Негативную информацию, например, поставив под сомнение компетентность

своего партнёра, дав ему оценку типа <Сам глуп>, приписав ему злые намере-

Ния или наделив иными негативными чертами. В результате подобного обще-

Ния партнеры только психологически травмируют друг друга.

Из всего нами сказанного у читателя может сложиться впечатление, что в

Формах подачи обратной связи есть только две альтернативы: одна - по сущест-

Ву уклониться от обратной связи, а другая - подать ее в форме всеобщей не-

Гативной оценки, спровоцировав, возможно, ссору. Однако мнение о том,

что <третьего не дано>, в этом случае ошибочно. На самом деле этим <третьим>

Выступает обратная связь, подаваемая при соблюдении определенных условий.

Использование специфичной и аргументированной обратной связи в зна-

Чительной мере облегчает ее восприятие. Действительно, общие высказыва-

ния типа <Ты злой человек> приносят мало пользы тем, кому они пред-

Назначены, поскольку остается неясным, на чем они основаны и что конкрет-

Но имеется в виду. Подобные суждения обычно относятся к поведению вооб-

Ще, и это мешает установить, что вызвало такую оценку. Кстати, то же самое

Может относиться и к положительной обратной связи в абстрактной оценочной

форме (в виде, например, высказывания <Ты хороший>).

Обратную связь можно назвать специфичной, если она относится к

определенному, конкретному случаю, поведению партнера. Например: <Ты

"рчера поступил по-товарищески, поддержав меня в споре с Н.> - явно спе-

Дифичное суждение. Человеку сразу станет ясно, что конкретно в его поведе-

IIEBH одобряется и поддерживается.

Особый интерес представляют для нас суждения, не содержащие непосред-

Чгаенной оценки, - описательные. В этом случае ослабляется острота проблем,

Которые Возникают, когда высказывания носят оценочный характер. Вот при-

"[,еры таких суждений: <Твое стремление доминировать в разговоре вызывает у

?ня раздражение>; <Сегодня меня в тебе огорчает твое отношение к уроку

[глийского языка>; <С тобой сегодня легко, интересно и весело>; <Твоя

)ивычка не смотреть в глаза собеседнику невольно порождает у меня чувство

доверия>.

Нетрудно заметить, что приведенные высказывания, как правило, со-

Ррокат в себе вполне отчетливую оценку. Однако, в отличие от собственно

Йценочных суждений, о которых шла речь выше, оценка описательных суждений

Вносится не к адресату обратной связи непосредственно, а к состояниям че-

Овека. В истинности такого высказывания трудно усомниться - здесь партнер

Рворит о самом себе, своем огорчении, раздражении, радости. В результате


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: