На основании изучения нормативно- правовых актов найти правильные ответы на следующие вопросы по отражению особенностей инвентаризации в бюджетных организациях.
Выполнение задания оформить в виде таблицы:
Вопрос № | Правильный ответ № |
Нормативно- правовые акты необходимые для выполнения задания:
1. Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-Х1У
2. Порядок определения размера ущерба от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116.
3. Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.
4. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Главного управления Госказначейства Украины от 10.12.99 г. № 114.
5. Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Госказначейства Украины от 30.10.98 г. № 90.
6. Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины, утвержденная совместным приказом Минтопливэнерго Украины, Минэкономики Украины, Минтранссвязи Украины, Госкомитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 20.05.08 г. № 281/171/578/155.
ВОПРОСЫ:
ВОПРОС 1. Влияют ли на периодичность инвентаризации материальных ценностей внеплановые проверки (ревизии), которые проводились в течение года?
ВОПРОС 2. Кто принимает решение относительно количества инвентаризаций в текущем году, их сроков и продолжительности?
ВОПРОС 3. С какой периодичностью проводят инвентаризацию горючего в бюджетных учреждениях?
ВОПРОС 4. С какой периодичностью инвентаризуют талоны на бензин?
ВОПРОС 5. Как часто инвентаризируют расчеты в порядке плановых платежей и с депонентами?
ВОПРОС 6. Можно ли в состав инвентаризационной комиссии включать не главною бухгалтера, а его заместителя?
ВОПРОС 7. Может ли главный бухгалтер возглавлять инвентаризационную комиссию?
ВОПРОС 8. Разрешено ли проводить инвентаризацию, когда один из членов комиссии отсутствует по болезни?
ВОПРОС 9. В бюджетном учреждении большой объем работы по инвентаризации. Можно ли инвентаризационную комиссию разделить на две подкомиссии, которые проинвентаризуют отдельно матценности по различным видам?
ВОПРОС 10. Включают ли в состав комиссии материально ответственных лиц?
ВОПРОС 11. Подлежат ли инвентаризации матценности на ответственном хранении и арендованные?
ВОПРОС 12. Иногда работники учреждения для обеспечения своей работы обустраивают рабочие места личными вещами: компьютерами, настольными лампами, телефонными аппаратами и т. п. Обязаны ли мы инвентаризовать их вещи?
ВОПРОС 13. Какую дату указывают в описи, если проинвентаризовать один вид матценностей в один день невозможно?
ВОПРОС 14. На какую дату и в каком порядке проводят инвентаризацию кассы?
ВОПРОС 15. Инвентаризуют ли основные средства, временно отсутствующие в учреждении в связи с их ремонтом?
ВОПРОС 16. Вносят ли в инвентаризационные описи спецодежду и белье, отправленные в ремонт и стирку?
ВОПРОС 17. Как инвентаризуют матценности, находящиеся вне учреждения на ответственном хранении в других учреждениях?
ВОПРОС 18. Как инвентаризуют нематериальные активы?
ВОПРОС 19. Как принимают матценности, полученные от поставщиков во время инвентаризации:
ВОПРОС 20. Могут ли материально ответственные лица во время инвентаризации выдавать мат ценности?
ВОПРОС 21. Кто и в какой срок утверждает протоколы центральной инвентаризационной комиссии, если учреждения обслуживаются централизованной бухгалтерией?
ВОПРОС 22. Кто принимает решение по материалам инвентаризации по урегулированию инвентаризационных разниц: инвентаризационная комиссия или руководитель учреждения?
ВОПРОС 23. Какие меры принимают для урегулирования выявленных излишков основных средств, ценных бумаг?
ВОПРОС 24. Как списывают недостачи запасов в пределах норм естественной убыли, выявленные при инвентаризации?
ВОПРОС 25. Какие меры принимают, если выявлены недостачи и потери, связанные со злоупотреблениями материально ответственных или должностных лиц?
ВОПРОС 26. Что делать при недостаче ценностей, выявленных свыше норм естественной убыли или связанных с порчей ценностей?
ВОПРОС 27. Куда зачисляют и на что направляют сумму ущерба, возмещенную виновным лицом?
ВОПРОС 28. Как отражают в бухучете недостачи матценностей, если виновные лица не найдены или дела находятся в органах следствия?
НАЙДИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
ОТВЕТ 1: Нет. такая норма Инструкцией № 90 не предусмотрена. Тем более что материально ответственных лиц, как правило, одновременно несколько: завхоз, водители, кассир, кастелянша и другие. Однако проверку фактического наличия матценностей комиссия проводит обязательно в присутствии материально ответственных лиц. В конце каждой инвентаризационной описи они ставят подпись.
ОТВЕТ 2: Инвентаризации подлежат все матценности, в том числе и не принадлежащие учреждению. Без сплошной инвентаризации невозможно выявить ни излишков, ни недостач. Чтобы свести концы с концами, надо включать в инвентаризационные описи и личные вещи. Как правило, их учитывают на забалансовом счете 02 "Активы на ответственном хранении". Согласно п. 15.1 Инструкции № 90 инвентаризацию забалансовых статей проводят в общем порядке.
ОТВЕТ 3: Как гласит п. 1.18 Инструкции №90, инвентаризацию всех матценностей, кроме продуктов питания и денежных средств, проводят на первое число месяца. Однако она может начинаться раньше или заканчиваться позже этой даты. В таком случае данные инвентаризации следует откорректировать по состоянию на первое число. В описи указывают дату, на которую по приказу руководителя проводят инвентаризацию.
ОТВЕТ 4: При инвентаризации кассы руководствуются п. 4.10 Положения №637. Ее проводят в сроки, установленные руководителем (не обязательно на первое число месяца). При этом пересчитывают купюры всех наличных средств и проверяют другие ценности, хранящиеся в кассе. Остаток наличности в кассе сверяют с данными учета по книгам учета. Наличность, хранящуюся в кассе, но не подтвержденную кассовыми документами, считают излишком.
ОТВЕТ 5: Такиеценности лучше проинвентаризовать до момента их временного выбытия (п. 1.25 Инструкции № 90).То есть до их передачи ремонтной организации.
ОТВЕТ 6: Да, по п. 1.6 Инструкции № 90 инвентаризуют и матценности, которые учреждение арендует, и находящиеся у него на ответственном хранении. Согласно ее абз. 3 п. 1.1.9 на каждый из таких видов ценностей составляют отдельную опись. Данные инвентаризации оформляют Инвентарной описью материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (приложение 11 к Инструкции № 90).
ОТВЕТ 7: Согласно п. 1.7 Инструкции № 90 инвентаризуют все ценности в установленные сроки, независимо от того, проводились ли в течение года инвентаризации материальных ценностей (внеочередные проверки), в том числе и контролирующими органами.
ОТВЕТ 8: Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о бухучете объекты и периодичность инвентаризации определяет руководитель учреждения, кроме случаев, когда ее проведение обязательно. Именно он принимает решение по перечню имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации. Обязательной считают инвентаризацию в случаях, предусмотренных п. 1.9 Инструкции № 90.
ОТВЕТ 9: Горючее инвентаризуют не реже одного раза в год, но не ранее 1 октября (пп. 1.5.8 Инструкции № 90). Если же бюджетная организация (учреждение, заведение) закупает и хранит горючее в резервуарах и других емкостях, ей надо учитывать п. 13.2 Инструкции № 281. Согласно ему инвентаризацию нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин, печное топливо, горючее для реактивных двигателей и т. п.) осуществляют не реже одного раза в месяц. Итак, при условии, что учреждение хранит горючее его инвентаризацию следует проводить ежемесячно.
ОТВЕТ 10: По Плану счетов талоны на бензин учитывают как денежные документы на субсчете 331 "Денежные документы в национальной валюте ". Поэтому их инвентаризуют не реже одного раза в квартал (пп. 1.5.11 п. 5 Инструкции № 90).
ОТВЕТ 11: По субсчету 361 "Расчеты в порядке плановых платежей " проводят инвентаризацию не реже одного раза в месяц (пп. 1.5.15 п. 1.5 Инструкции № 90). Такую же периодичность установили и для расчетов с депонентами — субсчет 671 "Расчецты с депонентами ".
ОТВЕТ 12: Нет. нельзя. В п. 1.11 Инструкции № 90 указано, что инвентаризационную комиссию создают при обязательном участии главного (старшего) бухгалтера. Ведь согласно п. 1.10 этой Инструкции именно главный бухгалтер обязан контролировать проведение инвентаризации и соблюдение установленных для нее правил. Если главбух длительное время отсутствует по болезни или когда эта должность вакантная состав комиссии включают лицо, исполняющее обязанности главного (старшего) бухгалтера.
ОТВЕТ 13: Нет, не может. Согласно п. 1.11 Инструкции № 90 комиссию возглавляет руководитель учреждения или его заместитель. Ответственность за организацию работы, правильность и своевременность проведения инвентаризации возложена на руководителя учреждения.
ОТВЕТ 14: Нет, инвентаризацию проводить запрещено, если комиссия не в полном составе (п. 1.15 Инструкции №90). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии — основание, чтобы признать результаты инвентаризации недействительными. Если болезнь непродолжительная, то работу комиссии приостанавливают или корректируют сроки окончания инвентаризации.
ОТВЕТ 15: Нет, нельзя. В учреждениях с большим объемом инвентаризационной работы создают местные комиссии, которые возглавляют руководители соответствующих структурных подразделений. В состав местной комиссии обязательно включают работника бухгалтерии. Работу местных комиссий организует и контролирует центральная инвентаризационная комиссия. В идентичном порядке организуют и работу местных инвентаризационных комиссий учреждений, которые обслуживаются централизованной бухгалтерией. Кстати, одно и то же лицо назначать председателем местной комиссии в течение двух лет запрещено.
ОТВЕТ16: Да, могут. Но только в исключительных случаях и при длительной инвентаризации (п. 1.24 Инструкции № 90). Для этого должно быть письменное разрешение руководителя учреждения и главного бухгалтера. Материально ответственные лица отпускают ценности в процессе инвентаризации при условии присутствия членов инвентаризационной комиссии. Такие ценности вносят в отдельную опись под названием "Материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации ". В расходных документах делают отметку за подписью председателя инвентаризационной комиссии.
ОТВЕТ 17: Протоколы инвентаризации утверждает руководитель учреждения не позднее чем через 10 дней после ее окончания (абз. 3 п. 16.3 Инструкции № 90). При наличии централизованной бухгалтерии, обслуживающей учреждения и заведения, протоколы центральной инвентаризационной комиссии также в 10-дневный срок утверждает руководитель учреждения, при котором создана такая бухгалтерия.
ОТВЕТ 18: Инвентаризационная комиссия составляет Протокол инвентаризационной комиссии (приложение 12 к Инструкции № 90), в котором отражает результаты инвентаризации. В него также записывают информацию о причинах возникновения недостач и излишков, указывают виновных лиц и какие меры к ним приняты. Руководитель утверждает протокол и оформляет приказом или распоряжением свое решение по урегулированию выявленных излишков, недостач и расхождений в расчетах.
ОТВЕТ 19: На основании заключений инвентаризационной комиссии выявленные излишки берут на учет. Их приходуют и включают в Справку о поступлениях в натуральной форме, которую предоставляют в органы Госказначейства. Одновременно вносят изменения в плановые показатели и отражают поступления (4-я подгруппа 1-й группы собственных поступлений) и кассовые расходы по специальному регистрационному счету.
