double arrow

Задание 10.6

На основании изучения нормативно- правовых актов найти правильные ответы на следующие вопросы по отражению особенностей инвентаризации в бюджетных организациях.

Выполнение задания оформить в виде таблицы:

Вопрос № Правильный ответ №

Нормативно- правовые акты необходимые для выполнения задания:

1. Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчет­ности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-Х1У

2. Порядок определения раз­мера ущерба от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116.

3. Положение о веде­нии кассовых операций в национальной валю­те в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

4. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Главного управления Госказначейства Украины от 10.12.99 г. № 114.

5. Инструкция по инвен­таризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учрежде­ний, утвержденная приказом Главного управ­ления Госказначейства Украины от 30.10.98 г. № 90.

6. Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприяти­ях и организациях Украины, утвержденная сов­местным приказом Минтопливэнерго Украины, Минэкономики Украины, Минтранссвязи Украины, Госкомитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 20.05.08 г. № 281/171/578/155.

ВОПРОСЫ:

ВОПРОС 1. Влияют ли на периодичность инвентаризации материальных ценностей внеплано­вые проверки (ревизии), которые проводились в течение года?

ВОПРОС 2. Кто принимает решение относительно количества инвентаризаций в текущем году, их сроков и продолжительности?

ВОПРОС 3. С какой периодичностью проводят инвентаризацию горючего в бюджетных учреж­дениях?

ВОПРОС 4. С какой периодичностью инвентаризуют талоны на бензин?

ВОПРОС 5. Как часто инвентаризируют расчеты в порядке плановых платежей и с депонентами?

ВОПРОС 6. Можно ли в состав инвентаризационной комиссии включать не главною бухгалте­ра, а его заместителя?

ВОПРОС 7. Может ли главный бухгалтер возглавлять инвентаризационную комиссию?

ВОПРОС 8. Разрешено ли проводить инвентаризацию, когда один из членов комиссии отсутству­ет по болезни?

ВОПРОС 9. В бюджетном учреждении большой объем работы по инвентаризации. Можно ли ин­вентаризационную комиссию разделить на две подкомиссии, которые проинвентаризуют от­дельно матценности по различным видам?

ВОПРОС 10. Включают ли в состав комиссии материально ответственных лиц?

ВОПРОС 11. Подлежат ли инвентаризации матценности на ответственном хранении и арендо­ванные?

ВОПРОС 12. Иногда работники учреждения для обеспечения своей работы обустраивают рабо­чие места личными вещами: компьютерами, настольными лампами, телефонными аппара­тами и т. п. Обязаны ли мы инвентаризовать их вещи?

ВОПРОС 13. Какую дату указывают в описи, если проинвентаризовать один вид матценностей в один день невозможно?

ВОПРОС 14. На какую дату и в каком порядке проводят инвентаризацию кассы?

ВОПРОС 15. Инвентаризуют ли основные средства, временно отсутствующие в учреждении в связи с их ремонтом?

ВОПРОС 16. Вносят ли в инвентаризационные описи спецодежду и белье, отправленные в ре­монт и стирку?

ВОПРОС 17. Как инвентаризуют матценности, находящиеся вне учреждения на ответственном хранении в других учреждениях?

ВОПРОС 18. Как инвентаризуют нематериальные активы?

ВОПРОС 19. Как принимают матценности, полученные от поставщиков во время инвентаризации:

ВОПРОС 20. Могут ли материально ответственные лица во время инвентаризации выдавать мат ценности?

ВОПРОС 21. Кто и в какой срок утверждает протоколы центральной инвентаризационной ко­миссии, если учреждения обслуживаются цент­рализованной бухгалтерией?

ВОПРОС 22. Кто принимает решение по материалам инвентаризации по урегулированию инвен­таризационных разниц: инвентаризационная ко­миссия или руководитель учреждения?

ВОПРОС 23. Какие меры принимают для урегулирования выявленных излишков основных средств, ценных бумаг?

ВОПРОС 24. Как списывают недостачи запасов в пределах норм естественной убыли, выявлен­ные при инвентаризации?

ВОПРОС 25. Какие меры принимают, если выявлены недостачи и потери, связанные со злоупо­треблениями материально ответственных или должностных лиц?

