своего партнёра, дав ему оценку типа <Сам глуп>, приписав ему злые намере-
Ния или наделив иными негативными чертами. В результате подобного обще-
Ния партнеры только психологически травмируют друг друга.
Из всего нами сказанного у читателя может сложиться впечатление, что в
Формах подачи обратной связи есть только две альтернативы: одна - по сущест-
Ву уклониться от обратной связи, а другая - подать ее в форме всеобщей не-
Гативной оценки, спровоцировав, возможно, ссору. Однако мнение о том,
что <третьего не дано>, в этом случае ошибочно. На самом деле этим <третьим>
Выступает обратная связь, подаваемая при соблюдении определенных условий.
Использование специфичной и аргументированной обратной связи в зна-
Чительной мере облегчает ее восприятие. Действительно, общие высказыва-
ния типа <Ты злой человек> приносят мало пользы тем, кому они пред-
Назначены, поскольку остается неясным, на чем они основаны и что конкрет-
|
|
Но имеется в виду. Подобные суждения обычно относятся к поведению вооб-
Ще, и это мешает установить, что вызвало такую оценку. Кстати, то же самое
Может относиться и к положительной обратной связи в абстрактной оценочной
форме (в виде, например, высказывания <Ты хороший>).
Обратную связь можно назвать специфичной, если она относится к
определенному, конкретному случаю, поведению партнера. Например: <Ты
"рчера поступил по-товарищески, поддержав меня в споре с Н.> - явно спе-
Дифичное суждение. Человеку сразу станет ясно, что конкретно в его поведе-
IIEBH одобряется и поддерживается.
Особый интерес представляют для нас суждения, не содержащие непосред-
Чгаенной оценки, - описательные. В этом случае ослабляется острота проблем,
Которые Возникают, когда высказывания носят оценочный характер. Вот при-
"[,еры таких суждений: <Твое стремление доминировать в разговоре вызывает у
?ня раздражение>; <Сегодня меня в тебе огорчает твое отношение к уроку
[глийского языка>; <С тобой сегодня легко, интересно и весело>; <Твоя
)ивычка не смотреть в глаза собеседнику невольно порождает у меня чувство
доверия>.
Нетрудно заметить, что приведенные высказывания, как правило, со-
Ррокат в себе вполне отчетливую оценку. Однако, в отличие от собственно
Йценочных суждений, о которых шла речь выше, оценка описательных суждений
Вносится не к адресату обратной связи непосредственно, а к состояниям че-
Овека. В истинности такого высказывания трудно усомниться - здесь партнер
Рворит о самом себе, своем огорчении, раздражении, радости. В результате