ОТВЕТ 20: Если недостачи выявлены по запасам, приобретенным в текущем году то их списывают по распоряжению руководителя на фактические расходы. Если же запасы закупили в прошлых годах, то сумму недостачи в пределах норм естественной убыли относят на уменьшение результата исполнения сметы (абз. 3 п. 171 Инструкции № 90).
ОТВЕТ 21: После установления фактов злоупотребления материалы передают в следственные органы в течение пяти дней с момента их выявления. Одновременно на сумму выявленных недостач и потерь подают иск в суд (п. 173 Инструкции № 90).
ОТВЕТ 22: Если установлены виновные лица, то недостачи списывают с баланса учреждения с отнесением за счет виновных лиц. Размер ущерба определяют согласно Порядку № 116.
ОТВЕТ 23.: Возмещенные виновным лицом суммы зачисляют на специальный регистрационный счет как поступления от реализации имущества (4-я подгруппа 1-й группы собственных поступлений). В соответствии с п. 10 Порядка № 116 часть взысканной суммы, равная сумме недостачи, остается в распоряжении учреждения. Остальное перечисляют в доходы соответствующего бюджета. Бюджетное учреждение использует сумму, оставшуюся в его распоряжении, на ремонт, модернизацию, приобретение новых необоротных активов, а также хозяйственные нужды учреждения.
ОТВЕТ 24: Если дела в органах следствия, то такие недостачи списывают с баланса учреждения, но продолжают учитывать на забалансовом счете 05 "Гарантии и обеспечения " до установления виновных лиц или получения заключений органов следствия.
Надеемся, что в консультации вы найдете полезную информацию, которая поможет успешно провести инвентаризацию в вашем учреждении.
ОТВЕТ 25: Да, их записывают в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций, выданных организациями, которые предоставляют эти услуги (п. 13.3 Инструкции № 90).
ОТВЕТ 26: Согласно п. 14.2 Инструкции № 90 такие ценности фиксируют в описи на основании подтверждающих документов об их передаче на хранение с обязательным указанием номера и даты документа. Как разъясняет письмо Госказначейства от 20.02.07 г. № 3.4-04/575-2209, в таком случае проводить инвентаризацию путем перерасчета и проверки ценностей нет смысла. Эту норму применяют и к имуществу, которое сдали в аренду другим учреждениям.
ОТВЕТ 27: При проведении инвентаризации нематериальных активов, кроме соблюдения общих норм, необходимо проверить документы, по которым учреждение получило исключительные права и на основании которых их оприходовали. На основе упомянутых документов в опись вносят данные о характеристике, назначении нематериальных активов, дате ввода в хозяйственный оборот, сроке полезного использования.
ОТВЕТ 28: Такие матценности принимают материально ответственные лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии, а приходуют — после инвентаризации (п. 1.23 Инструкции № 90). Их вносят в опись "Материальные ценности, полученные во время инвентаризации ". Там указывают следующую информацию: когда, от кого они получены, дату и номер приходного документа, наименование, количество, цену и сумму. Председатель инвентаризационной комиссии ставит подпись на приходных документах с отметкой "После инвентаризации " и со ссылкой на дату описи, в которую записали эти матценности.
ТЕМА 11. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
11.1. Виды отчетности бюджетных организаций.
11.2. Отчетность об исполнении сметы.
11.3. Состав отчетности.
Литература: [1, 6, 7, 8, 13, 14, 35]
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислить разделы актива баланса.
2. Назовите виды работ, которые осуществляются перед составлением годовой отчетности.
3. Какие формы отчетности составляют бюджетные учреждения?
4. Какую информацию отражают в пояснительной записке к годовому отчету.
5. Какие разделы включает пассив баланса?
6. Раскройте общие положения относительно составления отчетности бюджетного учреждения
7. Какой проводкой отражается списание полученных в отчетном году ассигнований общего фонда?
8. Какой проводкой отражается списание расходов отчетного года за счет средств общего фонда?