ВОПРОС 26. Что делать при недостаче ценностей, выявленных свыше норм естественной убыли или связанных с порчей ценностей?

ВОПРОС 27. Куда зачисляют и на что направляют сумму ущерба, возмещенную виновным ли­цом?

ВОПРОС 28. Как отражают в бухучете недостачи матценностей, если виновные лица не найдены или дела находятся в органах следствия?

НАЙДИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

ОТВЕТ 1: Нет. такая норма Инструкцией № 90 не предусмотрена. Тем более что материально от­ветственных лиц, как правило, одновременно не­сколько: завхоз, водители, кассир, кастелянша и другие. Однако проверку фактического наличия матценностей комиссия проводит обязательно в присутствии материально ответственных лиц. В конце каждой инвентаризационной описи они ставят подпись.

ОТВЕТ 2: Инвентаризации подлежат все матцен­ности, в том числе и не принадлежащие учрежде­нию. Без сплошной инвентаризации невозможно выявить ни излишков, ни недостач. Чтобы свести концы с концами, надо включать в инвентариза­ционные описи и личные вещи. Как правило, их учитывают на забалансовом счете 02 "Активы на ответственном хранении". Согласно п. 15.1 Инструкции № 90 инвентаризацию забалансовых статей проводят в общем порядке.

ОТВЕТ 3: Как гласит п. 1.18 Инструкции №90, инвентаризацию всех матценностей, кроме про­дуктов питания и денежных средств, проводят на первое число месяца. Однако она может начинать­ся раньше или заканчиваться позже этой даты. В таком случае данные инвентаризации следует откорректировать по состоянию на первое число. В описи указывают дату, на которую по приказу руководителя проводят инвентаризацию.

ОТВЕТ 4: При инвентаризации кассы руководс­твуются п. 4.10 Положения №637. Ее проводят в сроки, установленные руководителем (не обя­зательно на первое число месяца). При этом пе­ресчитывают купюры всех наличных средств и проверяют другие ценности, хранящиеся в кассе. Остаток наличности в кассе сверяют с данными учета по книгам учета. Наличность, хранящуюся в кассе, но не подтвержденную кассовыми доку­ментами, считают излишком.

ОТВЕТ 5: Такиеценности лучше проинвентаризо­вать до момента их временного выбытия (п. 1.25 Инструкции № 90).То есть до их передачи ремонт­ной организации.

ОТВЕТ 6: Да, по п. 1.6 Инструкции № 90 инвен­таризуют и матценности, которые учреждение арендует, и находящиеся у него на ответствен­ном хранении. Согласно ее абз. 3 п. 1.1.9 на каж­дый из таких видов ценностей составляют отде­льную опись. Данные инвентаризации оформляют Инвентарной описью материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (приложение 11 к Инструкции № 90).

ОТВЕТ 7: Согласно п. 1.7 Инструкции № 90 инвен­таризуют все ценности в установленные сроки, не­зависимо от того, проводились ли в течение года инвентаризации материальных ценностей (вне­очередные проверки), в том числе и контролиру­ющими органами.

ОТВЕТ 8: Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о бухучете объекты и периодичность инвентаризации оп­ределяет руководитель учреждения, кроме слу­чаев, когда ее проведение обязательно. Именно он принимает решение по перечню имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации. Обязательной считают инвентаризацию в случаях, предусмотренных п. 1.9 Инструкции № 90.

ОТВЕТ 9: Горючее инвентаризуют не реже од­ного раза в год, но не ранее 1 октября (пп. 1.5.8 Инструкции № 90). Если же бюджетная органи­зация (учреждение, заведение) закупает и хра­нит горючее в резервуарах и других емкостях, ей надо учитывать п. 13.2 Инструкции № 281. Согласно ему инвентаризацию нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин, печное топливо, горючее для реактивных двигателей и т. п.) осуществляют не реже одного раза в ме­сяц. Итак, при условии, что учреждение хранит горючее его инвентаризацию следует проводить ежемесячно.

ОТВЕТ 10: По Плану счетов талоны на бензин учи­тывают как денежные документы на субсчете 331 "Денежные документы в национальной валюте ". Поэтому их инвентаризуют не реже одного раза в квартал (пп. 1.5.11 п. 5 Инструкции № 90).

ОТВЕТ 11: По субсчету 361 "Расчеты в поряд­ке плановых платежей " проводят инвентариза­цию не реже одного раза в месяц (пп. 1.5.15 п. 1.5 Инструкции № 90). Такую же периодичность ус­тановили и для расчетов с депонентами — суб­счет 671 "Расчецты с депонентами ".

ОТВЕТ 12: Нет. нельзя. В п. 1.11 Инструкции № 90 указано, что инвентаризационную комиссию со­здают при обязательном участии главного (стар­шего) бухгалтера. Ведь согласно п. 1.10 этой Инструкции именно главный бухгалтер обязан контролировать проведение инвентаризации и соблюдение установленных для нее правил. Если главбух длительное время отсутствует по болезни или когда эта должность вакантная состав комис­сии включают лицо, исполняющее обязанности главного (старшего) бухгалтера.

ОТВЕТ 13: Нет, не может. Согласно п. 1.11 Инструкции № 90 комиссию возглавляет ру­ководитель учреждения или его заместитель. Ответственность за организацию работы, правиль­ность и своевременность проведения инвентариза­ции возложена на руководителя учреждения.

ОТВЕТ 14: Нет, инвентаризацию проводить запре­щено, если комиссия не в полном составе (п. 1.15 Инструкции №90). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии — основание, чтобы признать результаты инвентаризации недействительными. Если болезнь непродолжительная, то работу ко­миссии приостанавливают или корректируют сро­ки окончания инвентаризации.

ОТВЕТ 15: Нет, нельзя. В учреждениях с большим объемом инвентаризационной работы создают местные комиссии, которые возглавляют руко­водители соответствующих структурных подраз­делений. В состав местной комиссии обязатель­но включают работника бухгалтерии. Работу местных комиссий организует и контролиру­ет центральная инвентаризационная комиссия. В идентичном порядке организуют и работу мест­ных инвентаризационных комиссий учреждений, которые обслуживаются централизованной бух­галтерией. Кстати, одно и то же лицо назначать председателем местной комиссии в течение двух лет запрещено.

ОТВЕТ16: Да, могут. Но только в исключительных случаях и при длительной инвентаризации (п. 1.24 Инструкции № 90). Для этого должно быть письмен­ное разрешение руководителя учреждения и глав­ного бухгалтера. Материально ответственные лица отпускают ценности в процессе инвентаризации при условии присутствия членов инвентаризационной комиссии. Такие ценности вносят в отдельную опись под названием "Материальные ценности, отпу­щенные во время инвентаризации ". В расходных документах делают отметку за подписью предсе­дателя инвентаризационной комиссии.

ОТВЕТ 17: Протоколы инвентаризации утверж­дает руководитель учреждения не позднее чем через 10 дней после ее окончания (абз. 3 п. 16.3 Инструкции № 90). При наличии централизованной бухгалтерии, обслуживающей учреждения и заве­дения, протоколы центральной инвентаризацион­ной комиссии также в 10-дневный срок утвержда­ет руководитель учреждения, при котором создана такая бухгалтерия.

ОТВЕТ 18: Инвентаризационная комиссия состав­ляет Протокол инвентаризационной комиссии (приложение 12 к Инструкции № 90), в котором от­ражает результаты инвентаризации. В него также записывают информацию о причинах возникно­вения недостач и излишков, указывают виновных лиц и какие меры к ним приняты. Руководитель утверждает протокол и оформляет приказом или распоряжением свое решение по урегулированию выявленных излишков, недостач и расхождений в расчетах.

ОТВЕТ 19: На основании заключений инвентариза­ционной комиссии выявленные излишки берут на учет. Их приходуют и включают в Справку о пос­туплениях в натуральной форме, которую предо­ставляют в органы Госказначейства. Одновременно вносят изменения в плановые показатели и отра­жают поступления (4-я подгруппа 1-й группы собс­твенных поступлений) и кассовые расходы по спе­циальному регистрационному счету.

ОТВЕТ 20: Если недостачи выявлены по запасам, приобретенным в текущем году то их списывают по распоряжению руководителя на фактические рас­ходы. Если же запасы закупили в прошлых годах, то сумму недостачи в пределах норм естественной убыли относят на уменьшение результата исполне­ния сметы (абз. 3 п. 171 Инструкции № 90).

ОТВЕТ 21: После установления фактов злоупо­требления материалы передают в следственные ор­ганы в течение пяти дней с момента их выявления. Одновременно на сумму выявленных недостач и потерь подают иск в суд (п. 173 Инструкции № 90).

ОТВЕТ 22: Если установлены виновные лица, то не­достачи списывают с баланса учреждения с отнесе­нием за счет виновных лиц. Размер ущерба опреде­ляют согласно Порядку № 116.

ОТВЕТ 23.: Возмещенные виновным лицом сум­мы зачисляют на специальный регистрационный счет как поступления от реализации имущества (4-я подгруппа 1-й группы собственных поступле­ний). В соответствии с п. 10 Порядка № 116 часть взысканной суммы, равная сумме недостачи, оста­ется в распоряжении учреждения. Остальное пе­речисляют в доходы соответствующего бюджета. Бюджетное учреждение использует сумму, остав­шуюся в его распоряжении, на ремонт, модерниза­цию, приобретение новых необоротных активов, а также хозяйственные нужды учреждения.

ОТВЕТ 24: Если дела в органах следствия, то та­кие недостачи списывают с баланса учреждения, но продолжают учитывать на забалансовом сче­те 05 "Гарантии и обеспечения " до установления виновных лиц или получения заключений органов следствия.

Надеемся, что в консультации вы найдете полез­ную информацию, которая поможет успешно про­вести инвентаризацию в вашем учреждении.

ОТВЕТ 25: Да, их записывают в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или кви­танций, выданных организациями, которые предо­ставляют эти услуги (п. 13.3 Инструкции № 90).

ОТВЕТ 26: Согласно п. 14.2 Инструкции № 90 такие ценности фиксируют в описи на основании подтвер­ждающих документов об их передаче на хранение с обязательным указанием номера и даты документа. Как разъясняет письмо Госказначейства от 20.02.07 г. № 3.4-04/575-2209, в таком случае проводить инвен­таризацию путем перерасчета и проверки ценностей нет смысла. Эту норму применяют и к имуществу, которое сдали в аренду другим учреждениям.

ОТВЕТ 27: При проведении инвентаризации немате­риальных активов, кроме соблюдения общих норм, необходимо проверить документы, по которым уч­реждение получило исключительные права и на основании которых их оприходовали. На основе упомянутых документов в опись вносят данные о характеристике, назначении нематериальных акти­вов, дате ввода в хозяйственный оборот, сроке по­лезного использования.

ОТВЕТ 28: Такие матценности принимают матери­ально ответственные лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии, а приходуют — после инвентаризации (п. 1.23 Инструкции № 90). Их вно­сят в опись "Материальные ценности, полученные во время инвентаризации ". Там указывают следу­ющую информацию: когда, от кого они получены, дату и номер приходного документа, наименование, количество, цену и сумму. Председатель инвентари­зационной комиссии ставит подпись на приходных документах с отметкой "После инвентаризации " и со ссылкой на дату описи, в которую записали эти матценности.

ТЕМА 11. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

11.1. Виды отчетности бюджетных организаций.

11.2. Отчетность об исполнении сметы.

11.3. Состав отчетности.

Литература: [1, 6, 7, 8, 13, 14, 35]

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислить разделы актива баланса.

2. Назовите виды работ, которые осуществляются перед составлением годовой отчетности.

3. Какие формы отчетности составляют бюджетные учреждения?

4. Какую информацию отражают в пояснительной записке к годовому отчету.

5. Какие разделы включает пассив баланса?

6. Раскройте общие положения относительно составления отчетности бюджетного учреждения

7. Какой проводкой отражается списание полученных в отчетном году ассигнований общего фонда?

8. Какой проводкой отражается списание расходов отчетного года за счет средств общего фонда?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: