Сама по себе потребность не является побуждением к деятельности. Для того чтобы потребность заработала и выполнила роль движущей силы поведения, необходим пусковой механизм – мотив, т.е. необходимо соотнесение потребности с предметом, который способен данную потребность удовлетворить.
Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Он находиться внутри человека, как чувственно окрашенное, обязательно приятное представление будущей процедуры достижения и обладания. Это предвкушение достигнутого становится внутренней силой, побуждающей к действию, и которая составляет содержание глагола «хотеть». Осознание потребности приводит к оживлению в памяти представления о предметах или ценностях, способных удовлетворять данную потребность, обычно их называют «благо».
Когда благо определено, способы овладения намечены, привлекательность объекта высоко оценена – возникает намерение действовать.
Есть различные варианты соотношения потребностей и мотивов.
Потребность в общении может быть удовлетворена через ряд мотивов:
|
|
- поговорить по телефону
- пойти на свидание
- и т.д.
В то же время несколько потребностей могут быть удовлетворены через один мотив. Побуждение пойти на дискотеку может возникнуть из потребности:
- самовыражения
- общения
- эстетической и т.д.
Таким образом, при внешнем сходстве и родстве потребности Ии мотивы не одно и то же.
Потребности – явление субъективно-объективное, они заданы человеку социальными отношениями.
Мотив – явление чисто субъективное «мое» и ничье больше. Набор потребностей относительно ограничен, но уникальность и неповторимость личности определяется степенью и уровнем удовлетворения, силой желания и активностью, богатством и разнообразием способов удовлетворения – т.е. непохожестью мотивов.
Уникальность личности определяется не ассортиментом потребностей, а качеством удовлетворения абсолютно одинакового для всех людей набора базовых потребностей.
Людей отличает мотивация. Мотивы различаются:
- по направленности (на высокие или низменные объекты предпочтения)
- по силе и интенсивности стремления
- по разнообразию объектов, удовлетворяющих потребности.