с одной стороны, бессознательность поведения, порождающего симптомы, а с другой стимулы, вызывающие данное поведение. Ему следует знать как устроены типичные программы этого поведения. Ведь то, что происходит с поведением, зависит от того как эта программа реализуется в определенной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: