вариант: <седина в голову - бес в ребро>. И опять всё сначала...
Бдительные воспитатели обязывают детей быть здоровыми, желая при
Этом, чтобы их здоровая физиология не проявляла себя иначе, как по брачным
Свидетельствам, в противном случае объявляют ее нездоровой.
Требуют браков, как положено по любви, браков, хорошо обдуманных, не
Желая вообразить, что же это за мера такая - обдуманная любовь.
Желают счастья и не допускают к нему; оберегая от несчастья, несчастными
А дети не знают, что их воспитывают точно такие же несчастные дети.
Они даже, к сожалению, не хотят этого знать. И поэтому бдительными воспи-
, тателями очень скоро становятся они сами.
До трех лет. Не создавайте проблем. Сосунок, младенец, малыш.. Можно
Еще ползать и ходить вполне голеньким - сама невинность, сама чистота.
Уже в этом возрасте есть неоформленный эротизм: влечение к телу. к объя-
Тиям, к ласке.
Естественно - как и желание любящих взрослых, особенно матери, бабушек,
Тетушек, - ласкать, тискать, тормошить, обнимать, прижимать к себе. Так
Всё и должно быть. Желательно лишь не переходить меру - быть несколько сдер-
Жаннее, чем побуждает чувство, и избегать ласк слишком локальных.
Естественно и любопытство малышей к своим гениталиям. Собственное
Мело так же удивительно, как все остальное, и все в какой-то момент замечается,
<приковывает внимание. Не ужасаться и ни в коем случае не одергивать, не на-
казывать, не <давать по рукам>! Большой риск дальнейших осложнений, неврозов-
Все откладывается в бессознательной памяти...
1" Если кажется, что слишком <увлекся>, - мягко отвлечь. Период самоиссле-
Ования необходим и пройдет сам собой.
Случается бессознательный онанизм. Механизм точно такой же, как, на-
пример, при неотвязном сосании пальца. Ребенок не знает, что это <плохо>, а
Узнавая (обычно сразу же в форме наказания), не понимает почему. Сразу - чре-
ватый далекими последствиями конфликт, ошибка влечения с грубым <воздейст-
вием>. Освободиться от автоматизма не в состоянии, наоборот: даже сильная
Оль и страх лишь закрепляют, усиливают влечение, притом его извращая...
Не раздувать <проблему> - пройдет.
Главные <не>:
Не наказывать,
Не пугать,
Не стыдить,
Не выслеживать.
Еще: не стискивать одеждой; не понуждать долго сидеть и лежать; не
Перекармливать; не перегревать.
А главные <да> - и как можно больше: простора, движения, воздуха, разно-
Образия.
После трех. Не только вопросы. Уже с года-полутора начинаем требовать
Опрятности. А где-то с двух-трех подходит к концу привилегия младенчества -