Принципы дифференцированного подхода в трудовом обучении

Планируя дифференцированный подход к проведению уроков трудового обучения, учитель должен руководствоваться некото­рыми принципами.

1. Принцип всестороннего изучения учебно-трудовой деятельно­сти ребенка - с интеллектуальными нарушениями и учет ведущих интегральных качеств его личности. Реализация данного принципа состоит в построении системы наблюдений за учащимися в I — III классах с целью выявления уровня развития основных компо­нентов трудовой деятельности, особенностей психических про­цессов и индивидуальных личностных качеств каждого ребенка. Учитывая эти данные, педагог объединяет детей со сходными ха­рактеристиками в отдельные группы.

2. Принцип исправления наиболее нарушенных сторон трудовой деятельности с опорой на сохранные возможности учащихся. Дан­ный принцип вытекает из положения о том, что адаптационные возможности учащихся повышаются в результате коррекционной работы. Поэтому важно не только развивать наиболее со­хранные функции и качества умственно отсталых школьников, но и учитывать эти положительные факторы, чтобы обеспечить успешное формирование тех сторон трудовой деятельности, ко­торые у них нарушены наиболее сильно. Как правило, у уча­щихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида менее всего сформированы интеллектуальные трудо­вые умения (умения анализировать образец, планировать ход предстоящей работы, действовать в соответствии с планом и др.). У многих детей нарушена исполнительная сторона трудовой дея­тельности, немало школьников с нарушением работоспособно­сти.

3. Принцип предупреждения ошибочных действий, обусловленных индивидуально-типическими особенностями учащихся. Выявление индивидуальных особенностей позволяет учителю предвидеть по­явление ошибочных действий в практической работе, усвоении знаний, поведении. Помимо обучающего эффекта предупрежде­ние ошибок воспитывает у школьников положительное отноше­ние к обучению в мастерских и труду в целом. Необходимость ча­сто вносить исправления и переделывать работу создает отрица­тельное отношение к урокам труда.

4. Принцип связи продуктивности дифференцированного подхода с уровнем положительного отношения школьников к урокам трудо­вого обучения. Создание психологической готовности, эмоциональ­но-волевого настроя учащихся играет важную роль в реализации дифференцированного подхода к обучению школьников и явля­ется его необходимым компонентом. Ведь достижение коррекционных целей во многом зависит от мотивации учебно-трудовой деятельности учащихся.

5. Принцип направленности дифференцированного подхода на все­мерное продвижение детей в обучении. При правильно организо­ванной работе происходит формирование необходимых сторон трудовой деятельности, приобретение ряда знаний и умений. Не­обходимо постепенно повышать требования к знаниям и умениям школьников, опираясь на их успехи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: