1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единые требования к порядку инвентаризации основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, содержащимися за счет средств бюджетов всех уровней (далее — учреждения).
1.2. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета путем их сравнения с фактическим наличием имущества.
1.3. Инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по материально ответственным лицам. При инвентаризации в обязательном порядке проводится констатация наличия объектов.
1.4. Основными задачами инвентаризации являются:
ü выявление фактического наличия основных средств, материальных ценностей, бланков строгой отчетности, денежных средств в кассах, на регистрационных, бюджетных, валютных и текущих счетах;
ü выявление неиспользуемых материальных ценностей;
ü соблюдение условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации материальных ценностей;
ü проверка реальной стоимости учитываемых на балансе материальных ценностей, сумм дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе но которой срок исковой
ü давности истек, н других статей баланса.
1.5. Учреждения обязаны проводить инвентаризацию:
1.5.1) зданий, сооружений и других недвижимых объектов не менее одного раза в три года;
1.5.2) музейных ценностей в соответствии со сроками, установленными Министерством культуры Украины;
1.5.3) библиотечных фондов- один раз в пять лет;
1.5.4) других основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов:
в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, местных государственных администрациях, их управлениях (отделах), исполнительных органах местных советов — не менее одного раза в два года;
в других учреждениях — не менее одного раза в год.
Инвентаризация основных средств проводится не ранее 1 октября;
1.5.5) инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней н изделий из них, а также драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в отходах и ломе, осуществляется два раза в год: по состоянию на 1 января и на 1 июля но местам их хранения и непосредственно на производстве;
1.5.6) капитальных работ инвентарного характера и капитальных ремонтов- не менее одного раза в год, но не ранее 1 декабря;
1.5.7) молодняка животных, животных, на откорме, птицы, кроликов, путных зверей и семей пчел— не менее одного раза в квартал;
1.5.8) готовых изделий, сырья и материалов, горючего, кормов, фуража и других материалов не менее одного раза в год, но не ранее 1 октября;
1.5.9) продуктов питания и спирта— не менее одного раза в квартал;
1.5.10) незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства
производственных (учебных) мастерских подсобных сельских и учебно-опытных
хозяйствах, незавершенных научно-исследовательских работ, которые выполняются по
договорам с предприятиями и организациями, - не ранее 1 октября отчетного года и, кроме того, периодически — в сроки, устанавливаемые соответственно министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями, исполнительными органами местных советов;
1.5.11) денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - не менее одного раза в квартал;
1.5.12) регистрационных, бюджетных, валютных и текущих счетов — по мере получения выписок банков;
1.5.13) расчетов платежей в бюджет — не менее одного раза в квартал;
1.5.14) расчетов учреждения с вышестоящей организацией не менее одного раза в квартал;
1.5.15) расчетов с дебиторами и кредиторами— не менее двух раз в год, расчетов в порядке плановых платежей и с депонентами — не менее одного раза в месяц.
1.6. В сроки, предусмотренные п. 1.5 настоящей Инструкции, подлежат инвентаризации материальные ценности, не принадлежащие учреждению — как находящиеся на учете (в арендном пользовании, па ответственном хранении и т. п.), так и неучтенные по каким-либо причинам.
1.7. Инвентаризация всех ценностей проводится в установленные сроки, включая ценности, на предмет наличия которых проведены внеплановые проверки в течение года.
1.8. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения и перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации во время каждой из них, определяются руководителем учреждения, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.
1.9. Проведение инвентаризации является обязательным:
ü перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме случаев, предусмотренных п.1.5;
ü при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
ü при установлении фактов хищений или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов);
ü после пожара или стихийного бедствия (наводнений, землетрясений и др.) — немедленно после ликвидации пожара или стихийного бедствия;
ü в случае ликвидации учреждения;
ü согласно распоряжению судебных и следственных органов;
ü при передаче имущества учреждения в аренду;
ü при передаче предприятий, учреждений, организаций или их структурных подразделений из одного подчинения в другое (на установленную дату передачи).
Инвентаризация может не проводиться в случаях передачи учреждений или их структурных подразделений, а также зданий и сооружений внутри одного министерства, другого центрального органа исполнительной власти (если инвентаризация была ранее проведена в сроки в соответствии с требованиями настоящей Инструкции).
1.10. Ответственность за организацию инвентаризации, правильное и своевременное ее проведение несет руководитель учреждения.
Главный бухгалтер вместе с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан контролировать соблюдение установленных правил проведения инвентаризации.
1.11. Для проведения инвентаризации приказом руководителя учреждения создается комиссия из числа работников учреждения при обязательном участии главного (старшего) бухгалтера. Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель учреждения или его заместитель.
Приказом устанавливаются также сроки начала и окончания работ по проведению инвентаризации и порядок отражения ее результатов в учете.
1.12. В учреждениях, в которых в результате значительного объема работ проведение инвентаризации не может быть обеспечено одной комиссией, создаются также местные комиссии, возглавляемые руководителями соответствующих структурных подразделений, на которые возлагается проведение инвентаризации в структурных подразделениях этих учреждений. Запрещается назначать председателем местной инвентаризационной комиссии
в одном и том же учреждении одного и того же работника два года подряд. В состав местной комиссии включается работник бухгалтерии. Работу местных комиссий организует и контролирует центральная комиссия.
1.13. Проведение инвентаризации в учреждениях, которые обслуживаются централизованной бухгалтерией, оформляется (в части утверждения центральной инвентаризационной комиссии и календарного плана проведения инвентаризации) приказом руководителя учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, а также утверждается распределение работников централизованной бухгалтерии в учреждениях для участия их в местных инвентаризационных комиссиях. На основании этого приказа руководители учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, назначают местные инвентаризационные комиссии, в состав которых обязательно входят работники бухгалтерии и другие специалисты (инженеры, технологи, экономисты и др.), хорошо знающие объект инвентаризации и первичный учет. Местные инвентаризационные комиссии возглавляются представителем руководителя учреждения, назначившего инвентаризацию.
1.14. Центральная инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию материальных ценностей и денежных средств, принадлежащих централизованной бухгалтерии и учреждению, при котором она создана, а также средств в расчетах и бланков строгой отчетности и руководит работой местных инвентаризационных комиссий; в случае необходимости (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и др.) проводит по решению руководителя учреждения повторные сплошные инвентаризации, рассматривает пояснения, полученные от лиц, которые допустили недостачи или порчу ценностей, а также другие нарушения, и дает предложения по порядку урегулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.
Местные инвентаризационные комиссии проводят снятие фактических остатков материальных ценностей, сверяют наличие указанных ценностей с данными бухгалтерского учета и составляют свои заключения о выявленных недостачах и излишках, вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью.
Данные бухгалтерского учета, проставляемые в описях, скрепляются подписью работника бухгалтерии. Материалы инвентаризации рассматриваются и утверждаются лицами, назначенными комиссией для проведения инвентаризации.
1.15. Инвентаризационные комиссии несут ответственность за:
ü своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя учреждения;
ü полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках имущества, основных средств, материальных ценностей, денежных средств и документов, нематериальных активов, ценных бумаг и задолженности в расчетах;
ü правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в соответствии с установленным порядком.
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи неправильных данных о фактических остатках материальных ценностей с целью сокрытия недостач или излишков материальных ценностей несут ответственность в установленном законом порядке.
Запрещается проводить инвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Проверка остатков материальных ценностей в натуре членами комиссии проводится при обязательном участии материально ответственных лиц.
1.16. До начала инвентаризации в бухгалтериях необходимо закончить обработку всех документов о поступлении и выдаче материальных ценностей, сделать соответствующие записи в реестрах аналитического учета и определить остатки на день инвентаризации.
На складах и в других местах хранения материальные ценности должны быть разложены по наименованиям, сортам, размерам и т.п. На материальных ценностях следует вывесить ярлыки с подробными съедениями, характеризующими эти ценности, с указанием их качества, количества, веса и меры.
1.17. Лица, ответственные за сохранность материальных ценностей, до начала инвентаризации дают расписку в том, что все приходные и расходные документы па товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию, все товарно-материальные ценности, ступившие на хранение, оприходованы, а сбывшие — списаны.
1.18. Инвентаризация, кроме инвентаризации продуктов питания и денежных средств, как правило, должна проводиться первое число месяца. Если инвентаризация ценностей в каком-либо месте их хранения не может быть закончена за один день, она может быть начата раньше и закопчена после первого числа. В этом случае данные инвентаризации должны быть скорректированы по состоянию на первое число месяца.
Если инвентаризация на складах или в других закрытых помещениях не закончена в тот же день, то помещение следует опечатать в конце рабочего дня инвентаризационной комиссией. Печать к моменту инвентаризации хранится у председателя инвентаризационной комиссии. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (на обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящиках, шкафах, сейфах, в закрытом помещении, в котором проводится инвентаризация.
1.19. Инвентаризация основных средств, материальных ценностей и денежных средств проводится по их местонахождению и но материально ответственным лицам, на храпении у которых эти ценности находятся. В таком же порядке проводится инвентаризация незавершенного капитального строительства, незаконченного капитального ремонта и незавершенного производства.
Наличие ценностей при инвентаризации выявляется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и т. п., исходя из установленных единиц измерения. Определение веса (объема) материалов, хранящихся насыпом, можно производить на основании технических расчетов, о чем в описях делается соответствующая отметка.
Наименования инвентаризованных ценностей и объектов (предметов) и их количество отражаются в описях но субсчетам, номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На ценности, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его распоряжении, составляются отдельные описи с распределением на арендованные, принятые па ответственное хранение и т.п.
1.20. При проведении инвентаризации основных средств и других материальных
ценностей выявляются все неиспользуемые в учреждении ценности, которые могут быть реализованы. Порядок реализации предусмотрен Типовой инструкцией о порядке списания основных средств бюджетных учреждений, утвержденной совместным приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Министерства экономики Украины от 02.12.97г. № 126/137, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 19.12.97г. под № 608/2412.
1.21. Данные инвентаризации по каждому виду ценностей записываются в инвентаризационные описи отдельно по местонахождению ценностей и лицам, ответственным за их храпение.
Эти описи составляются в двух экземплярах.
При смене материально ответственных лиц составляются три экземпляра описи.
Описи подписываются председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии, а материально ответственные лица пишут на каждой описи расписку следующего содержания:
«Все ценности, поименованные в данной инвентаризационной описи с №__ по №__, проверены комиссией в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».
Описи могут быть заполнены как от руки, гак и с помощью средств вычислительной и другой оргтехники. Описи, составленные от руки, заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно. Какие-либо исправления и подчистки не допускаются. На каждой странице описи прописью указываются число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. п.) эти ценности показаны. В тех случаях, когда материально ответственные лица выявят после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия выполняет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. Исправления
должны быть указаны и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. В описях нельзя оставлять незаполненные строки. На последних страницах описи незаполненные строки прочеркиваются.
1.22. В случае смены материально ответственного лица в описях лицо, принявшее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее — в их сдаче.
1.23. Материальные ценности, полученные во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации. Эти материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Материальные ценности, полученные во время инвентаризации». В описи указываются: когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которой записаны эти ценности.
1.24. На больших складах при длительном проведении инвентаризации, в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера учреждения, в процессе инвентаризации материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформление описи должно осуществляться в таком же порядке, как и при поступлении материальных ценностей во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.
1.25. Объекты (предметы) основных средств, материалов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться не в учреждении (автомобили, морские и речные суда, которые ушли в дальние рейсы; машины и оборудование, отправленные на капитальный ремонт и т. п.), следует проинвентаризировать до момента их временного выбытия из учреждения.
1.26. В межинвентаризационный период в учреждениях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, которые проводятся в межинвентаризационный период, выполняются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя учреждения.
1.27. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти могут разрабатывать собственные нормативно-правовые акты с учетом особенностей отрасли по применению настоящей Инструкции по согласованию с Главным управлением Государственного казначейства Украины.
2. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1. До начала инвентаризации следует проверить:;
наличие и состояние реестров учета (карточек, книг, описей и др.);
наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые учреждением в аренду, на хранение, во временное пользование. При отсутствии документов следует обеспечить их получение или оформление данных. Оценка таких объектов производится в соответствии с действительной восстановительной стоимостью и оформляется соответствующими актами.
4. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ, ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ
4.1. Инвентаризация материалов, продуктов питания, топлива, продукции подсобных (учебных) сельских хозяйств и производственных (учебных) мастерских, других материальных запасов проводится но местам хранения и отдельно по материально ответственным лицам. Материальные запасы при инвентаризации записываются в описи по каждому отдельному наименованию г указанием номенклатурного номера, вида, группы, сорта и количества (счета, веса или меры).
4.2. На выявленные при инвентаризации непригодные или испорченные материальные ценности дополнительно составляются акты, в которых указываются причины, степень и характер порчи материальных ценностей, а также виновные лица, допустившие их порчу.
4.3. Тара вписывается в опись по видам, целевому назначению и качественному составу (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. п.).
На ставшую непригодной тару инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
5. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МОЛОДНЯКА ЖИВОТНЫХ И ЖИВОТНЫХ НА ОТКОРМЕ
5.1. Молодняк крупного рогатого скота и животные на откорме включаются в опись отдельно с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и др.
5.2. Животные на откорме учитываются в групповом порядке, включаются в описи по возрасту и половым группам с указанием количества голов и живого веса в каждой группе.
5.3. Опись составляется по видам животных отдельно в фермах, цехах, отделениях, бригадах в разрезе учетных групп и материально ответственных лиц.
6. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАЛОЦЕННЫХ II БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
6.1. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы инвентаризуются по их местонахождению и по материально ответственным лицам.
6.2. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся в опись по наименованиям в соответствии с номенклатурными номерами и в единицах измерения, принятых в бухгалтерском учете.
6.3. При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в личное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с проставлением подписи в описи.
6.4. Белье, постельные вещи, одежда и обувь одного наименования, близкие по размерам, качеству материала и цене, заносятся в опись суммарно, с указанием количества этих предметов и их инвентарных номеров.
6.5. Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и на ремонт, следует записывать в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций учреждений, предоставляющих эти услуги.
6.6. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, ставшие непригодными, но не списанные, в инвентаризационную ведомость не вписываются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин непригодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях. При этом в описях делаются отметки о непригодности.
6.7. По малоценным и быстроизнашивающимся предметам, которые учитываются в оперативном порядке, описи не составляются, а проверяется фактическое наличие этих предметов у материально ответственных лиц путем сравнения с ведомостью оперативного учета. Выявленная при этом недостача предметов оформляется актом.
7. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
7.1. В бюджетных научно-исследовательских учреждениях и учебных заведениях инвентаризуются незаконченные работы, выполняемые по договорам с предприятиями и организациями.
7.2. При проведении инвентаризации необходимо установить:
наличие договора с заказчиком;
правильность определения сметной стоимости выполненных работ по каждой теме на дату инвентаризации;
правильность отражения фактических расходов по теме и наличие неиспользованных материальных ценностей;
причины резкого или необоснованного отклонения фактических расходов от сметной стоимости;
учет расходов по законченным и оплаченным заказчиком работам.
7.3. Инвентаризация проводится но темам (договорам), при этом инвентаризационной комиссией выверяется сметная (договорная) стоимость выполненной части каждой темы, а в бухгалтерии — фактические расходы.
7.4. Заключения инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией научного учреждения и оформляются протоколом, в котором указываются меры, направленные на выявление недостатков.
8. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ (УЧЕБНЫХ) МАСТЕРСКИХ
8.1. В производственных (учебных) мастерских к незавершенному производству относятся заготовки (детали, узлы, агрегаты) и изделия, обработка и сборка которых еще не закончены; готовые изделия, не полностью укомплектованные и не переданные на склад.
Перед началом инвентаризации необходимо сдать на склад все ненужные для производства материалы, купленные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Заготовки незавершенного производства и полуфабрикаты, находящиеся в мастерских, следует привести в порядок, который обеспечил бы удобство и правильность подсчета их количества.
Проверка остатков заготовок незавершенного производства (деталей, узлов и др.) проводится путем фактического подсчета, перевешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждой мастерской с указанием наименования заготовок, стадии или степени их готовности, количества или объема.
8.2. Материалы и купленные полуфабрикаты, которые находятся на рабочих местах
и не подвергнуты обработке, в описи инвентаризации незавершенного производства не включаются, а подлежат инвентаризации отдельно и записываются в отдельные описи.
9. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПОДСОБНЫХ (УЧЕБНЫХ)
СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ
9.1. В подсобных (учебных) сельских хозяйствах при учреждениях в незавершенное производство включаются расходы под озимые посевы, на -вспашку зяби, подготовку пара, парников и теплиц, а также расходы для закладки садов, ягодников и виноградников.
Инвентаризация проводится по каждому виду незаконченных работ, при этом инвентаризационной комиссией проверяются натуральные показатели и фактические расходы. Фактические расходы определяются путем выборки из первичных документов и учетных регистров (нарядов, требований на семена и материалы, путевых листов и др.).
10. Инвентаризация денежных средств, ценностей и бланков строгой отчетности в кассе учреждения
10.1. При инвентаризации кассы учреждения следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в народном хозяйстве Украины, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 02-.02.95г. №21, с изменениями и дополнениями.
11. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ
11.1. Инвентаризация регистрационных, бюджетных, валютных и текущих счетов, расчетов с бюджетом, подотчетными лицами, рабочими и служащими, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается в сверке документов и записей в реестрах учета и проверке обоснованности сумм, отраженных на соответствующих счетах. Комиссия устанавливает сроки возникновения задолженности по этим счетам, реальность задолженности и виновных лиц, в случаях пропуска сроков исковой давности.
11.2. Всем дебиторам учреждения-кредиторы должны передать данные об их задолженности, которые предъявляются инвентаризационной комиссии для подтверждения реальной задолженности. Дебиторы обязаны в течение десяти дней со дня получения доку ментального подтверждения подтвердить задолженность или заявить свои возражения. На счетах расчетов с дебиторами и кредиторами должны оставаться только согласованные суммы. Если до конца отчетного периода не удалось устранить возникшие расхождения или расхождения не установлены, то расчеты с дебиторами и кредиторами показываются каждой из сторон в своем балансе в суммах, которые вытекают из их бухгалтерских записей и признаны ею верными.
11.3. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
ü правильность расчетов с банками, с финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, с вышестоящим учреждением, другими учреждениями, а также со структурными подразделениями учреждения, выделенными на отдельные балансы;
ü задолженность подотчетных лиц. а также правильность и обоснованность сумм задолженности по недостачам и хищениям и принятые меры по взысканию этой задолженности;
ü правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, срок исковой давности которых истек, подлежат списанию с бухгалтерского учета в порядке, определенном Государственным казначейством Украины;
ü реальность задолженности рабочим и служащим по заработной плате, по расчетам с рабочими и служащими по безналичным перечислениям;
ü приняты ли меры для взыскания дебиторской задолженности в установленном порядке.
11.4. Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом.
В акте указываются наименование проинвентаризированных субсчетов и суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов и кредиторской и дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности. В указанных видах задолженности к акту следует приложить справку, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что
учитывается задолженность, с какого времени и на основании каких документов.
11.5. По суммам дебиторской задолженности, но которой истек срок исковой давности, в справке указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.
Дебиторская задолженность, относительно которой срок исковой давности истек, списывается по решению руководителя учреждения на изменение результата исполнения сметы доходов н расходов за прошлый год.
Списание долга вследствие неплатежеспособности должника не является основанием для отмены задолженности. Задолженность следует отражать за балансом не менее пяти лет с момента списания для отслеживания возможности ее взыскания в случае изменения имущественного состояния должника.
Тщательно следует проверить и отразить в справке суммы дебиторской задолженности, списанные с баланса вследствие неплатежеспособности ответчика и невозможности обращения взыскания на его имущество, как, например:
обоснованность списания этой задолженности;
правильность учета списанной задолженности по балансу;
осуществление надзора за возможностью ее удержания в случаях изменения имущественного состояния должников.
12. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И НЕЗАКОНЧЕННЫХ КАПИТАЛЬНЫХ РЕМОНТОВ
12.1. Наличие и объем незавершенного капитального строительства и незаконченных капитальных ремонтов устанавливаются при инвентаризации путем проверки их в натуре. В составляемых при этом актах указываются наименование объекта, списание и объем выполненных работ по каждому объекту и виду работ, сметная и фактическая стоимость.
12.2. Инвентаризационная комиссия должна проверить:
не имеется ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, которое передано для монтажа, но монтаж которого фактически не начат. При выявлении такого оборудования необходимо сделать соответствующие исправления в учете и отчетности;
состояние законсервированных и временно приостановленных строительных объектов.
строительных объектов. В каком случае следует выявить причины и основания их консервации. На законченные объекты, которые по каким-либо причинам не введены в эксплуатацию, составляются отдельные акты.
На объект прекращенного строительства, а также на проектно-разведочные работы по незаконченному строительству, подлежащие списанию с баланса, составляются отдельные актыI, в которых указываются все данные о характере выполненных работ и их стоимость согласно смете, с указанием причин прекращения строительства.
На незаконченный капитальный ремонт зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов составляется отдельный акт, в котором указываются: наименование находящегося в ремонте объекта, опись и процент выполнения работ, сметная и фактическая стоимость выполненных работ.
13. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗАБАЛАНСОВЫХ СТАТЕЙ
13.1. Инвентаризация забалансовых статей проводится в порядке, установленном для инвентаризации статей баланса.
14. ПРОВЕРКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
14.1. После окончания инвентаризации оформленные описи (акты) сдаются в бухгалтерию для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации. При этом количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета ставятся напротив соответствующих данных описи и путем сравнения выявляются расхождения между данными инвентаризации и данными учета.
14.2. Результаты инвентаризации ценностей, принадлежащих другим организациям, с приложением копии описи сообщают их владельцам. На последней странице описи также следует сделать отметку о проверке цен, таксировку и подсчет результата за подписями лиц, проводивших эту проверку.
14.3. Инвентаризационная комиссия проверяет правильность определения бухгалтерией результатов инвентаризации и свои заключения и предложения отражает 15 протоколе заседания инвентаризационной комиссии.
В протоколе приводятся подробные данные о причинах и лицах, виновных в недостачах, потерях, а также излишках, и указывается, какие приняты меры к виновным лицам.
Не позднее чем за десять дней после окончания инвентаризации протоколы инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения; в централизованных бухгалтериях протоколы центральной инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия.
Материалы инвентаризации и решения по регулированию расхождений утверждаются руководителем учреждения с включением результатов в отчет за тот период, в котором закончена инвентаризация, а также и в годовой отчет.
14.4. Срок хранения документов по инвентаризации (инвентарных описей, актов, протоколов заседаний инвентаризационных комиссий) в учреждениях составляет три года при условии завершения ревизий согласно Перечню типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденному приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 31.03.97г. № 11-а. В случаях возникновения споров, разногласий, возбуждения уголовных дел хранятся до вынесения соответствующего решения.
15. ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫХ РАЗНИЦ
15.1. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета регулируются учреждением в следующем порядке:
ü основные средства, материальные ценности, ценные бумаги, денежные средства и другое имущество, выявленные в избытке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на увеличение финансирования учреждения с дальнейшим установлением причин возникновения излишков и виновных в этом лиц;
ü убыль материальных ценностей в пределах утвержденных норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя учреждения на уменьшение финансирования. Нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления фактических недостач и после зачета недостачи ценностей излишками при пересортице. При отсутствии норм естественной убыли убыль рассматривается как недостача сверх нормы;
ü недостача ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей относятся на счет виновных лиц по ценам, по которым исчисляется размер ущерба от хищений, недостач, уничтожения и порчи материальных ценностей;
ü потери и недостачи сверх нормы естественной убыли материальных ценностей, включая готовую продукцию, в тех случаях, когда виновные не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, зачисляются на уменьшение финансирования.
15.2. В случаях взыскания ущерба с виновных лиц, причиненного хищением, недостачей или утратой, определение сумм убытком осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.96г. № 116 «Об утверждении Порядка определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей» и Законом Украины «Об определении размера убытков, нанесенных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или утратой драгоценных металлов, драгоценных камней или валютных ценностей».
15.3. При установлении недостач н потерь, возникших вследствие злоупотреблений, соответствующие материалы в течение пяти дней после установления недостач н потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск.
15.4. Недостачи материальных ценностей сверх норм естественной убыли, потери от порчи, стихийного бедствия (наводнения, пожара и др.), а также если конкретные виновники не установлены, то потери от нераскрытых хищений списываются с балансов на уменьшение финансирования только после тщательной проверки действительного отсутствия виновных лиц и принятия необходимых мер для недопущения фактов потерь
в дальнейшем в следующем порядке:
по сметам министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, их управлений и отделов, исполнительных органов местных советов независимо от суммы но каждому случаю недостач или порчи материальных ценностей — соответственно, с разрешения руководителей министерств, других центральных органов исполнительной власти, председателей местных государственных администраций, начальников управлений (отделов), председателей исполнительных органов местных советов;
по сметам учреждений, содержащихся за счет бюджета;
а) на сумму до 75 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан включительно но каждому случаю недостач или порчи материальных ценностей — с разрешения руководителя учреждения;
б) на сумму от 75 до 150 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан включительно по каждому случаю недостач или порчи материальных ценностей — с разрешения руководителя вышестоящего учреждения;
в) на сумму более 150 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан по каждому случаю недостач или потерь материальных ценностей- с разрешения руководителей министерств, других центральных органов исполнительной власти, председателей местных государственных администраций, председателей исполнительных органов местных советов.
В документах, которые учреждения представляют для оформления списания недостач сверх норм естественной убыли и потерь от порчи материальных ценностей, следует указать меры, принятые для предупреждения таких потерь.
15.5. Списание с баланса учреждения расходов на прекращенное строительство, расходов на проектно-разведочные работы по неосуществленному строительству производится на основании документов инвентаризации.
Приложение 4