Развитие выразительности речи педагога дополнительного образования, основные нормы литературного произношения, культура техника речи педагога

Средства выразительности устной речи

Процесс развития выразительности речи направлен на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.

Речевое дыхание. Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно в речи. Это один из самых существенных элементов искусства речи. От того, как дышит актер, чтец, как он пользуется своим дыханием, зависит красота, сила, легкость его голоса, мелодичность речи. Дыхание, которым пользуется человек во время речи, называется фонационным.

Фонационное дыхание отличается от физиологического необходимостью

экономно расходовать воздух и своевременно его добирать. Звук образуется на выдохе, поэтому для речи нужно иметь запас воздуха. Ученые различают четыре типа фонационного дыхания: верхнее, грудное, диафрагмальное и диафрагмально-реберное. Последний тип является оптимальным для осуществления речевого акта. Правильное дыхание - это дыхание свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Хорошее фонационное дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:

- Вдыхать глубоко носом и ртом;

- Вдыхать бесшумно (незаметно);

- Не перебирать дыхания при вдохе;

- Пополнять запас воздуха при малейшей возможности;

- Не задерживать дыхания в паузах;

- Не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться.

Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом.

Голос

Большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос.

Выделяются следующие основные качества профес­сионального речевого голоса:

Первое - достаточная сила звука. Голосдолжен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии тех­нических средств усиления. Это качество носит название динамического диапазона голоса.

Второе - посыл звука,то есть его способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.

Третье - подвижность, гибкость голоса, так называе­мый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии от­тенков в меняющемся интонационном мелодическом ри­сунке устной речи.

Четвертое - тембр голоса. От того, насколько выра­зителен голос в своей тембральной окраске, зависит лег­кость восприятия слушателями смысла высказывания.

Пятое - полетность звука, его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.

Шестое - выносливость, малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном выступлении, выдерживать зна­чительную голосовую нагрузку.

Оптимальным является голос средней силы и высоты, т.к. его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Однако голос, как и дыхание, следует развивать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: